Управление отдельными отраслями экономики

Промышленность – ведущая отрасль народнохозяйственно­го комплекса государства, ставящая своей целью добычу и пе­реработку природных богатств. От состояния и развития промышленности зависят состояние и развитие других отраслей народного хозяйства, социально-культурного и административ­но-политического строительства, а, следовательно, и уровень жиз­ни граждан, развития общества, государства в целом.

Управление промышленностью осуществляется по отрасле­вому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее раз­витие производственных сил общества и государства, повыше­ние эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественны­ми товарами, услугами и т.д.

Система органов управления промышленностью включает: промышленные министерства; государственные комитеты, кото­рые имеют свои промышленные объекты; местные советы и их исполкомы (по вопросам, делегированным им государством); администрации промышленных объединений и промышленных предприятий.

Общее управление промышленностью в Республике Бела­русь, проведение государственной политики в этом направле­нии возложены на Совет Министров, который управляет объек­тами государственной собственности, направляет и координи­рует работу министерств, иных органов исполнительной влас­ти и др.

Центральное место среди органов управления промышлен­ностью занимают промышленные министерства, на которые воз­ложены задачи по непосредственной практической реализации государственной политики в соответствующих отраслях.

В систему органов управления промышленностью входят также органы министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления на местах, которые дей­ствуют на основании соответствующих положений о них, и ад­министрации государственных промышленных объединений, про­мышленных предприятий. Это говорит о том, что управление отраслями и подотраслями промышленности организуется, как правило, по трехзвенной системе: министерство – областное уп­равление – предприятие. В ряде случаев (при управлении боль­шими промышленными образованиями – объединениями или при управлении предприятиями, которые имеют особо важное для народного хозяйства или отрасли значение) используется двухзвенная система: министерство – промышленное предприя­тие или объединение.

Непосредственное руководство основным производственным звеном промышленности – промышленным предприятием – осуществляет вышестоящий (относительно него) орган – админис­трация объединения – для предприятия, которое входит в его состав, или непосредственно министерство – для объединений и некоторых наиболее важных предприятий министерства, а так­же предприятий, которые напрямую подчинены министерству.

Промышленные предприятия и их объединения – основные (первичные) звенья промышленности. Именно они являются непосредственными производителями промышленной продукции. Их деятельность соединяет в себе как централизованное руко­водство, так и самостоятельность и инициативу в принятии кон­кретных решений в пределах своих полномочий и в соответ­ствии с прогнозами экономического и социального развития от­расли, предписаний вышестоящих органов.

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), призван­ное обеспечивать общество продовольствием и сырьем для про­мышленного производства, охватывает производство сельскохо­зяйственной продукции, ее заготовку (закупку) и переработку.

Государственная политика в сфере агропромышленного ком­плекса направлена на установление правовых основ его функци­онирования, утверждение национальных и других программ эко­номического, научно-технического, социального и культурного развития села, определение объемов бюджетного финансирова­ния, направлений инвестиционной политики.

Президент и Совет Министров Республики Беларусь опреде­ляют потребность государства в сельскохозяйственной продук­ции и сырье, осуществляют политику поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, защиты внут­реннего рынка, в пределах своей компетенции и бюджетного финансирования создают, реорганизуют и ликвидируют респуб­ликанские и местные органы государственного управления агро­промышленным комплексом.

Систему специализированных органов государственного уп­равления агропромышленным комплексом возглавляет Мини­стерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бе­ларусь (Минсельхозпрод) – республиканский орган исполнитель­ной власти, деятельность которого направляется и координиру­ется Советом Министров Республики Беларусь. Минсельхозпрод является главным (ведущим) в системе республиканских орга­нов исполнительной власти по вопросам формирования и обес­печения реализации государственной аграрной политики, про­довольственной безопасности государства, государственного уп­равления в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленно­сти, переработки сельскохозяйственной продукции и иных по­дотраслей данной сферы.

Основные задачи Минсельхозпрода:

1. обеспечение реализации государственной аграрной политики, организация разработки и осуществление мероприятий по гарантированию продовольствен­ной безопасности государства;

2. обеспечение осуществления госу­дарственного управления в отраслях агропромышленного про­изводства; разработка и реализация мероприятий по структур­ной перестройке отраслей агропромышленного производства;

3. участие в реализации государственной политики в сфере пред­принимательства;

4. участие в формировании и реализации соци­альной политики в сельской местности;

5. координация деятель­ности органов власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местнос­ти; обеспечение продовольственной безопасности государства;

6. проведение аграрной реформы.

Государственную политику в области земельных отношений проводит Государственный комитет по имуществу, который осуществляет проведение единой государственной в части земельных отношений.

Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления, что связано с разграничением государственной собственности (на общегосу­дарственную и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищ­но-коммунального хозяйства. В деятельности по управлению рассматриваемыми сферами в нынешних условиях хозяйствова­ния соответствующие органы реализуют свои функции путем координационных, разрешительных, контрольно-надзорных пол­номочий.

Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством охватывает две важнейшие составные части эконо­мики: строительство и жилищную сферу.

Строительство является отраслью материального производ­ства, которая обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культур­ного и жилищного назначения.

Управление строительством включает проведение единой технической политики в отрасли, планирование и разработку организационно-правовых основ проектирования и строитель­ства, их материально-техническое и финансовое обеспечение, нор­мирование, работу с кадрами, организацию техники безопаснос­ти и охраны труда, проведение мероприятий по повышению качества архитектурных и строительных работ, осуществление контроля за соблюдением строительных правил, норм, стан­дартов и др.

Основные задачи в сфере строительства: коренное измене­ние инвестиционной политики, значительное сокращение коли­чества одновременно сооружаемых объектов, существенное умень­шение объектов незавершенного строительства, развитие малых и средних населенных пунктов.

Жилищная сфера охватывает управление жилищным фон­дом и объектами коммунального хозяйства, их содержание, стро­ительство и ремонт.

Жилищный фонд – это совокупность жилых домов и жи­лых помещений, независимо от форм собственности. Он состоит из государственного жилищного фонда, общественного жилищ­ного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов и час­тного жилищного фонда.

Коммунальное хозяйство делится на следующие группы объектов:

а) санитарно-технические (водопровод, канализация, предприятия по очистке городов);

б) энергетические (электро­станции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети);

в) транспортные (троллейбусы, трамваи и др.);

г) объекты внеш­него благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мосто­вые и т.д.).

Органы управления жилищно-коммунальным хозяйством организуют выполнение программ развития отрасли, обеспечи­вают деятельность жилищно-коммунальных объектов, подбор и расстановку кадров, проводят единую техническую политику, осуществляют мероприятия по усовершенствованию коммуналь­ного обслуживания населения, промышленных и социально-куль­турных объектов, разработку и организационное обеспечение уп­равленческих решений.

Особенностью управления жилищно-коммунальным хозяй­ством является то, что значительные полномочия по управле­нию этой отраслью имеют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, принимают региональные программы развития предприятий отрасли и организуют их выполнение.

Республиканскими органами государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Министерство архитектуры и строительства.

Управление строительством и жилищно-коммунальным хо­зяйством на местах возложено на соответствующие управления и отделы местных исполкомов.

Сфера управления торговлей охватывает несколько направ­лений деятельности – внешнеэкономическую, торговую, быто­вого обслуживания населения. Их осуществление регулируется Конституцией Республики Беларусь, законами «О торговле», «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом, актами Президента, Совета Министров и другими нормативными право­выми актами.

Основные принципы государственного регулирования тор­говли:

- соблюдение равенства прав субъектов торговли на осу­ществление торговли; исключение неправомерного вмешатель­ства государственных органов в деятельность субъектов торгов­ли;

- приоритет экономических методов государственного регули­рования торговли;

- обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара;

- ограничение, пре­сечение и предупреждение монополистической деятельности, со­здание равных условий для развития свободной конкуренции;

- защита государством прав и законных интересов субъектов тор­говли и потребителей.

Основные формы государственного регулирования торговли: сертификация, техническое нормирование и стандартизация, го­сударственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; кво­тирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

К основным полномочиям Министерства торговли Респуб­лики Беларусь в области государственного регулирования тор­говли относятся: принятие в пределах его компетенции норма­тивных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли; разработка и реализация республиканских долгосроч­ных и краткосрочных программ развития торговли; координа­ция деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных ис­полнительных и распорядительных органов в области торгов­ли; создание и ведение торгового реестра в порядке, определяе­мом Советом Министров Республики Беларусь; формирование товарных ресурсов; обобщение опыта применения законода­тельства о торговле, разработка предложений по его совершен­ствованию и др.

К основным полномочиям местных исполнительных и рас­порядительных органов в области государственного регулирова­ния торговли относятся: разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих админист­ративно-территориальных единиц; принятие в пределах их ком­петенции нормативных правовых актов, регулирующих отноше­ния в области торговли на территории соответствующих адми­нистративно-территориальных единиц; формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в це­лях обеспечения бесперебойной торговли; осуществление госу­дарственного контроля в области торговли; применение к субъек­там торговли, виновным в нарушении законодательства Рес­публики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами; иные пол­номочия в соответствии с законодательством.

Наши рекомендации