Стандарты качества информации
Рассматривая потребительские свойства такого товара, как журналистская информация, следует учитывать определенные стандарты ее качества. К товарным характеристикам относятся: территориальный охват, периодичность, объем, характер и актуальность информации, ее источники, удобство поиска и доступность. Наконец, дизайн издания, его иллюстративность. Высокие потребительские свойства продукции формируют имидж средства массовой информации.
Имиджем можно и нужно управлять, но базой его служит репутация. Репутация газеты воспринимается на всех уровнях взаимодействия с окружающим миром: газета — аудитория {идейно-политическая позиция); газета — власть {оценивается принципиальность позиции); газета — конкурирующие издания (профессиональная, репутация); газета — партнеры (коммерческаярепутация). Причем репутация складывается из репутаций учредителя, владельца, редактора, редакционного совета, редакционной коллегии, отделов редакции, репутаций отдельных журналистов, в особенности тех, чьи имена на слуху. Составляющие репутации самого издания в большой степени совпадают с принципами журналистской деятельности, этическими принципами, в том числе: объективность и правдивость (стремление к истине); принципиальность и последовательность в отстаивании заявленной позиции; независимость; служение обществу и гражданская смелость; взвешенность и конструктивность; профессионализм; современность и т.д. Наличие одного, двух «золотых перьев» в редакции, соотношение между журналистскими и рекламными материалами, информационными и аналитическими публикациями, внешний облик номера, постоянство фирменного стиля, особенно слогана и логотипа — все это создает имидж газеты в сознании читателя. У имиджа радиостанции иные слагаемые — концепция информационного вещания, музыкальный формат и музыкальные отбивки, порядок подготовки ведущих (диджеев). Свои параметры у телекомпании. Рассмотрим их подробнее.
Критерии оценки качества видеоканала и информационного блока следующие:
• наличие публицистической тематики; социальная значимость, актуальность, дискуссионность и новизна поднимаемых проблем; полнота, обоснованности убедительность приводимых аргументов и фактов, компетентность участников передач, точность адресной направленности видеоканала;
· событийность и информационность; широта представленной тематики, уровень оперативности показа и плотность информации, занимательность и оригинальность сюжетов, репортажей;
· наличие сквозной идеи, тематическая завершенность, завязка, динамика развития телевизионного действия, эпилог;
· сбалансированность видеоканала по тематике, видам и формам вещания; преемственность и взаимодополняемость в поддержании «лица» видеоканала;
Критерии уровня художественно-постановочного решения:
· интересная форма подачи материала, точное композиционное построение видеоканала в целом;
· образность раскрытия темы, драматургический ход;
· выбор средств выразительности, звукового, музыкального, шумового; органичность их сочетания, новизна режиссерского решения;
· использование средств, поддерживающих зрительский интерес, акцентирующих внимание на основной теме;
· внесение новых элементов и творческих приемов (техника съемки, светоко-лористическое решение, применение спецэффектов и т. п.);
· удачный состав участников передач, артистов, исполнителей, подбор репертуара;
· психологическая подготовка и уровень адаптации участников передач, атмосфера общения (естественность, доброжелательность, чувство юмора и быстрота реакции), чувство экранного времени;
· качество художественно-декоративного оформления, его соответствие тематике отдельных компонентов и видеоканала в целом;
· стилевое единство выбранных средств экранной выразительности, создание целостной программы дня;
· органичность музыкального оформления;
· органичность использования в видеоканале компилятивнго материала, ранее записанного на кинопленку или видеоленту.
Критерии уровня качества ведения видеоканала:
· естественность и непринужденность, поведение и манеры (жесты, мимика, выразительность, эмоциональность) ведущего;
· свобода обращения с письменным текстом;
· контакт с аудиторией, с участниками дискуссии, беседы, интервью, репортажа; дистанция общения (психологический контакт);
· умение ведущего адаптироваться в нестандартных ситуациях;
· техника речи, постановка голоса, интонации, дикция, темп, произношение, артикуляция;
культура речи, богатство словарного запаса, краткость, ясность, доходчивость, простота, чувство экранного времени
имидж ведущего.
Недостатки, снижающие оценку видеоканала:
· отсутствие «лица» видеоканала;
· отсутствие одного из блоков-компонентов видеоканала:а) событийно-информационного;б) публицистического;в) музыкально-развлекательного;г) постановочных тематических страниц;
· несбалансированность по тематике, видам и формам вещания;
· застывшая форма (статичность), отсутствие сквозной идеи, тематической завершенности в содержании канала, смещание смысловых акцентов;
· отсутствие стилевого единства в художествен но-декоративном оформлении видеоканала, в подборе иконографического материала и музыкального оформления;
· отсутствие у ведущего отчетливо выраженной позиции, стержня, объединяющего отдельные компоненты телевизионного вещания в целостную программу;
•• длинноты, смысловые повторы, рыхлость отдельных материалов и видеокнаа-ла в целом.
· брак по свету, по звуку, по изображению.
· низкий качественный уровень одного из компонентов или видеоканала в целом.
· превышение хронометража видеоканала на 15 % и более от установленного макетом объема.