Органы дознания и предварительного следствия.
Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.
Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.
К органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Задачами органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. К их компетенции относится производство следующих видов уголовно процессуальной деятельности: проверка заявления (сообщения) о преступлении [4, ст. 140-148]; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно [4, ст. 157]; дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно [4, ст. 223-226 ]; исполнение поручений и указаний следователя [4, ст. 38].
Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела.
Орган предварительного следствия — уполномоченный государством орган по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. Органу предварительного следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предварительного следствия.
Предварительное следствие производят следующие должностные лица: следователи прокуратуры; следователи ОВД; следователи ФСБ РФ; следователи ФС РФ по незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.
Также оно может производится начальником следственного отдела, который обладает всеми полномочиями следователя. При производстве предварительного следствия выделяют следующие признаки подследственности:
Предметный (родовой), позволяющий определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершённого преступления;
Территориальный (местный), существующий для разграничения подследственности между одноимёнными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;
Персональный (личный), определяющий подследственность с учётом личных характеристик субъекта преступления. Задачами предварительного следствия являются: Быстрое и полное раскрытие преступлений, выявление виновных; Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; Обеспечение правильного применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут, справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён уголовной ответственности и осуждён; Способствование укреплению законности и правопорядка; Обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства и др.
Таможенная служба РФ.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК был назван федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В сентябре 2004 года ГТК переименован в Федеральную таможенную службу.
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Основными задачами ФТС России являются:
* участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;
* обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;
* обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Российской Федерации;
* защита экономических интересов Российской Федерации;
* организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
* организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации;
* обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;
* обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
ФТС фактически является еще одной российской спецслужбой, так как согласно положению о Государственном таможенном комитете, «обеспечивает выполнение таможенными органами Российской Федерации в соответствии с действующими законодательными актами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность».
Система правоохранительных подразделений ФТС включает в себя:
* Главное управление по борьбе с контрабандой, оперативные таможни и оперативные подразделения территориальных таможен;
* Управление собственной безопасности, службы и отделы безопасности таможенных управлений и таможен;
* оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения;
* подразделения таможенных расследований и дознания;
* подразделения Таможенной инспекции.
Деятельность правоохранительного блока ФТС в сфере экономической безопасности государства нацелена на выполнение главной задачи - устранение угроз неуплаты в полном объеме таможенных платежей со стороны недобросовестных и связанных с криминалом участников внешнеэкономической деятельности. За экономическую безопасность отвечают также:* СЭБ ФСБ
Адвокатура и нотариат.
Адвокат – лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам, он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Адвокатская деятельность осуществляется на профессиональной основе и включает в себя предоставление устных и письменных консультаций, составление юридических документов, представительство интересов лица в отношениях с государством либо иными публично-правовыми образованиями, юридическими или физическими лицами, в том числе в органах судопроизводства по всем категориям дел.
Предмет адвокатской деятельности – права, свободы и интересы, которые не неотчуждаемы и присущи всем без исключения физическим и юридическим лицам и находятся под охраной закона.