Модели зарубежной социальной политики
В зарубежной литературе принято говорить о трех моделях социальной политики:
- Остаточная модель социальной политики. В процессе формирования данной модели были сформулированы ее основные принципы: государство оказывает помощь и поддержку нуждающимся через систему социальных служб, в том случае, если удовлетворение индивидуальных потребностей невозможно через институт семьи и возможности частного рынка. Однако и в этом случае поддержка оказывается только временно.
- Государственно-перераспределительная модель социальной политики. Эта доктрина предполагает принципы социального равенства, которое достигается путем выравнивания доходов на селения, а также, контролирование обществом собственности через систему различных средств, таких, как распоряжение, пользование, распределение, перераспределение.
Модель индустриально-экономического развития. Модель индустриально-экономического развития была описана Хандмайденом. Ее основой является положение о том, что институты социального благосостояния выступают как дополнение к экономике. Из этого следовало, что социальные нужды могут быть удовлетворены только на основе продуктивной деятельности, корпоративной ответственности, трудовой и исполнительской дисциплины работающих членов общества, которая достигается трудовой мотивацией, вознаграждением, а также лояльностью групп и классов к проводимой социальной политике.
Однако необходимо иметь в виду, что модели социальной политики динамично развиваются и правящие политические партии используют для решения текущих задач различные элементы тех или иных моделей, поэтому применительно к конкретным государствам можно говорить либо об исторических традициях, либо об основных тенденциях, проявляющихся в социальных акциях.
Для американского подхода к социальной работе свойственна направленность на работу с человеком как личностью и социальным фактором и его семьей. Это связано с историческими условиями освоения американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Ведущий метод работы - работа со случаем. Главное отличие системы социальной защиты в США - гибкость и децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Преимущество отдается организации социальной работы через общественные ресурсы - фонды, общинные средства. Государственная поддержка существует только на уровне программ для самых беднейших слоев населения.
Социальное законодательство европейских стран отличается от американской модели более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. В реализации задач социальной работы главное место уделяется местным органам самоуправления, а в своем содержании она охватывает разнообразные группы населения различными социальными услугами и видами помощи. Европейский подход отличает также развитый страховой компонент. Государства Европы исходя из значимости усилий, затрачиваемых гражданами на формирование собственного образа жизни, более признают дифференцирование возможностей социального участия представителей различных групп в обеспечении социального благополучия всего общества и признание неизбежности определенного уровня сегрегации отдельных групп населения по отношению к ним в обществе.
Модель социальной политики, базирующуюся на системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», часто называют по месту возникновения германской или по имени родоначальника, моделью Бисмарка. Она устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности, во время которой осуществляются накопления на социальное страхование.
Социальное страхование предложило ответ на вопрос, каким образом необходимые и желаемые гражданами социальные гарантии можно трансформировать в задачи государства, как и где государство изыскивает средства для этих целей, как их расходует и т.п.
Традиция называет средства социального страхования «корпоративными», то есть вносимыми работниками и работодателями, и характеризуется тем, что аккумулируются эти средства не в бюджете государства, а в специально созданных целевых финансовых организациях (фондах, больничных кассах), государственных, но внебюджетных. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов).
Индивидуальные потребности граждан становятся краеугольным камнем современного государства благосостояния. «Считающий гражданин» способен получать пользу от государственных выплат и средств, но еще получает договор (счет) о персональных возможностях. Это и означает индивидуализацию социальной политики, уход от присущего ей патернализма.
Социально-организаторское содержание профессиональной деятельности социального работника в Европе позволяет считать его провайдером, предоставляющим услуги. Речь может идти об отдельно взятом социальном работнике или организации, которая непосредственно оказывает определенные услуги (психосоциальные, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические и др.). В конечном счете, специалист- профессионал может быть определен как фасилитатор, т. е. человек, который делает что-то возможным. При оказании социальной помощи его роль состоит в том, чтобы развить у клиента способность самому справляться со сложными ситуациями или стрессом.
Интенсивно продвигается идея о равном партнерстве и равной ответственности социальных работников с теми, кто нуждается в социальной помощи, активизирующим активность последних. Кроме того, государственное социальное обслуживание населения в Европе дополняется активной деятельностью добровольных организаций социальной помощи населению, которые выполняют разнообразные обязанности по уходу за больными, физически и умственно неполноценными людьми как на дому, так и в специальных центрах, учреждениях стационарного типа и клиниках (например, национальные общества Красного Креста, лиги друзей при больницах, Королевская служба добровольцев-женщин и Бригада скорой помощи св. Иоанна в Великобритании и др.).
Модель, которую комиссия ЕС называет «бевериджской» (также по имени ее родоначальника английского общественного деятеля Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные» пенсии в отличие от трудовых и «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма разных результатов в решении, например, проблем бедности. Обычно над системой «национальной солидарности» надстраиваются дополнительные «этажи» коллективного профессионального (и/или межпрофессионального) или индивидуального характера, что дает новые основания для варьирования моделей. С «нордической» точки зрения, принято рассматривать шведскую модель социальной политики как обобщение институциональной модели социальной политики. Континентальная Европа реализует модель, названную Титмуссом моделью достижений.
Западные модели широко используют профессиональные пенсионные фонды как инструменты рыночной экономики. Предоставляя работникам дополнительные пенсионные права, они получают не только налоговые льготы, но и весьма значительные средства для инвестиций и развития предприятий, поэтому подобная социально ориентированная деятельность считается весьма рентабельной и постоянно развивается.
Социальное государство - понятие, получившее распространение к концу прошлого века - означает государство, получившее на правовой основе ставить задачу планирования, распределения, организации индивидуальной и социальной жизни. Правительство заключает контракты со своими естественными вкладчиками - гражданами для новой независимости, достигаемой посредством коллективного участия и налоговых вычетов.
Партнерские контракты, поддержанные государством, обеспечивают обучение, семейную поддержку, детские выплаты и т.д. По-английски это обозначают как «fiscal welfare» или налоговый welfare. Occupational Welfare включает средства и службы, созданные бизнесом. В рыночном секторе компании отвечают за благополучие персонала и это называется Occupational Welfare. Условия повышение квалификации, поддержка жилья, детей и пожилых работников включается в категории Occupational Welfare. Такой подход базируется на идее, что социальная поддержка очень важна для работы, отношения должны быть гарантированными и социальные гарантии прямо включены во взаимодействие нанимателей и работников. Собственный интерес компании - улучшение условий жизни персонала, способных улучшить работу. В принципе, это марксистский подход, что средства поддержки «воспроизводят рабочую силу». В Японии такой подход называется семейным (фамилизм). В Нидерландах, под прессом правительства или без него, внимание к этому подходу увеличивается.
Быстро развивается в Европе модель первичных социальных связей. Когда индивиды неспособны к «самопомощи», они, как правило, сначала теряют первичные связи с партнерами, семьей, родственниками, друзьями и соседями. Каждый может понять, насколько важна роль партнера или семьи в росте или воспитании детей, в финансировании образования и решении тому подобных интеграционных задач, увеличивающих вклад дружеских связей во все виды поддержки. В частности, для пожилых важна поддержка семейного (домашнего) проживания и доплат за уход на дому.
Интенсивно развивается модель «социального антрепренерства» (социального предпринимательства). Социальные предприниматели - это индивиды или группы, которые исходя из своих чувств обязанностей как граждан, развивают собственные инициативы для решения социальных проблем или реализации социальных целей без мотивов получения каких-либо прибылей, без субсидирования фондами и без передачи ответственности государству (правительству).