Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Требования могут быть предъявлены:
Требования могут быть предъявлены:
1. К содержанию акта:
а) в смысле содержания управленческого решения;
б) требование соответствия законодательству.
2. К форме акта.
3. К процедуре принятия организационно-технические требования.
Выделяют общие требования ко всем актам и специальные требования к отдельным актам (например, протокол об административном правонарушении).
Общие требования законности включают в себя следующие условия - каждый акт должен быть издан полномочным органом, должен соответствовать всей иерархии актов, должен соответствовать цели закона, в тех формах, которые предусмотрены для данного вида актов, принят в должной процедуре.
Некоторые авторы полагают, что акты управления не могут называться законодательством, поэтому неправильно называть издание «Собрание законодательства РФ».
Полномочность органа означает ответ на вопросы:
- данный акт принят по вопросу, отнесенному к его ведению,
- он вообще имеет право принимать акты,
- акт издан в пределах, предоставленных органу.
Специальные требования - срок, согласование, последующее утверждение, регистрация, опубликование.
При несоблюдении требований возможны следующие последствия: отмена, изменение, приостановление, обжалование, опротестование признание недействующим. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 апреля 2002 г. посвящено этому вопросу.
Не соответствующие требованиям акты могут быть ничтожными и оспоримыми. Юридическая ничтожность (незаконность) первых очевидна, незаконность вторых должна быть официально установлена. В административном праве считается признанной презумпция законности акта, то есть он действует, пока не отменен. Но бремя доказывания может распределяться по-разному. В Законе об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан (от 27 апреля 1993 г.), а также в ГПК РФ установлено, что гражданин не должен доказывать незаконность обжалуемого акта, это орган должен доказывать законность акта.
Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.
Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.
Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:
1) состояние системы управления;
2) ранее принятые акты;
3) возможные варианты решения проблемы;
4) интересы участников управленческих отношений;
5) права и свободы человека;
6) научно-правотворческие рекомендации.
Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.
Чтобы отвечать данному требованию, акт:
1) должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;
2) соответствовать закону по существу;
3) соответствовать цели закона;
4) приниматься в установленном процессуальном порядке;
5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;
6) иметь соответствующую форму (акт-документ);
7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.
Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:
1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);
2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);
3) акт должен быть своевременно доведен до адресатов;
4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);
5) своевременно сдаваться на хранение.
При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.
Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.
Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.
Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.
Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).
Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:
• не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;
• не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;
• в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.
Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.
Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.
Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.
Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.
Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.
Правовой акт управления вступает в силу:
1) с момента принятия;
2) по истечении семи дней после дня первого опубликования;
3) со дня подписания;
4) со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер);
5) с наступлением срока, указанного в акте. Правовой акт управления может утрачивать силу:
1) в случае отмены в установленном порядке;
2) в случае признания недействительным;
3) вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;
4) в случае окончания срока, на который был принят акт;
5) вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом субъективных прав.
Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные, в том числе содержащие сведения, составляющие гостайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного и широкого опубликования доводятся до сведения населения через СМИ безотлагательно. Постановления, затрагивающие права граждан, вступают в силу не ранеедня их официального опубликования. Иные постановления - со дня ихподписания, если самими актами не установлено иное. Распоряжениявступают в силу со дня их подписания.
Нормативные правовые акты федеральных министерств, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, во-первых, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции, а во-вторых, обязательному официальному опубликованию (кроме актов, содержащих государственную тайну или конфиденциальные сведения) в Российской газете и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. При несоблюдении этих условий акты считаются не вступившими в действие, то есть не имеющими юридической силы. Вступают они в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Секретные - со дня регистрации.
Принятию акта предшествует стадия подготовки проекта акта, которая иногда оказывается значительней, чем стадия принятия акта.
В процессе работы должны быть изучены:
- законодательство по данной теме,
- договоры о разграничении полномочий,
- практика применения соответствующих нормативных правовых актов,
- научная литература,
- материалы печати,
- данные социологических и иных исследований.
Логическая структура акта, цели, мотивы описываются в преамбуле.
Пункты отмечаются арабскими цифрами с точкой, подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Одновременно готовятся предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Положения об изменении включаются в текст.
До подписания проект проверяется на соответствие законодательству и правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы.
Государственная регистрация осуществляется по определенным правилам, это целая процедура:
- юридическая экспертиза,
- принятие решения о необходимости регистрации,
- присвоение регистрационного номера,
- занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Министерство юстиции (через территориальные органы) регистрирует и включает в Федеральный регистр нормативные акты субъектов РФ.
Прекращение действия нормативного акта связано либо с истечением срока его действия (если это было указано в акте), либо с его отменой. Отмена акта может быть осуществлена самим органом или уполномоченным законодательством органом.
Кроме отмены или изменения акта существует институт приостановления действия акта. Приостановлены, могут быть как нормативные, так и индивидуальные акты (например, при обжаловании наложения административного взыскания).