Теория административно-государственного управления
Административно-государственное управление играег важную роль в процессе развтия современного общества и теории социального менеджмента* Многие основные проблемы решаются
См В л си л емко И А Административно-гсклдарствсннос управление как наука // Социологические исследования — 1993 — № 8 — С88-9Ь, 1994 - N^ 4 - С 98 107
!'• 6 is-i 225
сегодня на правительственном уровне, и от умения государственной администрации проводить в жизнь социально-экономическую политику зависит, в конечном итоге, динамика общественного развития (16).
Этапы становления. Теория административно-государственного управления является одним из наиболее важных и перспективных направлений современной политической мысли (16). Значительное воздействие на ее развитие оказали идеи М.Вебера, В.Вильсона, Ф.Гуднау.
В 1887 г. профессор В.Вильсон* — будущий президент США — положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления в своей работе "Изучение администрирования", где подчеркнул, что "наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления"**. Вильсон разработал модель "административной эффективности". Он предложил использовать в административно-государственном управлении методы организации и управления в бизнесе, обосновал необходимость высокого профессионализма в системе администрирования, т.е. подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. В.Вильсон считал, что "отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей законы, составляют самую сущность правительственной системы" (16).
Идеи Вильсона во многом разделял американский политолог Фрэнк Дж.Гуднау, который стремился разработать модель бюрократии, способной эффективно работать в условиях демократического общества. При этом, он считал, чтобы обеспечить развитие демократии, политикам необходимо контролировать деятельность администраторов.
Под влиянием идей Ф.Гуднау и В.Вильсона ведущее место в теории административно-государственного управления заняли вопросы научного менеджмента.
Классическое исследование М.Вебера "Хозяйство и общество" (1921) дает отправную точку для современного изучения административно-государственного управления и представляет собой систематизированный анализ основных принципов государственного администрирования, а именно:
* Вильсон Томас Вудро (1856-1924) - 28-й президент США (1913-1921) от Демо-крагической партии
См W i I s о n W The study of administration // Political science quarterly — 1887 --V2 (June) - P 197-222
—административные учреждения организованы иерархически;
—каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции;
—государственные служащие назначаются (а не выбираются) на основе профессиональной квалификации, как указано в их дипломах, или по результатам экзаменов на должность;
—государственные служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;
—для государственного служащего данная работа представляет профессию (основное занятие);
—служащий не владеет учреждением, в котором работает, подчиняется дисциплине и находится под контролем;
—смещение с должности основывается на решении вышестоящих руководителей.
Идеи М.Вебера, В.Вильсона, Ф.Гуднау оказали значительное воздействие на развитие теории административно-государственного управления. С 1900 г. изучение этой науки становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы (16).
Объект и предмет административно-государственного управления как науки. Объектом теории административно-государственного управления является административно-государственная деятельность (16), представляющая собой процесс достижения национальных целей и задач через государственные организации, в систему которых входят административные службы исполнительных, законодательных и судебных органов.
Предметом теории административно-государственного управления является научное обоснование процесса достижения оптимального государственного управления путем эффективной организации.
Основными направлениями исследований в области теории административно-государственного управления являются:
в во-первых, это проблема организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном. Сюда относится разработка общей теории государственных организаций, проблем централизации и децентрализации, функций аппарата государственного управления на разных уровнях, координации государственного управления как целостной системы;
в во-вторых, проблема подбора и подготовки управленческих кадров. Здесь исследуются вопросы оптимальной структуры штатного состава чиновников государственного аппарата,
управление персоналом государственных организаций, профессионально-квалификационные требования к государственным служащим, проблема лидерства, проблема борьбы с бюрократизмом;
• в-третьих, проблема исследования техники государственного администрирования, в частности разработка теории принятия государственных решений, политического прогнозирования, методов эффективного административно-государственного управления, технологии взаимоотношений государственной администрации со средствами массовой информации и общественностью (16).
Основные функции государственного администрирования.Нынешние политологи и исследователи проблем управления выделяют шесть основных функций государственного администрирования: исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование, сбор информации и коммунальное хозяйство (16). В более развернутом виде современная модель административно-хозяйственной деятельности включает очень сложные характеристики, главными из которых являются:
• применение современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики с использованием методов математического моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях;
• прогнозирование и учет в практической деятельности тенденций развития общественных явлений, разработка конкретных мероприятий, определение потребности в необходимых изменениях и осуществление практических действий по их реализации;
» анализ, обобщение и интерпретация социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, области, страны;
• организация и проведение исследований по изучению социально-политических, социально-экономических и социально-культурных процессов для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;
• прогнозирование различных социальных процессов в объектах управления, проектирование программ социальных нововведений и осуществление этих программ;
» применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической и экономической информации (16).
В целом основные функции государственного управления можно условно разделить на три категории:
1. Функции верховной власти: оборона; поддержание и развитие внешних связей; полицейская служба; судопроизводство; общественное положение; отношения с религиозными учреждениями; функционирование политических институций и другие, относящиеся к социально-политической сфере.
2. Экономические функции: государственные прерогативы в области денежного обращения; деятельность в области прикладных исследований в различных отраслях народного хозяйства; общая координация экономической политики и другие, относящиеся к социально-экономической сфере.
3. Социальные функции: деятельность в области здравохране-ния; социального обеспечения, развития жилищно-комму-нального хозяйства, бытового обслуживания, общественного питания, организации досуга и другая; улучшение окружающей среды; организация рынка труда; перераспределение доходов; общее и профессиональное образование, воспитание молодежи; развитие культуры и искусства, а также другие, относящиеся к социально-культурной сфере (31). Общая структура органов государственного управления. Во всех странах мира одновременно существуют центральные органы (парламент, глава государства и присоединенные к нему службы, глава правительства, министерства, ведомства, автономные административные организмы) и местные инстанции (внешние службы центральных администраций, общественные организации, учреждения регионального управления и др.). Основной характеристикой административной структуры является то, как распределяются между ее органами функции и власть (31).
Разделение административных обязанностей между центральными и местными органами власти и управления, которое имеет место в конкретный период и в конкретной стране, не является результатом свободного выбора или продуманного расчета, а отражает ход административной истории конкретного государства, его национальных, культурных и политических особенностей. Поэтому количество и наименование различных министерств, ведомств, центральных управлений в различных странах различно. Различна в связи с этим и эффективность государственного управления, во многом зависящая от оптимальной структуры управления. Достижение же такой структуры возможно лишь через знание и использование законов социального управления с уче-
том национальной истории того или иного государства и особенностей социального развития конкретного общества.
В наиболее общем виде структура государственного управления представляет собой три основные ветви: законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную власть. Главой государства является, как правило, президент (или монарх), главой правительства — премьер-министр. Правительство включает различные министерства и ведомства (государственные комитеты, управления, агентства, бюро), специализирующиеся на выполнении конкретных административных функций (например, министерство труда, министерство промышленности, министерство образования, министерство сельского хозяйства, министерство внутренних дел, министерство иностранных дел и т.д.). В структуру министерств и ведомств входят различные подразделения (главные управления, управления, отделы, подотделы, секторы, группы и др.), каждое из которых также специализируется на конкретной, но уже более узкой, функции управления.
Центральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти представлены в регионах местными органами власти (например, районными и городскими органами образования, занятости, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), которые осуществляют государственное управление и самоуправление на местном уровне, выполняя те или иные административные функции.
В целом структура органов государственного управления соответствует определенному периоду развития общества и стоящим перед ним задачам социального устройства, что находит свое выражение в большей централизации или децентрализации администрирования, количестве центральных и местных органов государственного управления, распределении между ними управленческих функций, степени ответственности за их выполнение и другом. (31).
Таким образом, административно-государственное управление — это осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. Государственное администрирование — это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики (16).