Теории коммуникации: интеракционизм, функционализм, постмодернизм
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (лат. inter - между, actio - действие, деят-ть, от англ. interaction - взаимодействие). Одно из ведущих направлений в совр. Соц., главным образом американской, психологии, для к-ого характерно рассмотрение развития и жизнедеят-ти личности в контексте соц. взаимодействия.
Воздействие людей др. на др. в об-ве, к-ое понимается как сист-а непосредственных ком-ций, рассматривается как основной источник формирования личности. Сущность интерперсональных отношений сводится к "обмену символами" в проц-е общения. Исключительное значение придается способности ч-а представлять, как его понимает партнер по общению или группа; соответственно этому объект интерпретирует ситуацию и конституирует собственные действия.
В основе интеракционизма лежит теория соц. взаимодействия, разработанная Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в проц-е общения индивида с членами опред. соц. группы, в ходе совместной деят-ти. Мид подчеркивал, что определяющее в этом проц-е – об-во, группа, а не личность.
В общении с др. людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное - осознавать себя в кач-ве особого лица, отличающегося от других. "Я" ч-а - продукт "соц. опыта", к-ый приобретается первоначально в детских играх. Играя, ребенок как бы раздваивается: исполняет различные роли и благодаря этому отделяет себя от других и вместе с тем становится на их позицию, учится смотреть на себя со стороны. В играх по правилам он воспринимает свою индивидуальность с т.зр. не только отдельных лиц, чьи роли исполняет, но обобщенных установок (норм, ценностей) группы, к к-ой он принадлежит.
Идеи Мида развивал американский психолог Сирс. Предложил сделать единицей психологич. анализа т.н. диадическую систему, к-ая описывает комбинированные действия двух и более персон. По Сирсу, действия каждого индивида всегда ориентированы на другого ч-а и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных и неизменных личностных черт, напр. агрессивности или доброжелательности, т.к. соответствующее поведение всегда зависит от св-в др. члена диадической системы.
Интеракционизм характеризуется акцентом на межличностные ком-ции. Личность рассматривается как структура, образованная соц. установками и ролями, в к-ой важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия соц. нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого и с этой позиции оценить свои собственные действия.
Яркий представитель – Хабермас. (ГЛАВНОЕ СНЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ) Анализ кризиса об-ва, основанного на кризисе легитимации. Кризис легитимации сост. в том, что сущ. проблема интерпретации обосновании законности. Связано с тем, что каждый находит аргумент, для чего есть власть. Повседневное существование очень индивидуализировано. Каждый гражданин самостоятелен. Ком-ция как ср-во разрешения этого кризиса. Формулирует нормативный подход к ком-ции – если мы пропишем нормативы, то можем обеспечить, чтобы каждый мог высказаться в отношении власти.
Выход из кризиса: концепция, основанная на непрерывном соц. взаимодействии (соц. интеракции), развитии коммуникационного обмена суждениями. Теория коммуникативного действия - такие соц. действия, целью к-ых явл. свободное соглашение участников для достижения совместных рез-тов в определенной ситуации. Именно в ориентации на нахождение взаимопонимания между разными соц. субъектами, а не в ориентированности на успех, видел Хабермас принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов соц. действия.
Дискурсивная демократия – такая ситуация в об-ве, в к-ой будет учтено мнение каждого. Если мы обеспечим порядок на основе нормативности. Дискурс – практика размышлений, рассуждение. Дискурсивная демократия предполагает учет участия народа в высказывании мнений по поводу существующей власти. Другой демократии, как считает Хабермас, быть не может.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Критическое. Социальные школы. Замещение базовых функций- функциями развлекательными (Мертон)
Структурный функционализм сосредотачивает свои усилия на исслед-и системного видения как об-ва в целом, так и его отдельных эл-тов. Структурно-функциональная теория в значительной степени опирается на теории америк. социологов Парсонса и Мертона.
Анализируя соц. систему, Парсонс дает ей функциональную хар-ику. К числу таких хар-ик он относит (1) положение о структурировании соц. систем таким образом, чтобы они могли функционировать совместно с другими сист-ами. (2) для выживания соц. сист-е необходима поддержка со стороны др. систем. (3) необходимость удовлетворения со стороны сист-ы значительной части потребностей акторов (системных членов). (4) обеспечение достаточного участия со стороны внутр. членов сист-ы в системных проц-ах функционирования и развития в целом. (5) обеспечение контроля над потенциально деструктивным поведением её внутр. членов. (6) создание, функционирование и развитие языковой системы. Отсюда 4 основных ф-ии:
1. адаптации к любым изменениям вн. среды;
2. интеграции, координирование взаимоотношений между внутр. эл-тами сист-ы, установка условий внутр. стабильности или порядка;
3. целедостижения: определение и достижение сист-ой своих собственных стратегич. и тактич. целей;
4. латентная: ф-ия поддержания ценностного образца, т.е. формирования и распространения норм и ценностей в обществе
ПОСТМОДЕРНИЗМ
«Состояние постмодерна» - доклад франц. философа Ж.-Ф. Лиотара.Опубликован в 1979 г.;
Коммуникация – конструирование смысла.
Постмодернизм в 50-е годы начинает применяться для обозначения нового в литературе и архитектуре. То, что не подчинялось правилам модернизма.
Под «постмодерном» Лиотар представляет состояние современности — общее направление современной европейской культуры, сформировавшееся в 1970—80-е. Это слово обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце 19 в.
Суть постмодерна — осознание разнообразия и плюрализма форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. В постмодерне нашло выражение общее состояние духовной культуры западного общества — падение престижа науки, утрата веры в социальный прогресс, дегуманизация общественных отношений.
60-е и 70-е годы прошли в ожесточенных дискуссиях: модерн и постмодерн разбирались между собой. Квинтэссенцией этой полемики стал спор двух известнейших социологов: француза Ж.Ф.Лиотара и немца Ю.Хабермаса.
Лиотар говорит о том, что постмодерн - это время, когда объявляется "война целостности", тотальности, когда не верят метаповествованиям, объединяющим в одну логику гетерогенные феномены. В торжестве плюрализма он видит позитивный шанс для человечества. Хабермас также признает крушение целостности, однако видит в этом скорее проблему, чем "освобождение", и решает эту проблему с помощью теории коммуникативного разума, в которой Лиотар, в свою очередь, видит рецидив тотальности. А Хабермас, защищаясь, обвиняет Лиотара в самопротиворечии, так как тотальность есть и у Лиотара (поскольку есть теория), и т.д. Не вдаваясь в подробности этой дискуссии, отметим, что факт "крушения целостности" признается обеими, независимо от того, схватывается он как позитивная или как негативная возможность. О какой, собственно говоря, "целостности" идет речь?