Современные коммуникативные стратегии СМИ

Стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега.

Три основных типа коммуникационных стратегий, концептуально описывающие основные социальные процессы, порождающие коммуникационные действия. Существуют следующие типы коммуникационных стратегий –

1. Презентация является пассивной коммуникацией, послание

2.Манипуляция является активной коммуникацией, сообщение Манипуляционные технологии не создают устойчивую на уровне гражданского общества структуру коммуникационной среды. Чтобы удерживать структуру манипуляционной коммуникационной среды, всегда нужна власть (политическая, финансовая, идеологическая). Иначе говоря, манипуляционная коммуникационная среда не способна к самовоспроизводству. Она поддерживается специальными усилиями власти, иногда при помощи тех же гуманитарных технологов, и разрушается при первом же ослаблении этой власти, в моменты любого ее кризиса, что прекрасно демонстрируют любые кризисы последнего времени в постсоветских странах.

3. Конвенция является интерактивной коммуникацией, диалог. Задача конвенциональной коммуникационной стратегии некоторого текста или речи - обеспечить коммуникацию между различными сегментами коммуникационной среды - аудитории этого текста или речи и через целую цепь консенсусов получить как результат - конвенцию, то есть такой содержательный договор внутри определенного сегмента или даже целого общества, который будет позволять, с одной стороны, воплощать в жизнь совершенно практические задачи (реализовывать какой-либо проект), с другой стороны, произвести некоторую структуру коммуникационной среды, которая будет позволять воспроизводить конвенциональный коммуникационный процесс в дальнейшем и противостоять манипуляционным коммуникационным стратегиям.

Есть два варианта определения, что такое коммуникативная стратегия.

Вар.1

Коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика - это планирование речевой деятельности, отбор принципов, способов и приемов, которые обеспечат достижение успеха. К стратегии относится планирование в максимально обобщенном виде.

Коммуникативная стратегия — часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.

То есть к.ст. - это план того, как с помощью речи повлиять на читателя и достичь определённого результата.

Разные исследователи дают разную классификацию ком.стратегий.

1 классификация:

- информативная стратегия (речевой замысел говорящего состоит в информировании речевого партнера)

- модальная стратегия (замысел или установка говорящего предполагает выражение его личного мнения, оценок, эмоций);

- регулятивная стратегия (замысел связан с желанием изменить поведение речевого партнера, ход коммуникативного события);

- фатическая стратегия (замысел связан с гармонизацией жизненных ритмов людей, гармоничным речевым общением как самостоятельной гуманитарной ценностью).

2 классификация:

- кооперативные стратегии (разные типы информативных и интерпретативных диалогов. Например, сообщение информации; выяснение истинного положения вещей (спор, обмен мнениями по какому-либо вопросу); диалоги с ожиданием ответной реплики инициатором диалога и «диалоги», исключающие ответные реплики)

- некооперативные стратегии (здесь в основе лежит нарушение правил речевого общения – доброжелательного сотрудничества, искренности, соблюдения «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа )

Если переложить всё это на область СМИ, то я думаю, что к.стр СМИ – это план того, как с помощью того или иного текста повлиять на аудиторию.

Соответственно чтобы понят какова ком. Стр. каждого отдельного СМИ, нужно понять каковы его цели.

Например: цели жёлтой прессы:

- получать прибыль за счет обеспечения массового спроса.

массовый спрос - это

- формировать массовое сознание (прививать буржуазные ценности).

массовое сознание - это

- рекламировать товары иностранного потребления, воздействуя на массового потребителя.

- формировать культурные запросы, вкусы, духовные потребности широких народных масс.

- формировать массового избирателя (обеспечивать голоса избирателей, формировать избирателя).

Цели качественные издания:

- формирование информационной инфраструктуры

- обеспечивающей потребности предпринимателей,

- пропаганда идей и принципов рыночной экономики,

- распространение законодательной и нормативной информации,

- создание положительного имиджа отечественного бизнесмена,

- широкое информирование читателей о мире бизнеса

Значит у качественного издания, скорее всего, информативная стратегия

Наши рекомендации