Требования, предъявляемые к актам управления и последствия их несоблюдения
Важнейшее условие юридической силы правового акта -его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку издания.
Можно выделить три группы требований, предъявляемых к актам органов исполнительной власти.
1. Общие требования законности (юридические требования), которым должны удовлетворять все акты управления, независимо от того, кем они издаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства.
2. Дополнительные (специальные) требования. Они предъявляются к некоторым актам в зависимости от содержания и назначения этих актов.
3. Требования организационно-технического характера.
Общими, обязательными для всех актов управления являются требования о том, чтобы акт управления был издан полномочным органом в пределах его компетенции, в интересах граждан и государства, в соответствии с законом и его целями, в форме и порядке, определенных законом.
Конкретно требование об издании акта управления полномочным органом в пределах его компетенции означает следующее. Акт управления может быть издан лишь по вопросу, который относится к ведению данного органа, иными словами, необходимо соблюдать компетенцию по предмету регулирования.
Говоря о соблюдении компетенции по предмету регулирования, надо иметь в виду не только недопустимость вторжения в сферу деятельности вышестоящих органов, но и недопустимость вторжения в сферу деятельности нижестоящих органов.
Необходимым условием правомерности акта управления является и соблюдение требования об объеме правового регулирования.
Акт управления не должен нарушать территориальных пределов деятельности органа. Действие акта управления должно распространяться только на территорию, подведомственную данному органу. Например, местный исполком, принимая решение по вопросу борьбы с эпизоотией, не может распространять его действие на территорию, не входящую в этот район.
Требование об издании акта управления в интересах граждан и государства означает, что акт не только формально не может противоречить закону, но и фактически не должен нарушать интересы государства, а также права и законные интересы граждан.
Требование об издании акта управления в соответствии с законом и его целями означает недопустимость каких бы то ни было отступлений от норм законов, актов вышестоящих органов исполнительной власти. Акты управления не должны противоречить вступившим в законную силу актам органов правосудия. Никакие ссылки на местные условия, целесообразность и другое не могут оправдать отступление от закона.
Требование об издании акта в установленном порядке означает необходимость строгого соблюдение всех правил подготовки проекта акта, его рассмотрения, принятия и доведения до сведения исполнителей, а также сроков введения в действие.
Требование соблюдения формы акта означает издание акта в предусмотренной законом форме, с правильным, отражающим существо акта заголовком, с соответствующими подписями и указанием места и времени его принятия. При этом надо иметь в виду также рациональное построение акта (наличие преамбулы, разделов, статей, параграфов и т.п.).
Специальными являются такие требования, которые вытекают из общих критериев правомерности акта, но предъявляются лишь к определенной группе актов управления.
Некоторые акты управления могут быть изданы только в определенный срок. Это требование может преследовать различные цели- В одних случаях - оперативное решение вопроса, например при издании в определенный срок решений по жалобам, в других - возможность более точного учета обстоятельств, связанных с причиной издания акта. Так, приказ руководителя предприятия о наложении дисциплинарного взыскания на рабочего или служащего должен быть издан в срок не позже одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
При издании некоторых актов требуется наличие разрешения вышестоящего органа. Данное требование предъявляется к актам, издание которых выходит за рамки обычной деятельности государственного органа, когда возникает необходимость использовать дополнительные полномочия, предоставленные ему вышестоящим органом в силу особых условий.
Многие акты управления могут издаваться лишь при условии обязательного предварительного согласования с соответствующими государственными органами или органами общественных организаций.
Некоторые акты издаются с последующим утверждением вышестоящими государственными органами, что гарантирует обязательный контроль с их стороны непосредственно за изданием акта, еще до его применения.
Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. В соответствии с этим в актах управления должны быть четко определены конкретные задачи (права и обязанности), их исполнители, сроки, формы и методы решения задач. Акты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью правовых средств.
В целях осуществления дифференцированного руководства акты управления должны издаваться в соответствии с особенностями отдельных местностей, отраслей управления, спецификой задач тех или иных государственных органов и должностных лиц. При этом должны учитываться конкретные условия работы исполнителей, их реальные возможности.
Большое значение для эффективности актов управления имеет соблюдение требования четкого, ясного языка акта.
Необходимы также следующие требования: согласование проекта акта с другими заинтересованными органами, соответствие положений проекта действующему законодательству, а если возникает необходимость внести изменения в последнее, то подготовка предложения по этому вопросу и другие требования.
Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и порядку издания правовых актов дает основания считать их дефектными (неправомерными). Такие акты принято делить на оспоримые и ничтожные.
Оспоримыми называются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами. При этом в государственном управлении существует презумпция правильности и действительности актов управления, в соответствии с которой акт считается законным, если в установленном законом порядке официально не будет закреплено иное. Соответственно он должен быть исполнен, сомнения в его законности не препятствуют его действию.
Акты управления оспариваются в форме жалобы или прокурорского протеста.
Отменять и приостанавливать действие оспоримых актов относится, как правило, к компетенции вышестоящих органов государственного управления. Приостановление акта управления означает прекращение его действия до устранения содержащихся в нем отклонений от существующих требований.
Ничтожные акты управления - это такие акты, которые в силу своей противозаконности не порождают юридических последствий с момента их возникновения, так как их юридическая несостоятельность настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Например, приказ должностного лица органа внутренних дел на применение огнестрельного оружия не в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»; предписания руководителя подчиненному главному бухгалтеру совершать финансовые операции, противоречащие законодательству. В таких ситуациях подчиненные не только не вправе их исполнять, но и несут ответственность в случае их исполнения.
Правовые акты признаются ничтожными, если:
• есть на то прямое указание закона;
• отсутствует законное основание для принятия акта;
• субъект, издавший акт, превысил свои полномочия;
• акт предписывает совершение противоправного действия;
• нарушены сроки давности.