Частная собственность на средства производства
Иногда утверждают, что частная собственность на средства производства составляет отличительную особенность капитализма. Однако она является такой его особенностью лишь в сочетании с первым и третьим компонентами модели. В рабовладельческом обществе или в феодальном обществе также может существовать частная собственность на средства производства. Характерная черта капитализма состоит в том, что ему присуща частная собственность на средства крупного промышленного производства.
Частную собственность на средства производства не следует смешивать с частной собственностью на имущество. Например, личное имущество может и в социалистической экономике быть в частной собственности. Личной собственностью владеет индивидуум, и она обычно не используется для производства товаров, хотя инструменты, составляющие личную собственность, для этого могут использоваться. Но инструменты, находящиеся в личной собственности, не являются преобладающим видом орудий производства при капитализме. Говоря о частной собственности на средства производства, мы имеем в виду частную собственность на фабрики, заводы, корпорации и другие предприятия, средства транспорта и связи, сырье и крупные земельные площади, на которых ведется товарное сельскохозяйственное производство.
Частная собственность в данной модели противопоставляется общественной или государственной собственности. Существует ряд трудностей, которых можно избежать путем четкого определения компонентов нашей модели. Некоторые авторы утверждают, что существует вариант капитализма, называемый государственным капитализмом, при котором государство принимает на себя все функции, обычно свойственные частным собственникам в негосударственно-капиталистической системе. Здесь, для наших целей, государственный капитализм представляет собой совсем иную модель. В нашей модели собственность в руках государства не является частной собственностью; частная собственность противоположна государственной собственности. Частная собственность противоположна также общественной собственности; но частную собственность не следует противопоставлять публичной (групповой) собственности. Фирмой может владеть отдельный человек или небольшая группа людей. Такая собственность — это частная собственность. Однако фирмой могут владеть и много людей, из которых каждому принадлежит небольшая ее часть в виде акций, т. е. долей ее собственности. Владельцами акций могут быть индивидуумы или, быть может, другие фирмы, или группы, инвестирующие свои пенсионные фонды, и т. д. Такие фирмы, акции которых публично продаются и покупаются, составляют публичную (групповую) собственность. Но поскольку акции членов такой группы являются их частной собственностью, такие фирмы также составляют частную собственность. В нашем исследовании под общественной собственностью понимается собственность всех членов общества вообще, поскольку они являются членами данного общества. Кооперативы или фирмы, находящиеся во владении рабочих, здесь нами признаются частной собственностью, но, поскольку они представляют собой второй компонент частной собственности, мы рассматриваем их как маргинальный случай; они не образуют господствующую форму собственности.
Вторая характерная для капитализма черта частной собственности состоит в том, что не все владеют средствами производства. Большинство людей в нашей модели капитализма индивидуально не владеют используемыми ими средствами производства; их нанимают другие люди, и они работают за заработную плату. Для огромного большинства людей в нашей капиталистической модели главным источником дохода служит заработная плата. Рабочие продают свой труд, чтобы заработать деньги на поддержание собственной жизни и жизни своих семей и чтобы приобретать на свой доход, остающийся после уплаты налогов, еще другие товары, помимо самых необходимых средств существования.
В нашей модели частная собственность сочетается с управлением фирмами как их собственниками, так и специалистами. Фирма, составляющая частную собственность, может управляться ее владельцами. Последние могут одновременно и владеть и управлять компанией или предприятием. Однако владельцы могут также нанимать профессиональных менеджеров для управления их предприятиями. Отделение собственности от управления порождает особые проблемы нравственного характера. Но, рассматривая эту модель в целом, не следует выносить по этому вопросу окончательных и поспешных суждений. Если для аналитических целей полезней различать эти две формы управления, можно просто применить две модели. В одной собственность и управление совмещаются, в другой они действуют раздельно. Наша модель представляет собой третий вид, включающий обе предыдущие.
С частной собственностью на средства производства связан ряд нравственных проблем. Одна из них заключается в следующем: нравственна ли сама по себе частная собственность на средства производства? Иногда спрашивают, по какому праву некоторые люди индивидуально или коллективно заявляют свое право на естественные ресурсы? Земной шар — это обиталище всего человечества. Его богатства — уголь, железо, медь, нефть и все другие ресурсы — должны быть доступны всем и использоваться на благо всех. Справедливо ли, что некоторые люди просто в силу того, что им или их предкам довелось поселиться в данном районе, присваивают себе исключительное право на ресурсы этого района? Подобные вопросы образуют один из элементов нравственного анализа частной собственности.
Вторая группа вопросов, касающихся частной собственности, связана с общественным характером знаний и культуры. Каждый народ наследует накопленный запас знаний — как изготовлять железо и стекло или как изготовлять машины и инструменты и т. д. Промышленность основывается на огромном запасе накопленной информации и ноу-хау, изобретений и открытий, которые не являются собственностью отдельных лиц, поскольку они представляют собой плод общественного труда. Способы производства также носят общественный характер. Ни один человек не строит автомобили сам или с помощью открытий, которые он лично сам сделал. Частная собственность использует для своей выгоды то, что создало все общество. Знания, технологии, производственные процессы — все это выработано обществом. По какому праву они присваиваются отдельными лицами и используются к выгоде отдельных лиц, а не всего общества?
Третья группа вопросов относится в нашей модели к рабочим. В рассматриваемой здесь капиталистической модели громадное большинство людей не владеет средствами производства, а зарабатывает на жизнь, трудясь на других. Их средства к существованию зависят от других. По какому праву одни люди имеют такую власть над жизнью и смертью других? Рабочие отдают свой труд за заработную плату. А что составляет честную или справедливую заработную плату? Что есть эксплуатация? Если товары обмениваются по своей реальной стоимости, то не является ли источником прибыли владельца частной собственности обкрадывание рабочих путем невыплаты им того, что им причитается? Как должны строиться отношения между собственником и рабочим? Мы уже убедились в том, что отношения между рабом и его хозяином аморальны. А каков моральный статус отношения между собственником и рабочим?
Система свободного рынка
Третья характерная черта нашей капиталистической модели — это свободная, конкурентная рыночная система. Система рыночного типа может сочетаться с другими видами экономических моделей. В нашей модели система свободного рынка выступает как господствующий механизм.
Свободным является такой рынок, который не контролируется ни государством, ни какой-либо небольшой группой лиц. На свободном рынке государство:
- не устанавливает цены на товары;
- не устанавливает заработную плату;
- не контролирует производство.
Отсутствие государственного контроля и вмешательства сочетается с отсутствием контроля со стороны любой небольшой группы лиц. Это означает отсутствие монополий (т. е. исключительной собственности или контроля над предложением товаров) и монопсоний (исключительного контроля со стороны спроса, т. е. наличия на рынке только одного покупателя).
Цены и заработная плата устанавливаются в нашей модели механизмом рынка. Они являются результатом взаимодействия предложения и спроса. Квалифицированный труд, когда его предложение ограниченно, обеспечит более высокую заработную плату, чем когда его предложение велико. Вообще, предложение неквалифицированной рабочей силы больше, чем квалифицированной, а последняя оплачивается выше. Цены также устанавливаются предложением и спросом.
Конкуренция выступает как второй необходимый компонент нашей модели. Свободная конкуренция означает возможность для всех желающих принять участие в рыночной структуре в качестве покупателей или продавцов. Доступ на рынок при этом не ограничивается никакой властью, правительством или группой лиц. Свободная конкуренция отчасти приводится в движение мотивом прибыли. Конкуренция поощряет многих людей производить товары, на которые спрос велик, поскольку имеется емкий рынок на такие товары. Покупатели предпочитают платить менее высокие цены за товары одинакового качества, а поэтому конкуренция стимулирует у предпринимателей эффективность производства и побуждает конкурирующие фирмы снижать цены, чтобы завоевать большую долю рынка.
В-третьих, чтобы инвесторы могли, даже с риском, добиваться больших доходов от своих вложений, ресурсы должны иметь возможность свободно передвигаться внутри системы на те ее участки, где они принесут наибольшую отдачу. Это относится и к природным ресурсам, и к капиталу, и к рабочей силе. Рабочие вольны по собственному усмотрению выбирать себе вид занятости, добиваться таких заработков, на которые они способны.
В нашей модели система свободного рынка отличается рядом достоинств. Она поощряет эффективность — эффективное производство и эффективное использование ресурсов. И что даже еще важнее, она высоко ценит свободу. Любой индивидуум волен в рамках этой системы принимать свое решение в каждой сделке, которую он заключает. Конкуренция стимулирует снижение стоимости товаров для потребителей, которые, решая вопрос о том, как расходовать свои деньги, тем самым определяют, что должно быть произведено. Рынок диктует не производить то, что не продается, и производить то, на что есть спрос. На изменение спроса рыночный механизм реагирует поощрением соответствующих изменений в распределении капитала и ресурсов. Рабочие свободны договариваться об условиях найма и о роде работы, которую им предстоит выполнять. Если условия, на которых заключается каждая отдельная сделка, справедливы, каждая сторона свободно вступает в такую сделку, чтобы добиться собственной выгоды и собственных целей. Все при этом выгадывают.
При анализе свободно-рыночной системы возникает много нравственных вопросов. Каждая сделка, в которую вступают люди, должна быть честной и свободной. Из чего складывается честность? Чтобы сделка была свободной, каковы должны быть ее предпосылки? Одно из условий честности заключается в том, что оба участника сделки должны обладать необходимыми знаниями по существу дела. Лишь в том случае, если обе стороны знают, что они делают, они способны правильно оценить условия сделки. Образует ли девиз caveat emptor («покупатель, будь осмотрителен») часть нашей системы? Означает ли свобода сделки возможность того, что одна сторона может поставить в невыгодное положение другую сторону или что одна сторона может получить преимущество над другой? Если честность составляет неотъемлемый элемент системы, тогда в системе допускаются лишь честные сделки. Однако эффективность или инициатива, готовность рисковать или какие-то иные качества вполне способны дать одной стороне преимущество над другой. Может ли рабочий свободно заключить договор о заработной плате, если, кроме голодной смерти, у него нет другой альтернативы, как согласиться с предложенной заработной платой? Действуя индивидуально, вступают ли потребители в сделки на равных основаниях с крупными корпорациями?
Кроме вопросов о честности и свободе сделок, люди задаются также вопросом: а что с моральной точки зрения делает с ними конкуренция. Поступает ли она с ними как с самоценностью? (Не подрывает ли она их склонность быть полезными для других? Не разделяет ли она их на противостоящие друг другу классы и группы? Не препятствует ли она общественному сотрудничеству? Не делает ли конкуренция людей эгоистичными, своекорыстными, скаредными, нежелающими считаться с другими?
Присущи ли рынку естественные тенденции, толкающие его к монополии или поощряющие людей добиваться несправедливых преимуществ с целью повысить свои шансы на успех? А если такие силы существуют, то можно ли их устранить в рамках самой системы или для этого требуется воздействие других сил, например политической и юридической системы, с которой сочетается свободно-рыночная модель?