Информационное обеспечение государственного решения

Для принятия сложных и ответственных решений требуется надлежащее информационно-аналитическое обеспечение, предполагающее сбор массивов необходимых данных и обработку (сжатие) собранной информации для представления лицу принимающему решение (ЛПР) в обозримом, удобном и понятном ему виде. Требуется технологическое обеспечение, помогающее управленцу опереться на опыт, накопленный при решении подобных проблем. Математические модели и методы анализа и программные средства, позволяющие осуществлять помощь ЛПР в процессе принятия решений, называют системами поддержки принятия решений (СППР). Процесс работы ЛПР с СППР протекает в диалоговом режиме с компьютером, который становится в определенном смысле партнером человека в принятии решений. Обеспечение ЛПР подходящей СППР и обучение работе с ней также является задачей аналитика (консультанта).

Существуют разные уровни аналитических и экспертных служб: высший, государственный ¾ организации правительственного, парламентского, президентского окружения; затем следуют информационно-аналитические подразделения организаций финансовой и коммерческой сфер (аналитические службы банков, сеть аналитических служб торгово-промышленных палат и др.); аналитические и экспертные подразделения центров научно-технической информации и аналитические центры учебных заведений; представители негосударственного сектора, осваивающие информационную и аналитическую нишу рынка подобных услуг научного назначения. Кроме того, существует сеть специализированных аналитических и экспертных организаций, деятельность которых достаточно сильно влияет на принятие решений в разных сферах.

Аналитической деятельностью в различных органах власти занимаются фактически самые разные структуры: и пресс-службы, и информационные подразделения, и библиотеки, и общественные центры. Для соблюдения необходимых общественных требований и комплексного подхода к обеспечению информационно-аналитическими продуктами и услугами органы власти и населения, а также для координации деятельности таких структур необходимо создание в органах власти специальных подразделений с единым форматом описания информационно-аналитических служб и единой методикой информационно-аналитического обеспечения.

Информационные системы используются преимущественно для решения сложных, но детерминированных задач (например, задач оптимизации, справочного поиска информации, контроля исполнения, делопроизводства, связанных с кадрами, бухгалтерским учетом и т.п.). Специфика аналитических и прогнозных исследований в области государственного управления характеризуется необходимостью комплексного подхода к анализу политических, экономических и социальных факторов, что должно учитываться при создании информационно-аналитических систем.

В разработке управленческих решений определяющее значение имеют информационные процессы - процессы сбора, хранения, обработки и передачи данных с целью управления производственной деятельностью и соответствующими структурными подразделениями

Источники сбора информации могут быть самыми разнообразными: от средств массовой информации до проведения специальных исследований самостоятельно либо с обращением в соответствующие фирмы. Затраты на получение информации могут достигать значительных сумм, поэтому объем необходимой информации для решений должен оцениваться предварительно.

Внедрение компьютерной техники и кардинальное изменение на этой основе информационно-коммуникационных процессов непосредственно влияют на принятие управленческих решений. Постоянно возрастающий объем информации и относительно низкая производительность труда людей, занятых ее обработкой, потребовали перехода на новые информационные технологии (НИТ).

Это целостные технологические системы по принятию управленческих решений, для которых характерны:

· новые технологии коммуникационных сетей ЭВМ (на основе локальных и распределительных);

· новые технологии обработки информации на базе персональных компьютеров и автоматизированных рабочих мест (ПЭВМ и АРМ);

· безбумажная технология;

· технология использования искусственного интеллекта в процессе принятия решений на базе моделируемых систем с различными формами представления ситуации, экспертных систем, знаний и т.п.

Практика показывает, что чаще всего решения по сложным проблемам принимаются в условиях диалога компьютера и человека. Одно из достоинств НИТ состоит в возможности коллективного действия (за счет участия в обсуждении разных специалистов) на базе локальных и распределительных сетей ЭВМ и средств передачи данных.

Наши рекомендации