Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой
История сближения Великого княжества Литовского с Польским королевством берет свое начало с Кревской унии 1385 г., когда два государства впервые объединились на основе династически-персональной унии при сохранении ими определенной самостоятельности во внутренней и внешней политике. Неоднократное возобновление и перезаключение уний (в 1401, 1413, 1466, 1501 гг.) свидетельствовало, во-первых, об их непрочности, во-вторых, о наличии в жизни обоих государств таких факторов, которые подталкивали их к сближению. В XV–XVI вв. определилась прочная тенденция: чем больше обострялись отношения Вильно с Москвой, тем больше правящая верхушка ВКЛ склонялась к объединению с Польшей. Особенно остро вопрос об унии снова встал в 60-е гг. XVI в., что имело под собой как внешние, так и внутриполитические причины.
Причины, приведшие к заключению государственной унии ВКЛ с Польшей:
1 Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной. Неудачи в Ливонской войне и, в частности, потеря Полоцка были самым сильным политическим и военным поражением за всю историю войн с Московским государством. Захват войском Ивана Грозного Прибалтики и Полоцка отсекал восточную и центральную части Беларуси от моря, что было тяжелым ударом по торговле. Силы государства были на границе возможного. Эта война, как отмечали позже политики, пригнала ВКЛ к новой унии с Польшей.
2 Обострились внутрисословные противоречия между богатой шляхтой и шляхтой средней и мелкой. Преимущественное, доминирующее положение в государстве принадлежало магнатам, которые оттесняли шляхту на другой план. Элитарное магнатство, крупные землевладельцы имели почти неограниченную власть в ВКЛ, проводили на сеймах и сеймиках свои решения, манипулируя большинством шляхты, которая не имела в государстве никакой реальной власти. Литвинскую шляхту привлекали «золотые вольности» польской шляхты, которая имела доступ к власти, решительно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. Достижение этих целей она связывала с заключением унии с Польшей. Поэтому неслучайно еще в 1562 г. съезд шляхты в Витебске обратился к польскому королю Сигизмунду Августу с прошением подписать унию с Польшей, создать единый сейм, государство с единым королем и едиными правами шляхты. Чтобы как-то консолидировать общество, сбить пропольские настроения, магнатская оппозиция во главе с Радзивиллами пошла на уступки шляхте. В 1563 г. окончательно был ликвидирован Городельский привилей, в результате чего католическая и православная шляхта была уравнена во всех правах. Согласно судебной реформе 1564 г. вводились местные суды, где главную роль играла шляхта. Эти меры успокоили пропольские настроения шляхты, однако вопрос об унии не сняли. К тому же западный сосед сам добивался унии. На это были важные причины как экономического, так и политико-идеологического порядка.
3 Желание многочисленной (примерно в два раза по количеству большей, чем в ВКЛ) польской шляхты подчинить ВКЛ в качестве богатого придатка к Польше и получить для себя новые земли и должности (было даже предложение заменить название Литва на название «Новая Польша»).
4 Польша являлась самым сильным католическим бастионом в Восточной Европе, поэтому Ватикан рассчитывал через союз Польши с ВКЛ расширить влияние католицизма на восток – на белорусские, украинские, русские земли.
В то же время следует отметить, что для ВКЛ альтернативой союза с Польшей могло быть заключение унии с Московским государством и признание над собой власти Ивана IV или его сына. На этот счет даже велись тайные переговоры, однако успеха не имели. Несмотря на промосковские настроения среди феодалов восточных районов ВКЛ, в 60-е гг. XVI в. белорусская шляхта искала именно союза с Польшей, так как московское дворянство не имело такой вольницы, как польская шляхта. Более того, это было время опричнины, когда Иван Грозный провел серию репрессий, подчинив своей власти московское боярство. Таким образом, вольности шляхетской республики повернули правящий класс белорусских земель в сторону Польши.
С 1564–1569 гг. вопрос о подписании унии четыре раза обсуждался на совместных сеймах Короны Польской и ВКЛ.
Следует подчеркнуть, что правящие круги ВКЛ и Польши предлагали разные условия соединения государств. Литвинские политики – военно-политический союз, который сохранял бы независимость и самостоятельность ВКЛ. Представители Польши не соглашались с такой постановкой вопроса и выступали за первенство Польши и ликвидацию независимости ВКЛ. Каждая сторона твердо стояла на своем.
Для окончательного решения вопроса об унии польский король и великий князь литовский Сигизмунд Август II в январе 1569 г. созвал в Люблине еще один совместный сейм Короны Польской и ВКЛ, который продолжался почти 6 драматических месяцев. В состав делегации ВКЛ входили канцлер и виленский воевода Николай Радзивилл Рудой, подканцлер Астафий Волович, жемайтский староста Ян Ходкевич, подскарбий Николай Нарушевич и другие влиятельные особы. На сейм прибыли король и около 160 послов и сенаторов Польши и ВКЛ. Каждая из сторон ставила свои условия, которые не принимались противоположной стороной. Более того, когда послы Великого княжества Литовского увидели угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых для них условиях, они в марте 1569 г. оставили Люблин. И здесь польская сторона пошла на демонстрацию силы. Используя тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ, польские феодалы добились от Сигизмунда Августа издания указов о присоединении к королевству Польскому Подляшья, Волыни, Подолья и Киевщины. На протяжении марта – июня 1569 г. эти огромные и богатейшие земли ВКЛ были включены в состав Польши, что, конечно, ослабило и без того подорванную Ливонской войной экономику княжества.
Такой поворот дел вызвал бурю протеста в Вильно. Паны-рада готовилась к войне с Польшей, однако под натиском белорусской и литовской шляхты, которая провела съезд в Вильно, переговоры продолжались. Обессиленное войной Великое княжество Литовское, потеряв почти половину территории, теперь тем более не могло своими силами защищаться от Московского княжества. Поэтому 6 июня паны-рада и шляхетские послы ВКЛ снова приехали в Люблин. Просили вернуть инкорпорированные воеводства, стремились отстоять гарантии самостоятельности своего государства, в т. ч. символический особенный коронационный церемониал в Вильно. Однако ни коронный сейм, ни Сигизмунд Август не уступали. Соглашение все же было достигнуто на основе компромисса. ВКЛ вынуждено было принять многие из польских условий объединения государств, которое произошло 1 июля 1569 г.
При дальнейшем изучении поставленного вопроса следует обратить внимание на условия заключения акта Люблинской унии:
1 Акт Люблинской унии провозглашал, что Корона Польская и Великое княжество Литовское сливаются в одно «нераздельное тело» и представляют теперь «одну общую Речь Посполитую, которая из двух государств и народов в один народ и государство» преобразовалась.
2 Возглавлялась Речь Посполитая одним монархом, который одновременно являлся и королем польским, и великим князем литовским, однако коронация на великого князя отменялась. Должность короля была не наследственной, а выборной. Избирали его народы двух государств вместе, для этой цели собирался сейм в Варшаве. Коронация короля происходила в Кракове. Литва не имела права избирать для себя отдельного великого князя.
3 Высшим органом власти становился общий сейм, который мог собираться только на территории Польши. Отдельных сеймов как для Короны, так и для Великого Княжества не предусматривалось.
4 Исключительно к компетенции Речи Посполитой отходила внешняя политика.
5 Все прежние законы и договоры, направленные против интересов одной из частей новой федерации, должны быть ликвидированы.
6 Важным пунктом условий унии было то, что снимался запрет приобретать землю полякам в Литве, а жителям ВКЛ – в Польше.
Такими были основные пункты государственно-правового акта, изменившего династическую унию между Польшей и ВКЛ в государственную.
Вместе с тем княжеству не отводилась роль колониальной окраины. Люблинская уния сохраняла определенную самостоятельность ВКЛ. Оно имело свое войско, отдельное от Польши законодательство и судебную систему, сохраняло прежний административный аппарат и свою печать. Польша и ВКЛ сохраняли самостоятельные названия и до конца XVII в. имели различные государственные языки. Официальным государственным языком ВКЛ оставался старобелорусский, у Польши – латинский. Несмотря на условия унии, в XVI – пер. пол. XVII вв. деньги в короне и княжестве были отдельные. Сохранилась даже таможенная граница между ними.
Образование Речи Посполитой схематично можно представить следующим образом:
|
Так на карте Европы появилось новое государство, к тому же одно из самых великих и могущественных. Его образование оказывало значительное влияние на положение всех европейских дел.
Заканчивая изучение обозначенного вопроса, нужно отметить, что объединение ВКЛ и Королевства Польского существенно повлияло на ход Ливонской войны. Теперь России уже пришлось вести войну с сильным государством, которое по населению и площади занимало второе место в Европе (после России).
Положение России усложнилось еще и тем, что ей в 1574 г. пришлось вступить одновременно в войну со Швецией.
С 1577 г. начинается второй этап Ливонской войны. Он связан с военными инициативами Стефана Батория, который был избран королем Речи Посполитой после смерти Сигизмунда Августа II. В 1578 г. сейм Речи Посполитой утвердил военные расходы, план действий и количество армии Польши и Литвы в 41 тыс. человек. Стефан Баторий предпринял ряд мер по активизации военных действий. Он сам возглавил армию, привлек в нее значительное количество венгерских наемников. Перенес столицу в Гродно ближе к военным действиям. В 1579 г. основные силы союзной армии были направлены под Полоцк. После продолжительной осады удалось взять Полоцк. В 1580 г, он осадил Псков, занял Витебск, Велиж, Невель, Великие Луки и др. В результате русские войска в Ливонии оказались в критическом положении.
После этих событий Россия вынуждена была вступить в переговоры с Речью Посполитой о прекращении войны. Иван IV требовал от Стефана Батория отказаться от Ливонии, вернуть России Полоцк. Речь Посполитая требовала от России вернуть кроме Ливонии Смоленские и Северские земли. Но ни одна из сторон не хотела идти на уступки. Поэтому Варшавский сейм в 1580 г. принял решение продолжить военные действия. Но добиться перелома в ходе военных действий не удалось. И Стефан Баторий вынужден был снова начать переговоры с Россией. В 1582 г. между Россией и Речью Посполитой был заключен Ям-Запольский договор о перемирии на 10 лет. В результате договора Россия вынуждена была отказаться от всей Ливонии, Полоцка и Велижа, а Стефан Баторий – от Великих Лук и других захваченных территорий России. Но и после перемирия обе стороны продолжали вынашивать агрессивные планы друг против друга.