Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги

Пролог. Кровавое воскресенье. 9января 1905г. по ини­циативе священника Талона, возглавлявшего Собрание рус­ских фабрично-заводских рабочих, было организовано ше­ствие жителей столицы с петицией к императору. В пети­цию вошли как экономические, так и политические требо­вания: созыв и введение восьмичасового рабочего дня, пре­доставление демократических свобод и т. д.

Городские власти были заранее предупреждены о готовя­щейся демонстрации и требованиях рабочих. Войска встре­тили народ ружейными выстрелами, началась невероятная паника, в давке погибло несколько сотен человек, тысячи были ранены.

События Кровавого воскресенья вызвали поистине оше­ломляющий отклик- То, что произошло вэтот день, раз­било вдребезги традиционное представление о царе — за­щитнике и покровителе. Таким образом, расстрел мирной демонстрации 9января 1905года положил начало первой русской революции.

Причины и предпосылки первой русской революции.Что же заставило народ пойти на открытое сопротивление властям, какие условия породили революцию? В целях получения ответа на данный вопрос следует рассмотреть специфику социально-экономического и политического раз­вития страны в конце XIX — начале XXвека.

Прежде всего, необходимо отметить, что Россия в то время была* преимущественно аграрной страной. Об этом говорит тот факт, что 80 % ее населения проживало в деревне, то есть 4/5 населения были крестьянами. 1/5 составляли городские жители, сюда входили рабочие, про­мышленники и купцы, интеллигенция, священнослужите­ли, помещики, бюрократия. Социальные интересы дан­ных групп населения, как правило, не совпадали, жили они разрозненно. Среднего класса почти не существовало.

Естественно, для крупной аграрной страны, какой была Россия, основная проблема заключалась в необходимости повышения * эффективности сельскохозяйственного произ­водства. Одним их главных препятствий в развитии аг­рарного сектора являлась необеспеченность крестьян зем­лей. Половинчатость предыдущих реформ и стремление сбросить их финансовое бремя на то же крестьянство при­вели к тому, что многие крестьяне либо вовсе не имели земли, либо получили ее в недостаточном количестве

Продуктивность сельского хозяйства была низкой, во многих случаях оно обеспечивало только потребности кре­стьян, обладая нулевым товарооборотом. Аграрный сек­тор, таким образом, практически целиком выпадал из ин­дустриального сегмента экономики страны.

Неэффективность сельскохозяйственного производства способствовала разорению ряда крестьян, являвшихся ис­точником пополнения рабочей массы. Преобладающее боль­шинство рабочих, таким образом, были «вчерашними кре­стьянами», многие из которых поддерживали отношения с деревней. Рассмотренные социальные слои, по сути своей, еще не отвечали понятию «рабочий», являясь скорее «на­емными работниками». Не имея никакого образования, не обладая навыками работы с инструментом, сложными про­мышленными станками и механизмами, они были способ­ны только к тяжелому и грубому-физическому труду. Труд этот, естественно, оплачивался весьма низко. Профессио­нальных же рабочих, хорошо обученных и знающих свое дело, тех, кого называют «рабочая интеллигенция», было крайне мало, и труд их оплачивался очень высоко. Таким образом, в рамках системы промышленного производства также сосредоточился ряд противоречий: между рабочей интеллигенцией и неквалифицированными работниками, между бурным развитием индустриального сектора и отста-

лостью, фактической неоформленностью рабочих как клас­са, со своим менталитетом, навыками и интересами. Дан­ные проблемы усугублялись высокой степенью монополиза­ции и централизации ресурсов, пресловутым антагонизмом между трудом и капиталом.

Противоречия между городом и деревней, отсталой аг­рарной сферой и бурно развивающейся промышленной до­полнялись и культурным расколом. В этом плане русское общество также являлось разрозненным: высокообразован­ные слои — интеллигенция, часть помещиков — оказались не в состоянии преодолеть культурный разрыв с так назы­ваемым «народом», коренящийся еще в эпохе Петра I. Россия, будучи громадной цо масштабам страной, явля­лась поликонфессиональным, полиэтничным государством; народы, включенные в состав империй, находились на раз­ных ступенях развития. Российская империя со всеми ее проблемами и противоречиями, обостренными ускоренным развитием страны в условиях догоняющей модернизации, требовала особо чуткого и адекватного управления. Мы же сталкиваемся с устаревшей монархической системой, с взвалившим на свои плечи неимоверный груз самодержа­вием, с отсталым как структурно, так и профессионально бюрократическим аппаратом. Таким образом, вышеобоз-наченные социально-экономические противоречия россий­ского общества усугублялись и политическим кризисом: противоречием между динамично развивавшейся страной и отсталыми механизмами ее управления.

Непосредственной предпосылкой начавшейся революции, событием, вызвавшим недовольство всех социальных групп, явилось поражение России в русско-японской войне 1904— 1905 гг.

Первая русская революция имела буржуазно-демокра­тический характер. Перед страной стояли задачи сверже­ния самодержавия и установления демократической рес­публики, ликвидации сословных рамок общества и поме­щичьего землевладения, введение основных демократичес­ких свобод, таких, как свобода слова, печати, совести, собраний, равенство всех перед законом, а также установ­ление восьмичасового рабочего дня, снятие национальных ограничений.

Характер и движущие силы. В качестве основных дви­жущих сил революции выступили мелкобуржуазные слои города и деревни, а также представлявшие их политические партии. Можно сказать, что революция 1905 — 1907 гг. была «народной», так как крестьяне, рабочие и мелкие предпринимательские элементы города и деревни состави­ли в ней единый лагерь. В противоположном лагере нахо­дились помещики, бюрократия и тесно связанная с ней крупная буржуазия, часть кадровых военных и высшее духовенство. Существовал еще и третий лагерь, призна­вавший необходимость решения всех назревших проблем, но отвергавший революционные методы борьбы. Сюда вхо­дили представители среднего капитала и либеральная ин­теллигенция. Этот либерально-оппозиционный лагерь вы­ступал за буржуазное преобразование страны мирными сред­ствами, в рамках которых господствующее положение за­нимали парламентские методы борьбы

Ход революции — основные этапы. Итак, 9 января, в самом начале 1905 г., в то время когда еще не заверши­лась война с Японией, но ее печальный исход был уже ясен, в России прогремели первые оружейные залпы, при­надлежавшие не революционному народу, а войскам царс­кого правительства. В ответ на такие действия со стороны власти на улицах Петербурга появляются первые барри-, кады, положившие начало вооруженному противостоянию революционных сил с самодержавием. Другой формой борь­бы были стачки. В январе-марте 1905 г. бастовало 810 тыс. промышленных рабочих, то есть в два раза больше, чем за 10 предреволюционных лет. Лозунги примерно со­ответствовали пунктам петиции Талона — «Долой само­державие!», «Долой войну!», выдвигались требования вось­мичасового рабочего дня. Параллельно развернулось кре­стьянское движение в Центральной России, вспыхнуло Гурийское восстание на Кавказе, стачки сельскохозяйствен­ных рабочих в Прибалтике и Польше. Правительство, стол­кнувшись со всеобщим неповиновением народа, доходя­щим до вооруженного сопротивления, было вынуждено пойти на некоторые уступки: 18 февраля издается реск­рипт о разработке законопроекта совещательной Думы. В мае 1905 г. проект поступил на рассмотрение Совета ми­нистров. Данное событие ознаменовало завершение перво­го, начального этапа революции.

Однако нерешительность правящей элиты, половинча­тость предлагаемых ей реформ стимулировали недоволь­ство народа, подготавливая почву для нового революци­онного подъема.

Весной-летом 1905 г. революция вступает во вторую ста­дию, развиваясь по восходящей линии. С приближением первого мая возобновились волнения в рабочей среде. В мае—июне страну захлестнула новая волна забастовок, в которых участвовало до 200 тыс. рабочих. Активизиру­ются действия в национальных окраинах, Польше, При­балтике. Эти области были одними из наиболее развитых частей России, в виду чего сопротивление здесь носило особо острый и массовый характер. Первого мая были рас­стреляны демонстрации в Риге, Ревеле (Таллин), Варша­ве. 12 мая началась всеобщая стачка рабочих в крупней­шем текстильном центре уже на территории собственно России — в Иваново-Вознесенске, продолжавшаяся более двух месяцев. Вслед за Иваново-Вознесенском поднимают­ся другие текстильные города центра страны.

С приходом весны вновь вспыхнули крестьянские вос­стания. В мае 1905 года образовался Всероссийский кресть­янский союз. Учредительный съезд Союза, состоявшийся в Москве 31 июня — 1 августа, высказался за отмену частной собственности на землю, передачу всей земли в общую соб­ственность народа, отмену сословий и налогообложения крестьян, созыв Учредительного собрания.

Летом 1905 г. проявляется новый тревожный симптом, отразивший недуги российского общества — выступление охватывает армию и флот. Самым ярким событием здесь стало восстание на броненосце «Потемкин» (июнь 1905 г.), превратившееся в своеобразный символ первой русской ре­волюции. Всего же за лето произошло больше 40 выступ­лений солдат и матросов.

Итогом второго этапа революции стал изданный царским правительством Манифест о созыве законодательной Думы. Согласно данному проекту, подавляющая часть населения страны, — рабочие и крестьяне — лишались права участия в выборах, а новый орган наделялся эфемерной властью. Реакция властей на второй подъем революции вновь была неадекватной. Предлагавшиеся уступки уже не устраивали

народ. Все это подтолкнуло революцию к новому подъему. Начинается третий, осенний этап революции.

С осени 1905 г. центром революционного движения ста­новится Москва. 19 сентября здесь начинается экономи-че-ская забастовка печатников, превратившаяся вскоре во всеобщую политическую стачку. Октябрьская стачка ох­ватила 120 городов России, участие в ней приняли 1,5 млн рабочих и железнодорожников, 200 тыс. чиновников и служащих. Большинство предприятий, коммуникаций страны оказалось фактически парализованным.

Манифест 17 октября. Дело шло к свержению монар­хии, когда премьер СЮ. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки. 17 октяб­ря 1905 года высочайшим Манифестом России были даро­ваны «незыблемые основы гражданской свободы»; непри­косновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума. Манифест 17 октября стал первой крупной победой рево­люции. Революционные события не только вызвали новые уступки со стороны царской власти, но способствовали также еще большему сплочению народа, выведя его на новые организации в виде Советов, которые с октября-ноября действовали более чем в 50 городах.

Видя свои меры достаточными, правительство решило пе­рейти к наведению порядка в стране. В середине ноября были арестованы руководители Всероссийского крестьян­ского союза; 21 ноября руководители Почтово-телеграфно-го союза; 29 ноября местным властям предоставляется право применять чрезвычайные меры к забастовщикам на желез­нодорожном транспорте, почте и телеграфе, начинается борь­ба с пропагандой в армии, ряд городов и губерний России переводится на чрезвычайное положение. Таков был исход третьего этапа революции, и он предполагал либо дальней­шую реакцию, либо новый, еще больший революционный подъем.

Четвертым, кульминационным этапом революции ста­ло декабрьское вооруженное восстание 1905 года. Москов­ский Совет рабочих депутатов принял решение начать с 7 декабря всеобщую стачку рабочих с перспективой пре­вратить ее в вооруженное восстание. В ответ на начало

стачки правительство предприняло ряд ответных мер, аре­стовав 10 декабря дружинников, обсуждавших план зах­вата Николаевского вокзала, Городской думы и других учреждений. Одновременно происходит столкновение с вой­сками на Пятницкой улице. Таким образом, само же пра­вительство дало сигнал новому революционному подъему.

8 вооруженном восстании в Москве участвовало до 8 тыс.
человек, однако оно было плохо подготовлено и организо­
вано, не имело единого центра, охватив лишь некоторые
рабочие окраины города. В результате восстание было срав­
нительно быстро подавлено.

Спад революции. 1-я и 2-я Думы. Государственный переворот 3 июня 1907 г.После поражения декабрьского выступления революционная волна начала постепенно спа­дать. В 1906 —1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские бунты, акции неповиновения в армии и на флоте. Но царское правительство с помощью жесточай­ших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной. В этих условиях в апреле 1906 г.созывается 1-я Государственная дума. Однако ее состав и деятельность показались правительству слишком революционными и

9 июля того же года 1-я Дума была распущена Николаем
II. Вслед за этим усиливается реакция. 19августа вводят­
ся военно-полевые суды, за полгода приговорившие к смерти
почти 1000 человек. Одновременно меняется курс прави­
тельства в отношении крестьянства. Пойдя на демократи­
ческие уступки и создав представительный орган власти в
лице Государственной думы, правительство делает -ставку
на создание широкого слоя крепких хозяйств в деревне,
видя в крестьянах наиболее консервативную социальную
группу, способную оказать поддержку царской власти. С
целью создания в стране среднего слоя (мелкой сельской
буржуазии) в лице кулаков 9 ноября 1906 г. был издан
указ о свободном выходе крестьян из общины, положив­
ший начало Столыпин-ской аграрной реформе.

В январе 1907 г, состоялись выборы во 2-ю Государ­ственную думу. Эта Дума, так же, как и первая, не дала хода проекту Столыпина, что стало причиной ее роспуска 3 июня 1907г. и сопряженного с ней так называемого «третьеиюньского переворота», завершившего первую рус­скую революцию 1905—1907 гг.

Итоги революции.В качестве основных итогов револю­ции 1905 — 1907 гг. можно выделить издание ряда госу­дарственных законов и созыв представительного законо­дательного органа (парламента) — Государственной думы. Революционные события способствовали осознанию раз­личными слоями общества своих интересов, результатом чего стало оформление политических партий. Революция сплотила народ, породила новые формы борьбы и ее дей­ственной организации в виде Советов, выступивших как потенциальная альтернатива царским органам власти.

Революция породила долгожданные права и свободы, легализовала партии, дала ход новым реформам, главной и наиболее значительной из которых явилась аграрная реформа Столыпина.

Под воздействием революции Россия фактически стала «полусамодержавным» государством. Царское правительство было вынуждено считаться с мнением партий идвижений, Государственной думой. Российская империя сделала боль­шой шаг на пути превращения ее в более современную кон­ституционную монархию, что при наличии квалифициро­ванного высшего политического руководства могло положить начало эволюционному развитию страны. Но поскольку этого не произошло, первая русская революция 1905—1907 гг. за­няла свое место в истории главным, образом как предтеча будущих революционных катаклизмов 1917года.

Политические партии и их отношение креволюции. Манифест 17октября 1905 г. создал условия для форми­рования в России политических партий. Отражая стрем­ления и чаяния ряда социальных групп, они различались в своих программных установках и, следовательно, в от­ношении к революции. Партийный политический спектр того времени можно разделить на три крупных лагеря.

В первый входили помещичье-правительственные партии — правые и крайне правые. В качестве крупней­ших партий данного направления можно выделить: «Союз русского народа», «Союз русских людей», «Русская мо­нархическая партия», «Общество активной борьбы с ре­волюцией», «Народно-монархическая партия», «Союз рус­ских православных людей». Концептуальные основания их идеологии базировались на крайне негативном отноше-

нии к революционным преобразованиям. Они отстаивали идеи незыблемости существующего политического режима, самодержавной власти царя, «единой-неделимой» России.

Еторой можно охарактеризовать как лагерь буржуаз­но-либерального направления. Сюда входили конституци­онные демократы (кадеты),. «Союз 17 октября» (октябри­сты), «Партия демократических реформ», «Мирного об­новления» и некоторые другие. Отражая интересы пред­ставителей крупного капитала и демократической интел­лигенции, они ратовали за постепенное реформаторское обновление страны на основах демократии и либерализма, в сторону расширения прав и свобод, утверждения прин­ципа разделения властей и развития представительных органов, институтов самоуправления. Отвергая в принци­пе идею революционной борьбы в пользу мирных средств, они считали возможным использование достижений рево­люции для реализации своих целей.

В третий лагерь входили революционно-демократичес­кие партии: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеров). Претендуя на выражение интересов широких на­родных масс — рабочих и крестьян — они выдвигали гораз­до более радикальные требования. Сюда входили: сверже­ние самодержавия, установление республики, раздача зем­ли крестьянам и т.д. В качестве своей конечной цели эсеры й РСДРП видели построение в России социалистического государства. Реализация программы построения социализ­ма, по их мнению, могла быть произведена только посред­ством революционных преобразований, поэтому именно эти партии целиком поддержали революцию и подталкивали ее развитие по восходящей линии. Следует отметить, что не­которым своеобразием отличалась политика в отношении революции со стороны двух течений в РСДРП — большеви­ков и меньшевиков Если первые являлись сторонниками концепции перманент-ного развития революции, высказав идею перерастания ее из буржуазно-демократической в со­циалистическую (что отвечало программе-максимум РСДРП), то меньшевики поддерживали лишь буржуазно-демократи­ческие преобразования (программа-минимум), считая Рос­сию на данном этапе не готовой к социализму и .откладывая

социалистическую революцию на необозримое будущее. Именно такое соотношение сил и должно было определить перспективы развития страны после всех преобразования первой русской революции 1905—1907 гг.

Эволюция экономической и

социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)

Третьеиюньская политическая система. Революция 1905-1907 гг. открыла для России реформаторскую аль­тернативу развития. Финалом революции стал так назы­ваемый третьеиюньский переворот 1907 г. и установление третьеиюньской политической системы, Последняя не толь­ко явилась составной частью этой альтернативы, но и во многом определила сам ее характер, и потому нуждается в более детальном рассмотрении.

Суть переворота заключалась в роспуске II Государствен­ной думы и изменении избирательного закона. Целью этого изменения был созыв новой, более лояльной Думы, которая пошла бы на решение наиболее актуального в то время аграрного вопроса в рамках столыпинского проекта. Имен­но этот проект стал камнем преткновения во II Государ­ственной думе, где октябристам и кадетам противостояли социалистические партии и крестьянские депутаты. Пос­ледним в гораздо большей мере импонировала радикаль­ная концепция социалистов-революционеров, ратовавших за национализацию земли и раздачу ее крестьянам. Отка­зав в поддержке проекту Столыпина, 1-я Дума не только обрекла себя на роспуск, но и вызвала очередной реакци­онный шаг правительства в цравовой сфере.

Самодержавная власть, используя сфабрикованный до­кумент, обвинила социал-демократическую фракцию в ан­тигосударственном заговоре. В ночь на 3 июня депутаты от социал-демократов были арестованы, а затем осуждены и сосланы в Сибирь. 3 июня опубликовывается царский ма­нифест о роспуске 2-й Государственной думы и об измене­ниях в избирательном законе. Не будучи одобренным Ду­мой, он фактически явился противозаконным актом, так

как, согласно манифесту 17 октября, только поддержан­ный Думой закон вступал в силу и мог быть издан. Это позволяет классифицировать действия правительства 3 июня как государственный переворот.

В соответствии с новым положением, изменилось соот­ношение представительства в Думе различных слоев насе­ления в пользу цомещиков и представителей крупного ка­питала, Доля выборщиков от крестьянства снизилась с 42 % до 22 %, число рабочих выборщиков уменьшилось с 208 до 112,урезались избирательные права населения на­циональных окраин. Помещики и крупные капиталисты составляли, таким образом, до 65 % всех выборщиков.

Столыпинская аграрная реформа.3-я Государственная дума вследствие своеобразного механизма принятия в ней решений, который будет рассмотрен ниже, дала ход Столы­пинской аграрной реформе. Главной целью ее стало создание широкого слоя крепких крестьянских хозяйств фермерского типа (кулацкие хозяйства). Эти хозяйства должны были рас­ширить численный состав среднего класса России, способ­ствуя стабилизации политической обстановки в стране. Со­здать такие хозяйства реформаторы пытались путем разру­шения общины и насаждения частной крестьянской земель­ной собственности. Разрешая продажу и куплю наделов (по указу 9 ноября 1906 г. и закону 14 июня 1910г.), власть способствовала отливу бедных крестьян из деревни и кон­центрации земли в руках кулачества. Такая политика пред­полагала создание хуторов и отрубов на надельной земле.

Видное место в проведении реформы принадлежало Кре­стьянскому банку. Он выдавал ссуды на покупку земли, продавал вверенный ему земельный фонд, осуществлял опе­рации на льготных условиях.

Для решения проблемы малоземельных крестьян предус­матривалась политика переселения на новые территории, в частности, на Урал и в Сибирь. Поддержанное правитель­ством, переселенческое движение охватило довольно значи­тельное число крестьян, однако, из 3 млн переселившихся за 1906 — 1916 годы почти 550 тыс. человек возврати­лись, составив 18 % от тех, кто подался на новые места.

Столыпинская аграрная реформа была приостановлена постановлением Временного правительства 28 июня (11ию-

10. Зак. 606



ля) 1917 г. и дала довольно скромные результаты, так и не решив поставленных перед ней задач. Причиной тому стал сам характер проводившейся реформы, в рамках ко­торой основной упор делался исключительно на создание хуторов и отрубов, как основы частного надельного хо­зяйства, что не затрагивало всего многогранного характе­ра перехода к капиталистической форме хозяйствования; сама реформа была довольно ограниченной. Кроме того, смысл реформы нередко искажался бюрократическими мерами ее проведения. Общий ход и итоги реформы ха­рактеризовались весьма сдержанным отношением к ней крестьян, а часто даже и прямым недовольством. Кроме психологических причин, связанных с трудностью пере­хода к новому способу хозяйствования, сопровождавшим­ся большим риском и вычлененностью из общины, одино­чеством в решении проблем, следует отметить и саму специ­фику ведения крестьянского хозяйства. Создание цельных наделов уничтожало систему чересполосицы, которая в гла­зах крестьян имела явные плюсы: ведь в знойное время хороший урожай ожидался в низинах, в дождливое — на возвышенностях; в засушливых районах общая собствен­ность на землю облегчала решение вопросов водоснабже­ния и т. д. Создание хуторов разрушало этот веками сло­жившийся порядок, отнимая его преимущества как у вы­делившихся крестьян, так и у общинников.

В. результате к 1 января 1916 г. из общин вышло около 2,5 млн. крестьян с 17 млн десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15% общин­ного землевладения. Реформа катализировала процесс вовлечения надельной земли крестьян в торговый обо­рот. Подавляющая масса крестьян, продававших землю, разорялась, что способствовало ее концентрации в руках кулаков. Организация хозяйства на новых хуторах и от­рубах, в свою очередь, требовала значительных средств, будучи не под силу многим крестьянам.

Завершившись в 1917 г., Столыпинская аграрная ре­форма не только не решила поставленной перед ней соци­ально-экономической задачи, но еще больше возбудила не­довольство в деревне, усугубив назревавшие в ней противо­речия между старым укладом и необходимостью нового спо­соба ведения хозяйства, между бедными и богатыми, об-

щинниками и хуторянами и т. д.. Ущербное решение воп роса о земле подготавливало почву для нового конфликта

Государственнаядума. Деятельность Столыпина была тесно связана сработой 3-й Г ^угарственной думы. Тольк* она просуществовала весь положенный срок (1907—1912 гг.), остальные же были распущены царем досрочно. В 1-й и 2-й Думах большинство было за кадетами, в 3-й и 4-й — за октябристами, широко практиковавшими блокирова­ние, как с правыми, так и с левыми партиями в составе парламента. В Думе были представлены преимущественно поместное дворянство, верхи городской интеллигенции и крестьяне, что было следствием ограниченности избира­тельного закона, по которому выборы не были ни всеоб­щими, ни равными, ни прямыми. Верхней палатой рос­сийского парламента являлся Государственный совет из назначенных царем чиновников.

Источник будущих коллизий в работе Думы был зало­жен самой конституцией, предоставившей Государствен­ному совету одинаковые сДумой законодательные права. Будучи крайне консервативным органом, он все время всту­пал с ней в противоречия, тормозя либеральные устрем­ления депутатов Думы. Наиболее острый конфликт между Думой и правительством был вызван решением аграрного вопроса. Именно он стал причиной роспуска 1-й и 2-й Государственных дум и изменения избирательного закона в обход манифеста 17 октября, по которому «никакие за­коны не могли приниматься без одобрения их Думой».

Созванная в соответствии сновым избирательным за­коном 3-й Государственная дума должна была, по замыс­лу царского правительства, пойти навстречу программе реформ Столыпина. Ключевым пунктом в ней был аграр­ный вопрос — крестьянское равноправие и землеустрой­ство. Остальную часть программы составляли: создание самоуправляющейся волости как низшей земской едини­цы, реформа местного управления и суда, передача судеб­ной власти мировым судьям, избираемым населением, ле­гализация профсоюзов и наказуемость экономических ста­чек, сокращение продолжительности рабочего дня, школь­ная, финансовая реформы, введение подоходного налога.

Реформы и преобразования. Вмежреволюционный пери­од развития страны (1907—1916 гг.) реформы в России под-

ю*



талкивались деятельностью двух государственных органов — Государственной думы и царского правительства, В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих, по ко­торым пенсия по нетрудоспособности от несчастного случая на производстве целиком оплачивалась его владельцем, посо­бия по болезни выплачивались «больничных кассами», фор­мировавшихся из взносов, как рабочих, так и предпринима­телей. Было введено земское самоуправление в южных и заг падных губерниях. С 1912 г. судебная власть в сельских мес­тностях вновь переходила к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Одновременно расширяется вмешательство во внутренние дела Финляндии; по закону 1912 г. из состава Польши была выделена губерния со сме­шанным русско-польским населением.

Так, весьма ограниченно в сравнении с планами выгля­дел реальный вклад А.П. Столыпина в дело реформ, обо­рванный безвременной смертью премьера от руки террорис­та Д. Багрова 1 сентября 1911 г.

Начало войны с Германией в 1914 г. способствовало проведению новых преобразований общественной жизни страны. В первую очередь это коснулось экономики и ее государственного регулирования. Само направление пере­мен можно охарактеризовать тремя словами: милитариза­ция, монополизация, централизация.

Милитаризация экономики обусловила смещение акцента на выпуск и перевозку продукции, необходимой для веде­ния боевых действий. Данная политика привела к нарас­танию дефицита товаров общественного потребления. Рез­кое увеличение объема поставок на фронт вызвало транс­портные трудности, парализуя систему путей сообщения Российской империи. Повышение налогов, рост масштабов эмиссий и государственных займов имели своим последстви­ем возникновение финансового кризиса.

Необходимость удовлетворения все возрастающих по­требностей фронта способствовала дальнейшей монополи­зации капитала. Рост государственных заказов, непосред­ственное стимулирование экономики, увеличение эксплуа­тации трудящихся в условиях военного времени благо­приятствовали дальнейшему укреплению капитала, сра­щиванию банковских и промышленных ресурсов.

Требования быстрой и адекватной реакции на переме­ны внутри страны и на фронте, эффективного регулирова­ния экономики выступили в качестве факторов, усилив­ших процесс централизации власти и расширения ее пол­номочий. Для координации работы ведомств с лета 1916г. создаются особые совещания по обороне. Их состав опре­делялся Государственной думой и утверждался императо­ром. Особые совещания должны были требовать от част­ных предприятий принятия военных заказов и следить за Их выполнением. В дальнейшем появляются особые сове­щания по топливу, по продовольствию и так далее.

Важным элементом государственного регулирования эко­номики явилась борьба сдороговизной и дефицитом про­довольствия. Не имея возможности осуществлять гибкое регулирование цен, правительство вышло на установле­ние четких тарифов с учетом рыночной стоимости продук­ции. С февраля 1915г. командующим войсками предос­тавлялись широкие полномочия в отношении находящих­ся на вверенной им территории продовольственных запа­сов, вплоть до запрета их вывоза, фиксаций цен ирекви­зиции.

В мае 1915г. возник Главный продовольственный ко­митет, в компетенцию которого входило: проведение реви­зий запасов продовольствия всех учреждений и физичес­ких лиц, разработка планов перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. Отделения комитета созда­вались по отраслевому и территориальному принципом.

Все эти чрезвычайные меры усилили проникновение го­сударственных органов в структуру экономики, способствуя объединения бюрократического аппарата и все более мо­нополизирующегося капитала. В результате возникло яв­ление, получившее название «государственный капита­лизм».

Кризис российской монархии.Война резко обострила положение в стране, усугубила все старые нерешенные про­блемы и противоречия. Первая мировая война легла тяже­лым бременем на плечи России. В 1915году остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916году — 74 метал­лургических завода. Экономика страны уже не могла содер­жать многомиллионную армию, в которую было мобилизо-

вано 11%сельского населения и свыше 0, 5 млн кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие к 1917году 9 млн человек, в том числе до 1, 7 млн убитыми. Страна буквально бурлила политичес­кими забастовками и стачками рабочих.

Все льготы, займы и заказы, щедро раздаваемые прави­тельством, уже не могли сдержать недовольства отсталой неповоротливой системой. Русская буржуазия повзросле­ла настолько, что захотела разделить власть с царем. В августе 1915г. кадеты, октябристы и прогрессисты вош­ли в единый «Прогрессивный блок», составив в нем 2/3 депутатов думы. Они выступили за восстановление свобод, формирование нового правительства, частичную амнистию политических заключенных. Нежелание царя идти на ус­тупки породило кризис власти.

Все вопросы, оставшиеся после 1905 — 1907гг. нере­шенными — аграрный, рабочий, национальный, вопрос о власти, — в годы жестокого политического и военного кри­зиса вышли на поверхность и привели ко второй револю­ции в России, носившей, как и перзая, буржуазно-демок­ратический характер. Ее ждали давно, но падение старой власти в России оказалось неожиданностью для всех партий, в том числе и для революционных.

Наши рекомендации