Основные принципы и режимы международного экономического сотрудничества

Наряду с общепризнанными основными принципами международного публичного права в МЭП выделяют специальные принципы, применяемые только для регулирования международных макроэкономических отношений. Рассмотрим специальные принципы МЭП.

Некоторые отраслевые принципы МЭП носят конвенционный характер, т.е они закреплены в конкретном международном документе и распространены только на его участников.


Принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и своей экономической деятельностью. Он вытекает из принципа суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств. Согласно этому принципу каждая государство имеет право и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию своих природных ресурсов.

Принцип экономического сотрудничества. Он непосредственно вытекает из принципа сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Устава ООН от 24 октября 1970 г., гласит: «Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в областях науки и техники и способствуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах ». Этот принцип предусматривает право на свободный выбор партнеров в международных экономических отношениях, право на получение выгод от международной торговли, право объединяться в организации производителей товаров для развития своей национальной экономики и т.д..

Принцип взаимной и равной выгоды предусматривает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств между государствами с различным экономическим вопросов. Все государства обязаны строить свои взаимные экономические отношения таким образом, чтобы учитывать интересы других стран.

Принцип свободного доступа к морю и из него для стран, не имеющих выхода к моря. Он гарантируется положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Некоторые ученые в качестве принципов МЭП выделяют принципы недискриминации, наибольшего благоприятствования, предоставление национального режима, предоставления преференциального режима, отмечая при этом, что они носят строго «конвенционный характер». Но обязательным свойством любого международно-правового принципа является его обычно-правовая сила. Иначе он теряет свое общее регулятивное значение и становится скорее исключением, чем правилом. Исходя из этого, указанные нормативные распоряжения следует рассматривать как международно-правовые режимы или стандарты, используются в межгосударственных экономических отношениях на основании международных договора или в одностороннем порядке.

Режим недискриминации вытекает из принципа равноправия государств и заключается в предоставлении на основе взаимности одним государством другому условиях, не худших, чем те, что предоставлены третьим государствам. Он не предусматривает льготы, которые могут быть предоставлены в отношениях между субъектами международного права. В то же время режим недискриминации не исключает права государства принимать ограничительные меры в области внешней торговли. Необходимым условием правомерности такого применения является то, чтобы подобные ограничения касались всех иностранных государств.

Выделяют следующие режимы.

Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству — участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.

Национальный режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

Наши рекомендации