Культурное «двоемирие» позднего советского общества
Характерные черты культурного процесса 70—80-х гг. во многом определялись событиями предшествующего десятилетия. Время «оттепели» не оправдало надежд на плодотворный диалог и обретение нового образа культуры. Обозначилось главное противоречие советской культуры: официальная культура исчерпала возможности развития при помощи идеологического диктата, а неофициальная не имела почвы для расширения своего воздействия на общественное сознание. Создавался своего рода «культурный тупик».
Это противоречие отразилось на всех формах творчества позднего советского общества.
От «двоецентрия» к «двоемирию» культуры позднего советского общества.«Оттепель» вызвала феномен нового двоемириякультуры: неофициальной и официальной.
В официальной культуре «Краткий курс» и сталинские указания заменялись извлечением из Программы КПСС 1961 г. — «моральным кодексом строителя коммунизма». Обществу предлагался идеальный «культурный герой» — «строитель коммунизма».
Партия начала создавать идеологические барьеры, чтобы оградить советских людей от влияния «буржуазной идеологии и буржуазной псевдокультуры, рассчитанной на оглупление масс». Для поддержания идеологического единства в начале 70-х гг. внедрялось понятие «советский образ жизни», которое предполагало «подлинный коллективизм, сплоченность и дружбу всех народов, нравственное здоровье и социальный оптимизм». Официально утверждаемый стиль жизни требовал от человека идейной убежденности, жизненной энергии, знаний. Со всех трибун провозглашалось, что нормы и принципы социалистического .образа жизни должны стать глубокими внутренними убеждениями каждого советского человека.
Ужесточилась цензура, усилилось преследование интеллектуальной независимости. Чем более официальная культура стремилась к идеологическому диктату, тем очевиднее проявлялось желание культурного инакомыслия, стремление выйти из-под жесткого идеологического контроля. Обыкновенный человек в своей повседневной жизни не соответствовал идеальному образу «строителя коммунизма». Несмотря на давление власти, официальное и неофициальное пространства культуры превращались в два различных культурных мира, подчас мирно уживавшихся в одном человеке. Ярче всего культурное двоемирие проявлялось в бытовой культуре, повседневной жизни.
Предметом общественного осуждения стали «стиляги». Так называли молодых людей, которые стремились неординарно одеться и таким образом подчеркнуть свою индивидуальность. Появление молодежи в нестандартной одежде, с иным стилем поведения в конце 50-х гг. вызывало лишь снисходительные улыбки. В конце 70-х желание выглядеть непохожим на других возмущало. Стремление подчеркнуть свою особость рассматривалось как синоним безыдейности. «Стиляг» забирали в милицию бдительные дружинники, «прорабатывали» на комсомольских собраниях.
Затем общественному остракизму стали подвергаться и те, кто носил джинсы и длинные волосы. Молодежные газеты уверяли, что джинсы носить вредно по идеологическим (проникновение буржуазных нравов), физиологическим (вредно для здоровья) и этическим (неприлично) соображениям. Однако более всего тревожило преклонение перед буржуазной культурой в виде синих, удивительно удобных брюк.
Джинсовая «проблема» существовала почти 20 лет, до тех пор пока не появились другие знаки и символы, с помощью которых на уровне повседневной культуры было можно выразить свое «я». Стиляги и любители джинсовой одежды, к которым присоединили поклонников западной музыки, теперь во всех пропагандистских кампаниях считались людьми, попавшими под влияние буржуазной пропаганды.
Труднее определялось неофициальное поле интеллектуального творчества. Потеряв надежду на диалог, культурная элита начала «внутренний монолог», ушла во «внутреннюю эмиграцию». Ужесточение цензуры сузило возможности культуры, изменило ее направление. Значительная часть культурной элиты оказалась невостребованной, причем по собственному желанию. Альтернативный культурный мир находился в состоянии активного неприятия происходившего в официальной культуре советского общества.
Литература и сценографическое искусство 70—80-х гг.: в пределах и за пределами социалистического реализма.Наличие двух, хотя и неравновеликих «миров» советской культуры спасло ее от омертвления. Это было время, когда, казалось, духовная жизнь общества иссякла, культура утратила механизмы движения, растерялась от лозунгов, которым уже многие не верили, и застыла.
Однако в официальной культуре произошло сильное реверсивное движение против тех культурных открытий, которыми так гордилась «оттепель». Новый виток борьбы за единомыслие происходил вокруг журнала «Новый мир»— глашатая «оттепели».
В 1970 г. А.Т. Твардовского второй раз за историю журнала сняли с должности главного редактора. Увольнение сопровождалось столь неадекватно широкой волной разгромных статей в прессе, что попутно «досталось» и «Октябрю» — наиболее последовательному оппоненту «Нового мира». На идеологических совещаниях говорилось, что оба журнала — две зловредные крайности. Накал и противоречивость кампании свидетельствовали о том, что борьба ведется не против конкретных журналов, а против «толстого журнала» вообще, против гласности. Удары наносились, как в 30— 40-е гг., по «правым» и по «левым». Так достигался эффект единомыслия. «Новому миру» были предъявлены обвинения в «очернительстве» исторической практики. А.Т. Твардовский в поэме
«По праву памяти», написанной в это время, точно фиксирует желание власти вернуться к прежнему единомыслию, которое ставило крест на достижениях культуры «оттепели»:
Какой, в порядок не внесенный, Решил за нас особый съезд: На этой памяти бессонной, На ней как раз поставить крест.
А.Т. Твардовский был уволен со своими единомышленниками. Разгон редакции «Нового мира» означал, что власть пыталась вернуть утраченные позиции «запретительства» в культуре, полностью подчинив ее своим целям и задачам. Но она уже не могла вести борьбу с инакомыслием с прежней эффективностью. «Победив» толстые журналы, власть лишила культурные поиски динамизма, прямого диалога с читателем. Наиболее значимые достижения предыдущего периода — «деревенская проза» и «военный роман» — не только не сдали своих позиций, но и успешно развивались.
Писатели-«дёревенщики» в качестве героев своих произведений выдвинули представителей уходящего поколения — тех стариков и старух русской деревни, что показали примеры стойкости в тяготах коллективизации, голода, войны, бесправия. В произведениях В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.А. Солоухина, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина и других авторов говорилось о гордости и достоинстве человека из народа, в бедах и унижениях сохранившего высокий строй души.
Авторы пытались понять суть времени «застоя». В.М. Шукшин в своих рассказах не единожды обращается к проблеме душевного разлада «простого человека», который вроде бы живет, работает, воспитывает детей, но при этом лишен внутренней гармонии и покоя, а потому «чудит».
«Деревенская проза»стала искать нравственную опору для сохранения живой души человека в традиционной системе ценностей. Писатели с болью рассказывали о том, как исчезает традиционная культура, как девальвируются ценности и разрушается душа русского крестьянина. Писатели-«деревенщики» болезненно переживали равнодушие, с которым общество взирало на то, что происходило с прежним укладом деревенской жизни. Охранительная позиция «деревенской прозы» на позволяла найти выход из создавшегося духовного тупика, ограничиваясь выявлением трагизма обреченности.
«Военная проза»времени «застоя» («Навеки — девятнадцатилетние» Г.Я. Бакланова, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «А зори здесь тихие...» БЛ. Васильева, «Сашка» ВЛ. Кондратьева) также не только описывала события. Авторы пытались через своих героев постичь смысл времени, в котором они жили. «Военный роман» представлял своих героев в ситуации жестокого нравственного выбора, в которой так или иначе оказывался каждый человек. Рассказывая о человеке на войне, в экстремальных условиях, «военная проза», по существу, обращалась к современникам, ставя перед ними «неудобные» вопросы о совести, чести, верности, достоинстве человека.
Разумеется, далеко не все трагедии военных лет могли попасть на страницы книг. Официальная трактовка Великой Отечественной войны не позволяла говорить о судьбах и муках, которые выпали на долю советских военнопленных, лишенных защиты Международного Красного Креста, о тяготах мирного населения в оккупации и в тылу, о произволе НКВД и т. п. Писателей, пытавшихся перевести разговор о плене, партизанском движении в русло достоверных человеческих ощущений и переживаний, печатали неохотно. Произведения К.Д. Воробьева о Великой Отечественной войне, повесть В.В. Быкова «Сотников» смогли увидеть свет только после 1985 г.
Литература 70-х не отказалась и от проблемы исторического самосознания. Она продолжилась в исторической прозе Д.М. Балашова («Симеон Гордый»), В.А. Чивилихина («Память»), романах на исторические сюжеты B.C. Пикуля. Эти писатели в годы «застоя» в своих произведениях затрагивали наиболее противоречивые темы и периоды российской истории, не позволяя читателю забыть, что «история — это инструмент острорежущий» (B.C. Пикуль). Темы, которые волновали этих писателей, заставляли читателей их книг задумываться о прошедшем. Позиции писателей были разными, но их произведения позволяли узнавать новое о людях далекого прошлого, осмысливать его.
Впрочем, последнее вызывало противоречивые оценки. Например, B.C. Пикулячасто упрекали как за отсутствие четких идеологических оценок, так и за рискованные отступления от исторической реальности. По романам B.C. Пикуля действительно нельзя изучать историю, но они вызывали интерес к исторической тематике в равнодушной атмосфере культурного застоя.
Новаторской по форме и философской по содержанию стала главная книга В.А. Чивилихина— «Память», в которой он исследовал связь времен русской истории через личностное восприятие исторического пространства.
Таким образом, лучшая литература 70-х гг. не утратила авторскийпозиции. Писатели ставили перед читающей публикой проблему ответственности и выбора. Литература 70-х продолжала настаивать на праве «разномыслия» в культуре. Поскольку творчество постоянно сопровождалось идеологическим и административным
давлением власти, доминирующими чертами в культурном творчестве все более становились иносказание, подтекст я ирония.В сценическом искусстве они использовались еще более изощренно, нежели в литературе. «Эзопов язык» был давно освоен в русском театре. Зачастую он делал спектакли еще более острым и привлекательным зрелищем. С большим трудом можно было попасть на постановку Ю.П. Любимовым шекспировского «Гамлета» в Театре драмы и комедии на Таганке. Этот театр доказывал, что культура жива и находится,в движении.
Довольно сложную ситуацию переживал и кинематограф. Большое количество однотипных кинолент заполнило экраны кинотеатров и телевизоров. Но среди них появились фильмы АЛ. Тарковского.Уже первой своей работой — «Иваново детство» (1962) — он заявил о себе как о философе в кино. Его фильмы не были развлечением. Зрители несколько раз смотрели его картины «Андрей Рублев» (1966/1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Стажер» (1979), «Ностальгия» (1983), «Жертвоприношение» (1986). Каждый просмотр открывал возможность нового прочтения времени и человека. АА Тарковскому всегда хотелось делать фильм так, будто речь шла о современнике. Он хотел заставить зрителя философствовать вместе с собой. Это была сложная работа, не всем доступная, но притягивающая и заинтересовывающая процессом творчества, возможностью «путешествия внутри себя с помощью кино».
Сюжет фильма «Зеркало» был построен на том, каким видит себя человек в своей памяти. Зеркало в фильме выступает мистическим образом памяти. Оно не дает человеку соврать, и тем самым он учится говорить правду о времени, и самом себе, и стране, в которой он живет. Первый эпизод «Зеркала» можно рассматривать как эпиграф ко всему, о чем режиссер хочет говорить со зрителем. Женщина-логопед работает с подростком. Мальчик с трудом произносит: «Я — могу — говорить». Эта знаковая сцена в начале — демонстрация авторской и гражданской позиции художника, который претендует на право собственного голоса в период, когда надежнее и спокойнее было молчать. С А.А. Тарковского началась линия «философского кино», которое переводило кинематограф из балаганного зрелища массовой культуры в разряд высокого искусства.
Люди искали возможность посмотреть фильмы режиссера А.П. Германа.Целые «тонны» бумаги извели чиновники, чтобы не допустить на экраны фильм о партизанском движении по повести Ю.П. Германа (отца режиссера) «Операция "С Новым годом"». Этот фильм был снят А.Ю. Германом в 1971 г., а вышел на экран только в 1986-м под названием «Проверка на дорогах». Что же вменялось в вину режиссеру и сказалось на судьбе фильма? В заключении чинов-никое из Госкино говорилось: «Принятая и представленная кино-студией картина... страдает весьма серьезными концепционными просчетами... В фильме искажен образ героического времени, образ советского народа... Ведущей темой произведения стала тема человеческого бессилия перед лицом жестоких обстоятельств войны».
В конце 80-х гг. в архиве Госкино были обнаружены фильмы, к которым прилагались резолюции со всевозможными идеологическими ярлыками. Среди них — фильм А. Аскольдрва «Комиссар» о событиях гражданской войны, точнее судьбе женщины. Фильм был «наказан» за то, что проповедовал «абстрактный интернационализм добрых людей», а не тему революции. Режиссеру вменили в вину, что революцию он противопоставил материнству.
В результате кино позднего советского общества, с одной стороны, продолжало воплощать «советский образ жизни», а с другой — философски осмыслять бытие и гуманистические ценности. Но это кино, как правило, оказывалось недоступным зрителю.
Диссидентство как духовный опыт поколения 70-х гг.Расхождение культуры и власти стало более заметным после того, как стало ясно, что «оттепель» закончилась. После процесса над А.Д. Синявским- и Ю.М. Даниэлем было очевидно, что миф о монументном единстве общества уже не будет восстановлен. Очередной период запретов на свободу породил диссидентствокак форму духовного протеста.
Инакомыслие всегда существовало в обществе, но в эпоху тотального государственного контроля перешло из сферы культуры в политическую сферу. Новые «культурные герои», представлявшие невостребованные образцы поведения в позднесоветском обществе, продолжали давние традиции интеллигентского фрондерства. Культура снова делала «заявку на человека» как естественный «мотор культуры». Не имея возможности реализовать ее в действительности, культура вот уже который раз вместо гражданской личности производила оппозиционера власти.
Многие литераторы, ученые, художники, скульпторы, объявленные властью диссидентами, объединялись лишь в одном — в праве на инакомыслие, на свободу творческого самовыражения. Они не считали себя политическими борцами и нередко пополняли ряды новой интеллектуальной эмиграции. За границей они, как правило, оказывались против собственной воли. Главная причина, вынуждавшая многих уехать за границу, состояла в том внутреннем расхождении с советским мировоззрением, которое делало несовместимым жизнь и творчество.
Э.И. Неизвестный в статье «Катакомбная культура» писал: «Иногда меня называют диссидентом. На это я обычно отвечаю, что я — не диссидент. Я не диссидент в том смысле, что у меня не было никаких предложений, как переделать советскую власть». И далее: «В СССР я мог делать большие официальные вещи, использовать свои формальные приемы, но не мог делать того, что хотел».
А.Д. Синявский в статье «Диссидентство как личный опыт» (1982) отмечал, что его диссидентство состояло только в писательстве. Занятие литературой в СССР он называл «рискованным и подчас гибельным делом», ибо писатель, совмещающий литературу с жизненным благополучием, очень часто в советских условиях перестает быть настоящим писателем.
Несмотря на изживание из официального пространства культуры оригинальности языка и мысли, литераторы, приходившие на смену «шестидесятникам», продолжали отстаивать право на самовыражение. Возможно, поэтому они не хотели считать себя андеграундом. Осенью 1978 г. молодые литераторы Москвы и Ленинграда объединили усилия для издания альманаха «Метро-поль».В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, Ф.А. Искандер, С.И. Липкин, И.Л. Лиснянская, Л.М. Баткин — более 20 талантливых литераторов и публицистов разных эстетических взглядов решили бросить вызов эстетическим принципам социалистического реализма, серости и тоске литературной жизни 70-х.
По воспоминанию В.П. Аксенова, это был «яркий литературный союз, вдохновляемый общей идеей. Это был клуб литературного маскарада, озорства и вдохновения». Но объединяло всех горячее желание свободы творчества и возможности диалога с читателем. Вместо этого молодых литераторов ждали идеологические кампании и ярлыки. 23 февраля 1979 г. газета «Московский литератор» сообщила о совещании Московской писательской организации, на котором члены Союза писателей были ознакомлены с машинописными материалами альманаха. Мнения 100 писателей обобщил первый секретарь Московской организации СП РСФСР Ф. Кузнецов: «Все писатели сошлись в одном: крайне низкий художественный уровень большинства материалов сборника с полной очевидностью убеждает, что его организаторы, по-видимому, и не помышляли о литературных целях. Они ставили перед собой совершенно иные, далекие от литературы, искусства и нравственности задачи». В результате многих из тех, кто был обвинен в идеологической диверсии против советской литературы, стали вытеснять за границу.
Но и там диссидентская литература не готовила политических рецептов уничтожения советского строя (в чем ее часто обвиняли). В лучших образцах этой литературы был заложен потенциал интеллектуального, духовного и нравственного сопротивления тоталитаризму. Инакомыслие «вопреки» через кампании осуждения, клеветы, замалчивания давало бесценный духовный опыт стойкости позиции, самостоятельности мышления. В этом состояла главная причина жесткого преследования диссидентства со стороны власти. Культурное расхождение перешло в область политики.
Ситуация неприятия, необходимость сопротивления давлению негативно сказалась и на мировоззрении самих литературных кругов «диссидентского направления». Диссидентам слишком часто приходилось защищать границы собственного культурного мира, чтобы они могли стать создателями альтернативной культурной системы.
В 1977 г. в Постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» диссидентство определялось как «вредное» течение, дискредитирующее советский государственный строй, а уличенные в нем привлекались к уголовной ответственности. В 60—70-е гг. за инакомыслие было осуждено свыше 7 тыс. человек. В эмиграции оказались А.И. Солженицын и В.П. Некрасов, авторы первых произведений о сталинизме; виолончелист М.Л. Ростропович, певица Г.П. Вишневская, кинорежиссер А.А. Тарковский, режиссер Театра на Таганке Ю.П. Любимов и многие другие. Это были представители культурной элиты, чье творчество и гражданская позиция оказались в глазах власти «порочащими советский и государственный строй». Остававшиеся в стране инакомыслящие также были подвергнуты жесткому идеологическому давлению.
Диссидентское движение внутри страны вышло за рамки культурного инакомыслия и, по сути, стало формой политической оппозиции, которая включала «подписантов», «неформалов», «правозащитников», собственно диссидентов. Политический смысл нравственного диссидентства ярко проявился в феномене А.Д. Сахарова,ведущего советского физика, академика, трижды Героя социалистического труда, лауреата Сталинской и Ленинской премий за научные открытия, лауреата Нобелевской премии 1975 г., несгибаемого правозащитника. Традиционная Нобелевская лекция А.Д. Сахарова называлась «Мир, прогресс, права человека*. Он впервые в советской общественной мысли поставил прогресс в зависимость от соблюдения прав человека — позиция, неприемлемая для классового мировоззрения.
Когда в конце 70-х гг. этот обласканный властью человек впер-вые открыто выступил в защиту гражданских прав в СССР, против гонки ядерных вооружений, многие были изумлены очевидным дон-кихотством его позиции. Сосланный в Горький, лишенный советских наград и академических званий, он остался верен своим
нравственным принципам, проявив стойкость и в сопротивлении системе. Перед неподкупностью и бесстрашием этого человека государственная машина оказалась бессильна. «Не верь, не бойся, не проси» — этот «лагерный» принцип А.И. Солженицына продемонстрировал свою нравственную силу.
Имя А.Д. Сахарова стало символом совести нации, силы нравственной позиции, он был человеком, сумевшим остаться нормальным в ненормальное время и ненормальной стране. А.Д. Сахаров никогда не претендовал на роль «вождя» оппозиции. Он лишь предлагал модель поведения честного человека, гражданина своей страны.
Советским людям он был преподнесен как «духовный отщепенец и провокатор», который «всеми своими подрывными действиями поставил себя в положение предателя своего народа и государства». Настоящая история академика А.Д. Сахарова стала известна уже после его смерти в декабре 1989 г. И в годы начавшейся «перестройки» в массовом сознании в отношении А.Д. Сахарова продолжал действовать стереотип, грубо «сработанный» советской пропагандистской машиной, не признававшей права активной гражданской позиции личности в государстве. Читающая публика узнала о А.Д. Сахарове из его «Воспоминаний», которые были опубликованы в «толстых» журналах в начале 90-х гг. Гражданской позицией этого человека была кропотливая работа по защите чести и достоинства конкретного человека, а не абстрактного человеческого общества. А.Д. Сахаров полагал, что именно в этом и состоит проявление гуманизма. Эта позиция часто вызывала насмешки в кругу его противников.
Изумлялись его позиции и те, кто почитал его как «великого диссидента». Но сам он считал это нормой своего повседневного существования. В своих взглядах он во многом опередил время, а потому остался непонятым. Его позиция не предполагала радикальности, скорее она была построена на постепенном изменении картины мира и системы ценностей человека на основе гуманизма. Это отличало его от многих участников диссидентского движения, сознание которых определялось ситуацией постоянного противостояния и непримиримости.
В борьбе с диссидентством как с политической оппозицией тоталитарное государство 70-х гг. некоторое время достигало двух целей. Во-первых, в общественном сознании активно насаждался «образ врага», а во-вторых, борьба с реальным и надуманным инакомыслием позволяла предельно консолидировать силы. Идеологи официальной культуры были озабочены проблемой укрепления пошатнувшейся веры в идеал. Ключевыми пропагандистскими штампами стали «возрастание руководящей роли партии»; «идеологическая борьба»; «коренная противоположность двух систем»; «верность учению марксизма-ленинизма». Люди, произносившие эти слова с трибун, сами в них уже не верили. Вытеснение «живой» мысли «мертвыми» пропагандистскими штампами создавало ощущение «неподвижности», удушья в культурной жизни эпохи «застоя».
Внешне неподвижная культура 70-х гг. таила в себе «червоточину» андеграунда, или «катакомбной» культуры, которая существовала полуподпольно.и не претендовала на признание, служа просто «отдушиной» для обыкновенного человека.
Культурный андеграунд.Парадокс андеграунда состоит в том, что он создавался в значительной степени благодаря неуклюжим усилиям власти искоренить даже невинное инакомыслие. С «помощью» запретов и окриков власти неофициальная культура постепенно сформировала свой крайний фланг — советский андеграунд, или культуру «внутренней эмиграции». Э.И. Неизвестный писал, что не стал бы относить себя к диссидентам и с удовольствием служил бы обществу, если бы оно принимало его за того, кем он сам хотел себя видеть.
Эта культура объединила разных людей, которые не хотели, чтобы им диктовали условия творчества. И в этом смысле анде- граунд не был сообществом единомышленников. Скорее, это был стиль жизни и мышления творческих людей, создававших себе условия для самовыражения. Надрыв, ерничанье, юродство, порождаемое условиями существования культуры в эпоху «застоя», становятся семиотическим языком этой культуры.
После разноса, устроенного Н.С. Хрущевым в Манеже, художникам неофициального искусства было разрешено организовывать «квартирные выставки». Но в 1974 г. при организации очередной выставки в Битцевском парке в Москве власть вывела бульдозеры против картин, после чего вернисаж получил название «бульдозерная выставка». Авторы были объявлены «политическими провокаторами», издевающимися над «святынями». Наиболее активным из них — ВА. Комару и А.Д. Меламиду — пришлось эмигрировать. За границей оказались скульптор Э.И. Неизвестный, художник М.М. Шемякин и многие другие, творчество которых нарушало общепринятые нормы «социалистического реализма». Тем не менее в стране оставались художественные неофициальные кружки, организовывавшие квартирные выставки. .
В 1974 и 1975 гг. в Ленинграде в ДК им. Газа и ДК «Невский» альтернативные художники устроили выставки своих работ. Несмотря на информационную блокаду, выставки проходили при большом
стечении публики. О них сообщали западные радиостанции. Затем прошла целая серия своеобразных вернисажей, которые продолжались от нескольких часов до нескольких минут, поскольку организовывались без разрешения властей.
Острота ситуации привела к неизбежной политизации художественной богемы, поскольку о выставках-акциях сообщали за рубежом и в передачах «антисоветских» радиостанций. Это становилось поводом для выезда за границу. Своеобразная «гласность» сквозь шум советских «глушилок» тем не менее сдерживала репрессивные действия властей по отношению к андеграундным художникам, особенно во время внешнеполитических визитов руководителей СССР или важных международных переговоров.
Отстаивание своей художественной индивидуальности становилось для художника политическим действием, соединявшим искусство и политику. На этой основе создавалась концепция искусства позднего советского общества, получившая название «соц-арта».Это была своего рода художественная антиутопия, составленная из обломков мифов общественного сознания, порожденных временем тоталитарной культуры. Картины В.А. Комара и А.Д. Мела-мида обозначили ироническое направление соц-арта, пародировавшее стилистику социалистического реализма. Демонстративно академическое изображение Сталина в окружении музы и классических колонн («Истоки социалистического реализма»), постмодернистски переиначенные «святые» лозунги («Вперед, к окончательной победе капитализма»!) вызвали негодование чиновников от искусства. Образцом соц-арта может считаться одна из работ В А. Комара и А.Д. Меламида «Двойной автопортрет — в виде юных пионеров» (1980—1983). На этом полотне на фоне бюста Сталина изображены художники, трубящие в горн и отдающие салют светлому будущему, которого нет. Эта работа написана ими уже в эмиграции, как и многие другие, объединенные в ироничес-х кой серии «Ностальгия по социалистическому реализму». Перед насмешкой социалистический реализм оказывался бессильным.
Литература андеграунда по-своему отразила парадоксальную двойственность бытия времен общественного «застоя». Литература, как и живописный андеграунд, осмысливала взаимопревращения добра и зла как смешение противоречивых выражений и слов. В языке, выработанном десятилетиями господства социалистического реализма, накопились целые залежи штампов и стереотипов. Идеологически безукоризненные по отдельности, словесные штампы в некоторых сочетаниях способны создавать чудовищные образцы лжи и бессмыслицы. Как пояснял философ М. Эпштейн, «поучительная, идеологически насыщенная словесность легко переводится на язык антихудожественных схем — концептов, выставляющих себя в качестве концепций отсутствующих и уже, по сути, ненужных произведений».
Поэзия и проза, основанные на этом методе смешения идеологических «концептов», получили название «концептуализма».Свои произведения авторы называли «второй литературной действительностью», или «новым пришествием авангарда». Концептуализм облекал лозунги и призывы «застойного времени» в ироническую поэтическую форму, не очень заботясь о правильности и красоте языка. «Торжественные» стихи Дмитрия Пригова о всепобеждающем герое обнаруживали бессмысленность стереотипов «правильного» поведения советского человека:
Выдающийся герой,
Он вперед идет без страха.
А обычный наш герой —
Тоже уж почти без страха.
Но сначала обождет:
Может все и обойдется.
Ну, а нет — так он идет,
И все людям остается.
Разоблачение идеи, которая лежит в основе литературы позднего социалистического реализма, в стихах Д. Пригова происходит лирично и даже задушевно. Но попутно читателю становится очевидной «высокомалохудожественность» (М.М. Зощенко) эстетических принципов социалистического реализма:
Течет красавица река Среди красавицы Калуги. Народ — красавец ноги-руки Под солнцем греет здесь с утра.
Днем на работу он уходит К красавцу черному станку, А к вечеру опять приходит Жить на красавицу Оку.
И это есть, быть может, кстати, Та красота, что через год Иль через два, но в результате Всю землю красотой спасет.
Пародийно-абсурдистский характер поэзии концептуалистов (Д. Пригов, В. Кривулин) был порожден абсурдностью времени, Новая поэзия и проза иронического склада формировались в условиях полного неприятия их «серьезной» литературой. Непризнанные литераторы создавали «квартирные» литературные объединения, хотя обычно существовали они недолго. Уже в перестроечное время
была предпринята попытка объединить различные кружки андеграунда в клуб «Поэзия», но она не удалась. Кружки объединяли близких по концепции авторов. В Ленинграде попытались собрать машинописную антологию стихов андеграунда для издания в сборнике, который назывался «Лепта». Издание так и не состоялось, но многие стихи попали за рубеж. Только после того как за границей стали издаваться стихи андеграунда, было решено легализовать поэтов «второй литературной действительности». В 1981 г. был организован «Клуб-81», работой которого начался легальный период неофициальной литературы в Ленинграде.
Художественная богема оказалась более независимой от внешних обстоятельств и даже использовала их как текст в своем творчестве. В результате создавался причудливый язык культуры адегра-унда, который можно видеть в живописи соц-арта и литературе концептуализма 70-х гг. Но определяла культурный процесс этого времени не «катакомбная», а массовая культура.
Официальное и неофициальное поле массовой культуры70— 80-х гг.Это было время самодельных пластинок, которые изготовлялись на рентгеновских пленках. Магнитофоны позволяли устраивать встречи для избранных с прослушиванием не только записей неформальной музыки, но и произведений западных джазовых и рок-коллективов.
Когда джаз и рок появились в молодежной культуре, они стали восприниматься властями как серьезная идеологическая проблема. Советский джаз 60-х был элитарной музыкой, рассчитанной на индивидуальное восприятие. Рок-музыка была понятна аудитории своими текстами и ритмами. Со второй половины 60-х гг. началось повальное увлечение творчеством «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Эта музыка воспринималась как альтернатива массовой песне, звучавшей на официальных концертах и по радио. Под магнитофон устраивались вечеринки с модными молодежными танцами, которые не разрешались на официальном уровне.
По наследству от «оттепели» в молодежную культуру 70—80-х гг. перешла авторская песня под гитару. Эти песни звучали чаще не на эстраде, а в кругу единомышленников. Чиновники от культуры «терпели» этот жанр, хотя упрекали авторскую песню за аполитичность и обычно называли ее «самодеятельной», «туристической» или «студенческой». Среди авторов «самодеятельной» песни по-прежнему ценились «шестидесятники»: Юрий Визбор, Аца Якушева, Александр Городшщкий.
Особенно любили песни Б.Ш. Окуджавы.В отличие от других авторов и исполнителей, Б.Ш. Окуджава был немолод, за его спиной стояли годы войны, и он не считал свои произведения песнями. Это, по его мнению, были стихи. Невысокий человек, тихим хрипловатым голосом певший свои философские, наивно-мудрые «стихи», собирал полные залы внимательных и отзывчивых слушателей. В песнях Б.Ш. Окуджавы смех и ирония звучали мягко и сдержанно.
С 60-х гг. начинают творческий путь B.C. Высоцкий и А.А. Галич как исполнители собственных песен. В 70-е гг. их песни звучали как символ нового языка поэтического творчества. Популярность авторской песни стала мешать официальной культуре, которая по-прежнему претендовала на монопольность. В Москве и Ленинграде концерты авторской песни начали организовывать комсомольские организации. Песенный бум стал приобретать официальные рамки и двигаться вглубь страны. Попутно происходил отбор песен и авторов.
В 1964 г., когда в Ленинграде проходил суд над И.А. Бродским, один, из «бардов» — Евгений Клячкин — демонстративно спел песни, сочиненные им на стихи осуждаемого за тунеядство поэта. На следующий день было решено установить строгий контроль за программами всех вечеров, а также за «Грушинским фестивалем» в Самаре (Куйбышев), который проводился в память погибшего при спасении детей студента Авиационного института В. Грушина. Первый фестиваль состоялся через год после его смерти, в сентябре 1968 г., усилиями инициативной группы его друзей и соратников по туризму. Впоследствии фестивали туристской песни стали проходить регулярно, но уже при активном участии комсомола. Фестиваль превратился в престижный всесоюзный конкурс, кото- рый проводился уже под руководством ЦК ВЛКСМ.
Тем не менее авторская песня сохраняла важное открытие «оттепели»: доверительность, тон размышления, приглашение к неформальному общению.
Авторская песня соединила высокую поэзию и устную традицию: городской романс, притчу, балладу и даже анекдот. Впрочем, это не мешало творческому самовыражению таланта. Синтез пародийно-каламбурных традиций 60-х, традиционных русских форм смеховой культуры давал авторской песне огромные возможности для массового распространения.
В культуре 70-х ирония и смехпроникают в самые серьезные жанры, словно включался инстинкт самосохранения в атмосфере ложного пафоса. В гуманитарной науке получила известность теория М.М. Бахтина о «народной смеховой культуре», вышли книги Д.С. Лихачева и А.М. Панченко о смеховой культуре Древней Руси. Тоталитарная культура обнаружила свое сходство со средневековыми традициями, оказавшись бессильной перед иронией, смехом, каламбуром, сказкой, анекдотом.
Двоемирие эпохи вызвало особую популярность незадачливых, наивно-мудрых героев песен B.C. Высоцкого.Популярный персонаж его песен — невольная жертва обстоятельств жизни (как и те, кто слушал песни). Он доверчив, бесхитростен, верит газетным штампам, страдает от несправедливости судьбы; стремится к тому, чтобы преодолеть свое второе порочное «я», которое мешает ему жить нормальной жизнью. В то же время он честен и искренен, пытается быть понятным всем и со всеми же открыто делится своими обидами и несчастьями, которые жизнь заставила принять как данность.
Творчество B.C. Высоцкого можно назвать «энциклопедией русской жизни» времени «застоя»:
Кто ответит мне — что за дом такой, Почему во тьме — как барак чумной? Свет лампад погас, воздух вылился... Али жить у нас разучилися?
Песни А.А. Галича,который к концу 60-х был более известен как драматург, также распространялись с необычайной быстротой. Они были похожи на миниатюрные жанровые картинки из быта советских людей на злободневную тему. В песнях А.А. Галича смех саркастичен. Этот сарказм имеет четко выраженную социальную направленность. Герои его песен тоже узнаваемы, дает четкую, а иной раз и безжалостную оценку их поступкам.
Смех в любом виде лечил и спасал душу от культурного раздвоения. В.В. Набоков в рассказе «Истребление тиранов» признавался: «Смех, собственно, и спас меня. Пройдя все ступени ненависти и отчаяния, я достиг той высоты, откуда видно как на ладони смешное. Расхохотавшись, я исцелился...»
Рок-н-ролл,начавший распространяться в начале 60-х гг., постепенно стал моделью молодежной музыки 70—80-х гг. и так же не отождествлял себя с официальным искусством. Тексты песен, создаваемых отечественными рок-группами, носили ярко выраженный социальный характер. «Машина времени», «Аквариум», «Звуки My», позже «ДДТ», «Алиса», «Кино» считали себя наследниками городского фольклора. Петр Мамонов («Звуки My») на одном из полуофициальных фестивалей заявлял: «Мы идем от скоморохов, русской ярмарки, где была толчея, было смешно и весело, и обязательно была какая-то сатира на то, что происходит вокруг». Рок быстро освоил пространство еретического и стихийного «долой!» в ответ на официальные призывы «надо!». Большинство музыкальных коллективов этого направления давали свои концерты на неофициальных площадках: в домах культуры, сельских клубах и т. п. Рок как культура андеграунда стремился преодолеть нормативность официальной культуры. Отсюда социальность текстов и эпатажность исполнения, «заверенная» нарочитой небрежностью костюма и внешности. Главным условием этой музыки стал уход в свой мир, который противопоставлялся нормированному начальством, лицемерному миру официоза. Ужесточение контроля со стороны власти только усиливало иронию в текстах песен и скоморошничество в манере исполнения.
В 70—80-е гг., когда возможности для авторской песни, джаза и рок-н-ролла были ограничены, часть их функций приняла на себя эстрада. Эстрадная песня отчасти выражала «личное начало», например в творчестве А.Б. Пугачевой. Она говорила от имени отдельного «я», которому противопоставлялось «мы», звучавшее в речах официальных лидеров этого времени. Эстрада становилась официальной сценой культуры позднего советского общества.
Эстрада чутко уловила специфику социокультурной ситуации. Теперь она принимала на себя миссию формирования эстетических вкусов, философские и воспитательные функции. Для официальной культуры этого времени была характерна эстрадность мышления и стиля жизни. Именно поэтому власть не очень любила эстраду. Тема смеха, иронии проникает и на эстраду. А.Б. Пугачева получила высшую награду на международном фестивале за песню «Арлекино», в которой есть знаковые слова того времени:
Ах, Арлекино, Арлекино, Нужно быть смешным для всех.
Ах, Арлекино, Арлекино, Есть одна награда — смех.
Один из самых известных актеров-сатириков 70-х гг. — А.И. Райкиисоздает галерею образов-масок, с помощью которых воплощает реалии, которые официально трактовались в ином свете. Это было «золотое время» для эстрадных сатириков. Выступления А.И. Райкина, позже М.М. Жванецкого, А.А. Иванова, Р. Карцева и В. Ильченко, Г. Хазанова, Е. Петросяна собирали полные залы. На телевидении процветали юмористические передачи. Маска становится средством общения с окружающим пространством, тайным языком намеков, самим своим существованием демонстрируя узаконенное двоемирие, двойной стандарт ценностей культуры позднего советского общества.
Официальное и неофициальное пространство культуры приобрело новые очертания, отличные от предыдущих лет. «Бетонный идол» идеи еще существовал, но уже дал много трещин и не мог требовать столько жертв, сколько требовал прежде. Время «застоя» перешло от двоемыслия и двоедушия к «двоемирию» культуры. Официальная культура теряла свои позиции, обнаруживая беспомощность перед насмешкой и пародией. Неофициальное поле культуры, напротив, расширилось и укрепляло свои позиции за счет андеграунда, диссидентства.
Неофициальная культура освоила непобедимое оружие смеха и иронии, создав на их основе целые направления творчества: соцарт, концептуальную поэзию и прозу, авторскую песню. Чуткая эстрада использовала эту тенденцию, возглавив процесс формирования массового сознания, аполитичного, насмешливого, индивидуалистического. Ситуация распада советской культуры продолжалась, но глубина этого процесса еще не могла быть в достаточной степени осознана.
Ключевые понятия
Андеграундная культура (андеграунд)— культурный процесс и продукты культуры, находящиеся вне официальной культуры, а подчас и оппозиционные ей. Андеграундная культура часто балансирует на грани не разрешенной официально и официально запрещенной.
Диссидентство(от лат. dissidens (dissidents) — несогласный, противоречащий) — инакомыслие, основанное на несогласии с господствующей идеологией, существующим строем. В диссидентстве обычно сочетается культурное и политическое содержание.
Иерархвзапня культурного пространства— определение посредством властного распоряжения «главных» и «второстепенных» направлений творчества, которое проявляется в иерархичных оценках жанров, тем, героев, сфер культурного творчества.
Концептуализм— направление в искусстве, прозе и поэзии, возникшее как реакция на «зрелый» социалистический реализм, своего рода
«отзеркаленный» текст, предполагающий ироничное толкование штампов и стереотипов в восприятии реальности.
Мифологическое сознание— особое состояние сознания, при котором стерто различие между реальностью и вымыслом, правдой и ложью. Мифологическое сознание не разделяет настоящего и будущего, частное и общественное пространство жизни.
Отложенная литература— литература, не востребованная современниками автора по причине ее несоответствия ценностной парадигме
времени и сложившейся картине мира.
«Оттепель»— исторический период 10—15 лет (максимально — 1953— 1968), который связан с процессом десталинизации и демократизации общественной жизни. Характеризуется взлетом культурного творчества, первой попыткой формирования нетоталитарного общественного сознания.
Соц-арт — направление в живописном творчестве, напоминающее литературный концептуализм. Язык живописи соц-арта составлен из иронично осмысленных осколков мифов и стереотипов тоталитарного сознания и искусства социалистического реализма.
Социалистический реализм— художественный метод в советском искусстве, который определился как монопольное направление творчества в 30-е гг. Самоопределялся как «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма». В реальности представлял собой идеологизированное искусство социалистического мифа.
«Сталинский ампир»— архитектура поздней сталинской эпохи, которая самоопределялась как обновленное «русское градостроительство». Представляло собой эклектичную стилевую смесь готики, барокко, ампира в сочетании с элементами архаической и египетской архитектуры, с псевдонародными образцами декора и облика здания.
Тоталитарная культура(лат. totalis — весь, полный, целый) — официальная культура тоталитарного общества. Термин «тоталитарный» по отношению к культуре означает усиление репрессивных функций культуры, которая начинает вторгаться в том числе в частную жизнь человека, диктуя вкусы, стиль жизни, модель поведения.