Культурное развитие народов Советского Союза и

Русская культура.

В годы господства марксистско-ленинской идеологии духовность понималась как особый высший результат общественно-исторической практики людей, как отражение бытия, а главной задачей социалистической культуры объявлялось формирование нового человека, строителя коммунизма. Поэтому вся духовная жизнь была идеологизирована и политизирована.

Для борьбы с несогласными осуществлялась «ждановщина», которая понимается как борьба с инакомыслием, физическое и моральное уничтожение несогласных, обвинение в антисоветизме, аполитичности, в оторванности от жизни. Главным аргументом главного идеолога страны А.А. Жданова было утверждение, что такое искусство народу чуждо, народу не понятно!

Идеологический диктат, ослабевший в годы войны во всех сферах общественной жизни страны, в послевоенные годы был вновь резко усилен. Писатели были вынуждены создавать свои произведения согласно идеологическим установкам партии, чтобы иметь возможность издавать их. Были раскритикованы фильм А.Довженко «Украина в огне» и фильм Л.Лукова «Большая жизнь». Про фильм Довженко заявили, что он превозносит украинский национализм, враждебный политике КПСС. Фильм «Большая жизнь» рассказывал о восстановлении Донбасса. Высказывая свое мнение об этой картине А.Жданов отметил, что «показан не тот Донбасс, который мы сейчас имеем; наши люди – не те люди, которые показаны в фильме…» Критике подверглись также художественные кинофильмы «Свет над Россией» С.Юткевича, «Молодая гвардия» С.Герасимова и другие.

В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А.Лактионова «Письмо с фронта», В.Костецкого «Возвращение» и другие. Одновременно всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» Сталина, строительство коммунизма.

В ходе боевых действий в Европе последний период войны советские солдаты увидели реальную жизнь реальной Европы, отнюдь не умиравшей с голоду под властью капиталистов. Привыкнув считать свою страну самой лучшей, самой свободной и самой богатой, советские люди теперь воотчию убедились, что они жили едва ли не хуже других. Чтобы избежать дальнейшего развития этих настроений, власти стремятся пресекать проникновение в СССР информации о жизни Запада. СССР начинает отгораживаться еще более непроницаемым для внешнего мира информационным занавесом, чем прежде. В одном из американских фильмов конца 1940-х годов этот занавес был окрещен «железным», и это название стало нарицательным.

В конце 1940-х – начале 1950-х годов произошли многочисленные дискуссии по различным вопросам науки и культуры. С одной стороны, эти дискуссии развитие многих отраслей знаний. С другой, высшее руководство организовывало их прежде всего с целью укрепления идеологического контроля над обществом, борьбы с казавшимися враждебными властям направлениями в науке и культуре.

Известная научная дискуссия состоялась в августе 1948 года на очередной сессии Всесоюзной академии хозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ). Эта дискуссия привела к утверждению монопольного положения группы академика Т.Лысенко в области агробиологии. В России была разгромлена теоретическая генетика с ее учением о наследственности, которая была уже давно признана в широких научных кругах во всем мире. Пострадала также и далекая от биологии кибернетика, олицетворявшая на Западе прогресс науки. В СССР и генетика, и кибернетика были объявлены «лженауками».

Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М.Шолоховым, К.Паустовским, М.Пришвиным и другими появляются новые писатели Э.Казакевич, Б.Полевой, М.Дудин, В.Панова и другие. В 1945 году А.Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. В 1946 году известный поэт А.Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии.

Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее пристальным. В 1946 – 1948 годах был принят ряд партийных и правительственных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались отрицательные оценки таких литературных деятелей как А.Ахматова, М.Зощенко и другие. В постановлениях о журналах «Звезда» и «Ленинград» М.М.Зощенко назван «подонком» и «пошляком», а А.А.Ахматова – созидательницей «пустой, безидейной поэзии, пропитанной духом пессимизма и упадничества». На литературные произведения распространялась строгая цензура, авторы постоянно были вынуждены переделывать свои произведения, чтобы иметь возможность их опубликовать.

Смерть Сталина создала условия для «оттепели». Это сложное время. С одной стороны, идет процесс восстановления прерванного в 1930 –е годы авангардного искусства, с другой – впервые очень сильно проявилось западное влияние. В культуре появляется то новое, что позднее будет названо искусством «шестидесятников».

Сложным было вхождение в большую литературу многих писателей – «шестидесятников» (В.Белов, В.Быков, Ю.Нагибин, Е.Носов, А.Солженицын, Ч.Айтматов). Большую роль в том, что они стали известны, сыграл А.Твардовский и сотрудники журнала «Новый мир». Никто из «шестидесятников» в тот период не был наказан, хотя и чувствовали надзор и цензуру. Искусство в эти годы находилось под контролем нового идеолога М.А. Суслова и министра культуры Е.А.Фурцевой.

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессий. Вновь стали издаваться произведения реабилитированных писателей.

При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами – кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали. На таких мероприятиях обычно присутствовал сам Хрущев.

В те годы «властителем дум» стал новый театр «Современник», в котором творили О.Ефремов, О.Табаков, Г.Волчек, Е.Евстигнеев и др. этот театр возник как альтернатива «старым театрам», сделал много авангардным, скандальных спектаклей.

Со второй половины 1960-х годов стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученые получили возможность участия в международных конференциях. Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 году организуется Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновляется работа Московского кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этого может служить формирование крупнейшего научного центра – Сибирского отделения Академии наук СССР. Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4октября 1957 года был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 года состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю.А.Гагарин. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. В 1958 году было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее образование.

После кратковременной «оттепели» наступает длительный период застоя в духовной жизни страны, идет возврат к сталинизму. ЦК КПСС принимает ряд постановлений о повышении бдительности, было создано 9-е отделение в КГБ, сотрудники которого специально занимались наблюдением за благонадежностью граждан, была принята статья 190 УК РСФСР о наказании за хранение и распространении запрещенной литературы.

В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. В этой отрасли работали такие крупные ученые как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. в 1960 – 1980-е годы СССР произвел большое количество запусков космических пилотируемых кораблей и спутников. Однако даже в науке приоритетные направления ее развития определялись не самими учеными, а решениями партии.

Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса.

Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов.

Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. Поддержку получали культурные программы, воспевающие успехи социализма. Огромные средства были выделены на съемку киноэпопеей «Освобождение» и «Судьба». Началась кампания, восхваляющая «героя» Малой Земли Л.И.Брежнева, с вручением ему Ленинской премии по литературе.

Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникшее еще в конце 1950-х годов неформальных объединений, кружков. Вначале представители этих движений пытались бороться за улучшение советской системы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям.

Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несогласный» или, в переносном смысле, «инакомыслящий». Диссиденство было двух типов: добровольное и вынужденное. Государство выслало из страны приблизительно 170 человек, лишив их гражданских прав, а тысячи уехали сами. Среди них Виктор Некрасов, Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Михаил Шемякин, Юрий Любимов, Галина Вишневская, Мстислав Растропович, Дмитрий Пирогов и др.

В отличие от диссидентов, которые ориентировались на западное искусство, в России в застойные годы сформировалась группа писателей, которых в дальнейшем стали называть «деревенщиками» не только потому, что они жили в провинции, а главным образом потому, что в их произведениях впервые зазвучала правда о деревне 1930 – 1950-х годов. Это В.Тендряков, Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин, Б.Можаев. Осуждение коллективизации, показ тяжелого положения крестьян в годы войны, бесправия колхозников в первые послевоенные годы – вот круг проблем, которые подняты в этих произведениях.

Несколько лет провел на поселении И.Бродский, позже удостоенный Нобелевской премии за поэтическое творчество. Особое место среди выдающихся деятелей русской эмигрантской культуры занимает А.И.Солженицын. с его именем связано появление в нашей литературе темы сталинских лагерей («Один день Ивана Денисовича») и послевоенной деревни («Матренин двор»). В конце 1960 – начале 1970-х годов, работая в школе учителем математики, он продолжал создавать художественные произведения: «Раковый кортус», «В круге первом», закончил автобиографическое и публицистическое произведение «Архипелаг Гулаг», которое появилось в «самиздате», а затем за рубежом. В 1974 году А.И.Солженицын был выслан из страны как антисоветчик.

Не менее значительной личностью в 170 – 80-е годы был А.Д.Сахаров – академик, «отец водородной бомбы», как и А.И.Солженицын, - лауреат Нобелевской премии.

К 1970 –м годам диссидентское движение переходит на новый этап – правозащитный. Определенным этапом в развитии правозащитного движения явилось создание в 1970 году Комитета прав человека, в который вошли А.Д.Сахаров, В.Н.Чалидзе и А.Н. Твердохлебов, позже к ним присоединился И.Шафаревич.

Правозащитники исходили из основных положений «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году. Главными их требованиями были: свобода личности; восстановление прав репрессированных народов; право наций на самоопределение; свободный въезд и выезд всех желающих; гласность и т.д. Методы, которыми действовал А.Д.Сахаров и его сторонники, были самые лояльные: письма в ЦК КПСС и лично Л.И.Брежневу, обращение к конгрессу США, в ООН.

Но даже это воспринималось как подрыв системы, за что академик А.Д.Сахаров был сослан на 6 лет в город Горький, и ему было запрещено выезжать из страны. В отличие от А.И.Солженицына, А.Д.Сахаров не был антисоветчиком, он верил в мирное сближение капитализма с социализмом, что видно из составленной Сахоровым «Конституции». В этом академик видел гарантию сохранения мира на земле и решение наиболее острых экологических проблем.

В целом правозащитное движение не было массовым, оно охватило тонкий слой столичной интеллигенции, ориентирующейся на западную цивилизацию, в основе которой лежат реформизм и правовая государственность.

Таким образом, можно отметить, что к середине 1980-х годов в нашей стране шел поиск пути преодоления застойных явлений. Необходимость перемен чувствовали и прогрессивные деятели в КПСС.

Наши рекомендации