Понятие «Интернет - журналистики», особенности ее развития в России.
По мере развития компьютерных технологий и появления на их базе Интернета возникла специфическая форма журналистики – Интернет-журналистика, основным отличием которой является не тематика публикаций, а их форма, неразрывно связанная с каналом распространения информационных материалов. Интернет-журналистика представляет собой особый вид журналистики, при котором первичным и основным полем распространения информации является глобальная сеть Интернет.
Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.
Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.
Перспективы развития Интернет-журналистики связаны с общим развитием современных массовых коммуникационных каналов. Очевидно, что традиционные СМИ ждет своего рода мутация и слияние с Интернетом. По мере того, как бытовая техника все больше и больше оснащается новейшими средствами коммуникации (появляются телевизоры, холодильники и даже микроволновые печи, снабженные, как принято говорить, выходом в Интернет), доля Интернет-журналистики будет неуклонно возрастать. А это, в свою очередь, ставит перед современными журналистами задачу теоретической и практической адаптации к новой информационной среде.
Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.
Важным является правовой аспект деятельности журналиста в интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.
Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего, это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать on-line сочинение больше, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки) которые "оживляют" текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что вы пишете не текст, а гипертекст. Важно научиться использовать ссылки на источники или дополнительную информацию без надоедливых "это вы увидите здесь".
В России следует учитывать, что публика, читающая сетевые издания, хотя и представляет собой срез всего общества, но, все-таки, в большей степени, чем в технически развитых странах, отличается от среднего читателя "бумажных" средств массовой информации или типичного телезрителя. Как правило, это более образованная и состоятельная аудитория. "Лучше" такая публика или "хуже" - это Вы сами решите. Но не учитывать этого фактора нельзя. По крайней мере, пока подключенный к Всемирной Сети компьютер не станет привычным в каждом российском доме.
Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, то есть возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией, через "обратную связь" интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики.
Сравнивая российские и западные Интернет-СМИ, необходимо отметить в первую очередь принципиально разный способ их появления. Если практически все западные Интернет-СМИ создавались "сверху", по инициативе руководства издания либо крупного инвестора, то в России их формирование почти всегда (за исключением крайне редких случаев западных инвестиций) шло "снизу", по инициативе частных лиц и отдельных энтузиастов. Отсюда следует и принципиальное различие в характере этих СМИ.
Если российские Интернет-СМИ, де-факто, являются в большинстве своем оплотами свободы слова либо, напротив, средством продвижения каких-либо конкретных политических взглядов, то их зарубежные аналоги гораздо менее политизированы. Западные СМИ, за редким исключением, используют преимущественно техническую сторону Интернета, а не его анонимность - что, естественно, подкрепляется как традициями, так и соответствующими законами. В российских Интернет-СМИ наличие удаленных корреспондентов, работающих через Интернет, например, со столичными изданиями, является скорее исключениями, в то время как на западе - нормой. Аналогично, западные СМИ преимущественно используют технические средства Интернета для расширения аудитории, в то время как российские Интернет-СМИ, даже те, которые являются лишь "зеркалами" традиционных СМИ, видят в Интернете пространство для расширения информационного поля. К примеру, большая часть федеральных газет выкладывает на своих сайтах не только ту информацию, которая опубликована в печатной версии, но и ту, которая не попала в газету по соображениям политкорректности, цензуры либо просто отсутствия места.
Существенно различается и аудитория Интернет-СМИ в России и на западе. Если представить традиционный российский социальный "треугольник", в котором верхнюю, меньшую часть занимает высший класс, в нижнюю, самую большую - низший класс, то российская Интернет-аудитория захватит лишь его центральное пространство - то есть так называемый "средний класс", причем не весь, а примерно с середины средне-верхнего до середины средне-низшего. Более высокие слои общества не интересуются информацией, распространяемой через Интернет, в силу менталитета, более низкие - из-за отсутствия средств.
На сегодняшний день в России в среднем Интернетом пользуется около 15% населения - аудитория, приближающаяся к потребителям печатной продукции и даже местами превышающая ее, но при этом значительно, в разы, отстающая от аудитории телевидения. Тем самым в современной России бесплатное и повсеместно распространенное телевидение является пока единственным реальным конкурентом Интернет-СМИ.
На западе, где социальная структура общества представлена скорее "ромбом" с незначительным низшим и высшим классом, распространение как собственно Интернета, так и интереса к Интернет-изданиям охватывает практически все общество. Основным потребителем информации через Интернет здесь по-прежнему остается средний класс (в которых входят, в том числе, практически все студенты), однако менталитет высших слоев общества не мешает им интересоваться оперативной информацией, в то время как мизерная стоимость доступа к Интернету и его повсеместная распространенность, превращающая всемирную сеть в средство досуга и развлечения, делают его популярным и в низших слоях.
2. Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакций. Еще нет и двадцати лет, как в российских редакциях начали появляться первые компьютерные центры. О сетях еще не было и речи.
Редакция газеты «Известия» одной из первых в стране организовала такой центр. Он назывался «Отдел информатики» и вызывал всеобщее любопытство. Сюда приходили на экскурсии журналисты из других газет, студенты, школьники.
А сегодня уже не только в редакциях столичных изданий, но и по всей России редакционно-издательские настольные системы, компьютерная верстка, объединенные в сети персональные компьютеры на рабочих столах журналистов, интернет... И самое главное в том, что новое оборудование сразу приняло на себя многие обязанности по обеспечению творческого процесса, причем самые разные.
Большинство журналистов начинают сотрудничество с компьютером с того, что используют его как пишущую машинку для фиксации создаваемого текста.Но даже в этой роли он ведет себя вовсе не как пишущая машинка: следит за грамотностью, отсчитывает символы и строки, заботится о том, чтобы текст на дисплее был чистым, хотя готов принять от вас любую поправку, реагируя на малейшее движение мысли. Процесс письма становится более упорядоченным и легким.
Вторая роль компьютера в творческом процессе выходит за рамки отдельного творческого акта: чаще всего она связана со специализацией журналиста и оказывается сродни той роли, которую в былые времена для него играли тематические досье, усердно составлявшиеся собственными руками. Речь идет о формировании индивидуальных баз данных.Журналист накапливает сведения по интересующим его сферам действительности, облегчая тем самым свою будущую жизнь. Персональные базы данных, особенно если их еще и сбрасывать на компакт-диски, могут дать такую экономию времени и сил в перспективе, такую основательность, а порой уникальность выводов, что их вполне можно рассматривать как один из путей интенсивного развития яркой творческой индивидуальности.
Есть программы, дающие возможность использовать компьютер и для обработки данных.Здесь уже проявляется его вмешательство в творческий процесс на уровне операций мышления. В проблемно-аналитической журналистике подобная помощь имеет огромное значение: открывается путь к такой глубине и точности интерпретации происходящего, которая пока свойственна, в основном, научному знанию.
Еще одна важная «обязанность» компьютера, которую он легко выполняет, — помощь в осуществлении заключительной операции творческого акта: редактирование текста.Программа «Редактор» — одна из первых, освоенных широким кругом потребителей «компьютерных услуг».
Это все «доблести» компьютера-одиночки. С включением в содружество компьютеров — сеть — ваша персональная машина многократно усиливает свое могущество. Ей оказывается доступным для освоения все информационное пространство, охваченное сетями.
Так же вёрстка.