Федеральное законодательство РФ в сфере культурной политики

В 1992 году (закон РФ от 9 октября 1992 г.) были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. В этом документе установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах.

Настоящие Основы законодательства о культуре основаны на: Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре, нормах международного права.

Культурная политика Российской Федерации на законодательном уровне выражает стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.

Данный закон определяет права и свободы человека, народов и иных этнических общностей в области культуры, национальное культурное достояние и культурное наследие народов РФ, обязанности государства в области культуры, экономическое регулирование в области культуры, культурные обмены РФ с зарубежными странами.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации.

Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Указом Президента РФ в 1995 году был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это единственный профессиональный праздник работников культуры.

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ. В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы.

Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации» определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии. В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ 18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года.

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление Госдумы ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД «О проекте Федерального Закона «О творческих работниках и творческих союзах»». Этого закона давно ждали все работники культуры и искусства. Он должен определить правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов.

Федеральный закон об объектах культурного наследия - памятники истории и культуры народов России - об их охране. В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. В мае 1994 года было принято постановление Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного наследия.

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и искусства в настоящем периоде, разработаны Российской академией государственной службы, Научно-исследо­вательским институтом искусствознания, Институтом философии РАН, Высшей школой экономики, Институтом проблем инфор­мационного права, Институтом проблем культурной политики и другими научными учреждениями, проект которых был доложен Правительству РФ в конце 2004 г., позволяют определить следу­ющие шесть основных направлений государственной политики в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций:

- сохранение и развитие единого культурного и информацион­ного пространства России;

- сохранение многонационального культурного наследия наро­дов России;

- совершенствование отечественных систем художественного образования;

внедрение современных механизмов администрирования и бюджетирования;

- совершенствование нормативной правовой базы;

- интеграция в мировой культурный процесс и укрепление по­ложительного образа России.

25 августа 2008 г. Правительством РФ была одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. Настоящая Концепция направлена на решение следующих вопросов:

- роль и значение образования в сфере культуры и искусства в социально-политическом и духовно-нравственном развитии Российской Федерации;

- система образования в сфере культуры и искусства, его структура, современное состояние и специфические особенности;

- национальные культурные традиции, составляющие часть культурного наследия Российской Федерации;

- законодательные инициативы, связанные с развитием образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы.

Государственная политика в области искусства и культуры должна быть направлена на формирование национального единства на основе разделения общих гуманистических ценностей, на улучшение качества жизни людей. Культура должна стать частью взаимозависимых социальных стратегий. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в качестве стратегических целей культурной политики государства зафиксированы: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения.

Наши рекомендации