Юридические гарантии прав и свобод граждан
Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют:
экономические, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения и др.;
политические, предусматривающие приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководствующуюся в своей деятельности принципами демократии;
организационные, обусловленные наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административно-правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации;
юридические, которые можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере административного права. Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Судебные гарантии являются наиболее приемлемыми, так как суды и единолично судьи, система правосудия в целом всегда ставились на первое место в вопросах защиты прав и свобод граждан. Однако внесудебные гарантии шире и многообразнее по содержанию, форме, порядку осуществления и субъективному составу. По большому счету вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц созданы для того, чтобы служить людям, обеспечивать гражданам реализацию их прав и свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
К юридическим гарантиям административно-правового статуса граждан относятся:
o правовое закрепление административно-правового статуса граждан;
o ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граждан;
o право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
o право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
o контрольно-надзорная деятельность государственных органов;
o прокурорский надзор и др.
Таким образом, гарантии административно-правового статуса граждан – это установленная государством система правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечивают претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного управления.
Одним из важнейших элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40 Конституции).
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
В Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закреплены основные понятия, касающиеся обращений граждан:
обращение – индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме;
предложение – рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
заявление – ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;
жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;
индивидуальное обращение – обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);
коллективное обращение – обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);
письменное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;
устное обращение – обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации;
повторное обращение –обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);
анонимное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).
Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, должны быть рассмотрены не позднее чем в 15-дневный срок; общий срок рассмотрения обращений граждан – не позднее одного месяца.
При необходимости проведения специальных проверок, запроса исполнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно сообщив об этом заявителю.
При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмотрения обращений может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.
Письменные обращения, не соответствующие требованиям ст. 7 Закона «Об обращениях граждан», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения.
Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.
Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.
Таким образом, основополагающим условием реализации прав и свобод граждан являются демократические формы политического режима государства, который, кроме того, определяет и содержание конституционных прав и свобод. Незнание своих прав не позволяет гражданам осуществлять демократические возможности, предоставленные им Конституцией, прежде всего, в сфере государственного управления.