Развитие права Белорусской ССР
Право Белорусской ССР в восстановительный период (1921-1925 гг.) было направлено на создание советского государственного аппарата и восстановление разрушенного длительными войнами народного хозяйства. Продолжали действовать законодательные акты РСФСР, хотя постепенно все активнее начинают работать законодательные органы БССР (съезд Советов, ЦИК и СНК). Однако иногда в законодательных актах РСФСР прямо говорилось, что они действуют и на территории других советских республик. Например, ВЦИК РСФСР 30 октября 1922 г. принял новый Кодекс законов о труде, в ст. 5 которого оговаривалось, что он распространяет свое действие на территорию всех союзных республик без специального подтверждения. Собственное законодательство БССР развивалось по нескольким направлениям. Прежде всего, постановлениями высших органов власти БССР на ее территории вводились в действие законодательные акты РСФСР. Так, действие закона «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами», было распространено ЦИК БССР на территорию республики с 1 августа 1922 г. Постановлением Президиума ЦИК БССР Гражданский кодекс РСФСР был введен в действие на территории республики с 1 марта 1923 г., ГПК - с 1 сентября 1923 г. Уголовный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 июля 1922 г. Позже в связи с образованием СССР на территории БССР вступали в действие законодательные акты СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Президиум ЦИК БССР отменил декрет от 21 января 1922 г. и установил, что постановления ВЦИК РСФСР не имеют силы на территории БССР и отныне вступают в действие только законодательные акты СССР и БССР. Однако и в дальнейшем законодательство РСФСР оказывало существенное влияние на развитие законодательства БССР. Так, в связи с введением НЭП в апреле 1921 г. ЦИК БССР принял постановление о переходе к продналогу и о разрешении свободного обмена сельскохозяйственной продукции в трех уездах БССР.
В этот период государственная собственность получает наибольшую исковую защиту. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения, исковая давность при этом не применялась. Объявлялись недействительными сделки, направленные к явному ущербу для государства. Сохраняя за государством основные позиции во всех отраслях народного хозяйства, закон разрешал развитие кооперативной собственности и допускал в известных пределах частнохозяйственную деятельность. Частным лицам предоставлялось право открывать промышленные и торговые предприятия с обязательным соблюдением норм, регулирующих промышленную и торговую деятельность. Широкое распространение в это время получили договоры с частными лицами на аренду государственных предприятий, машин и другого имущества, на выполнение подрядных работ, продажу на комиссионных началах продукции. Постепенно расширялись имущественные права граждан, в связи с чем в ГК БССР вносились соответствующие изменения. Так, в 1926 г. было отменено ограничение размера имущества, которое могло переходить в порядке наследования и дарения, в 1929 г. расширен круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и их нисходящих. Гражданам было предоставлено право завещать свое имущество государственным учреждениям и предприятиям, общественным и кооперативным организациям и т.д.
Процессуальный гражданский закон прежде всего защищал интересы государства, хотя заботился и об имущественных интересах граждан. Установленный ГПК РСФСР (введен в действие в БССР с 1 сентября 1923 г.) порядок отправления правосудия по гражданским делам определял участие суда и прокуратуры в разрешении гражданско-правовых споров и др. В законе проявлялись и определенные негативные тенденции. Так, устанавливалась возможность применения судом «аналогии права» при разрешении гражданско-правовых споров, допускалось отступление от принципа гласности и др.
На основании российских законодательных актов 29 марта 1923 г. ЦИК БССР принимает Земельный кодекс (введен в действие с 15 апреля 1923 г.). В нем регулировались вопросы землеустройства и порядка разрешения земельных споров. Наряду с объявлением земли исключительно государственной собственностью и предоставлением крестьянам права пользования ею при условии ведения хозяйства своим трудом, в кодексе говорилось о бессрочном пользовании землей и праве крестьян избирать любую форму землепользования. В исключительных случаях допускался вспомогательный наемный труд при условии сохранения хозяйством своего трудового характера. Земельный кодекс БССР несколько отличался от кодекса РСФСР. Перечисляя формы землепользования, в ЗК БССР не отражалось общинное землепользование, поэтому не допускались уравнительные переделы земли. Земля закреплялась в постоянное трудовое пользование за сельскохозяйственными объединениями, а после выдачи соответствующих документов — за отдельными землепользователями. Возвращение БССР восточных территорий потребовало унификации земельного законодательства, так как на присоединенной территории продолжал действовать Земельный кодекс РСФСР. С 1 апреля 1925 г. ЦИК вводит в действие на всей территории республики новый Земельный кодекс БССР. В 1924 г. в БССР устанавливаются единые организационно-правовые формы ведения лесного хозяйства.
В 1920-е годы в БССР принимаются другие кодексы. Так, с 1 августа 1924 г. вводится в действие Лесной кодекс БССР, в котором говорилось о едином лесном фонде БССР, объявлялось, что все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины, являются государственной собственностью. В 1926 г. принимается Исправительно-трудовой кодекс БССР, в 1927 г. — Кодекс законов о браке, семье и опеке, Водно-мелиоративный кодекс, в 1928 г. — новый Уголовный кодекс, в 1929 г. — новый КЗОТ БССР и т.д. Кроме того, принимаются многочисленные декреты и постановления ЦИК и СНК БССР по различным направлениям хозяйственной жизни республики.
В условиях зарождающегося тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности общества развивалось и трудовое право. Первые законы советской власти установили обязанность трудиться с провозглашением принципа «не трудящийся, да не ест». Декретом 27 апреля 1920 г. «О борьбе с прогулами» предусматривалось обязанность отработки дней прогула во время праздничных дней и в сверхурочное время. В конце 30-х годов руководство СССР придает всё большее значение укреплению трудовой дисциплины. В 1939 г. устанавливаются обязательные нормы выработки трудодней для колхозников. В 1940 г. под угрозой уголовного наказания запрещается самовольный уход с предприятий и учреждений. Нарушение трудовой дисциплины влечет уголовное наказание и т.д.
В области уголовного права на территории Белорусской ССР до введения в действие УК и УПК РСФСР применялись различные законодательные акты РСФСР: «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г., Декрет СНК РСФСР «О борьбе с дезертирством» 1921 г. и др. УК РСФСР, введенный в действие постановлением ЦИК БССР с 1 июля 1922 г., имел обратную силу закона, так как ЦИК распространил его действие на все преступления, не рассмотренные до этого времени в судебном порядке. УК носил открыто классовый характер. В нем допускалась возможность применения закона по аналогии. Целью уголовного закона объявлялась защита трудящихся от преступлений и общественно-опасных элементов. Из 227 статей закона 56 входило в общую часть, где говорилось о пределах действия УК, общих началах применения наказания, определялись меры, роды, виды наказаний, устанавливался порядок отбывания наказания. Особенная часть состояла из восьми глав. I. Государственные (контрреволюционные и против порядка управления) преступления. II. Должностные (служебные) преступления. III. Нарушение правил об отделении церкви от государства. IV. Преступления хозяйственные. У. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. VI. Имущественные преступления. VII. Воинские преступления. VIII. Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и публичный порядок. За совершение контрреволюционных преступлений, бандитизм предусматривалась высшая мера наказания — расстрел, однако, как отмечалось в кодексе, это была временная мера. За хищение социалистической собственности, за некоторые хозяйственные и должностные преступления предусматривалось лишение свободы. Новыми видами наказаний явились отстранение от должности и изгнание из пределов республики на определенный срок или бессрочно. Возраст уголовной ответственности устанавливался с 14 лет. В сентябре 1922 г. в УК было внесено дополнение о том, что к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18 лет, смертная казнь не применяется. В январе 1923 г. очередное дополнение снижало наполовину наказание несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет, на одну треть - в возрасте от 16 до 18 лет. Запрещается применение смертной казни в отношении беременных женщин. С 1924 г. кодекс стал официально называться Уголовным кодексом Белорусской ССР.
31 октября 1924 г. в СССР принимаются «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», в связи с чем разрабатывается и вводится в действие с 15 ноября 1928 г. новый УК БССР. В нем отсутствовало деление на Общую и Особенную часть, а первые четыре раздела в основном воспроизводили нормы общесоюзного законодательства. В УК основной задачей объявлялась судебная защита социалистического государства от общественно-опасных деяний путем применения к правонарушителям мер социальной защиты. В ст. 5 давалась классификация преступлений на основании политических критериев: направленные против основ советского строя и все остальные. За совершение преступлений первой категории устанавливался низший (минимальный) предел, ниже которого суд не мог назначить назначать меру социальной защиты. За преступления второй категории кодекс предусматривал высший (максимальный) предел наказания. Мерами социальной защиты являлись: 1) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства БССР или иной союзной республики и тем самым гражданства СССР с изгнанием навсегда из государства; 2) лишение свободы со строгой изоляцией; 3) лишение свободы без строгой изоляции; 4) принудительные работы без лишения свободы; 5) полное или частичное поражение прав; 6) удаление из СССР на определенный срок; 7) ссылка и высылка; 8) увольнение с должности с запрещением или без запрещения занимать ту или иную должность; 9) запрещение занятий той или иной деятельностью или промыслом; 10) общественное порицание; 11) конфискация всего или части имущества; 12) штраф; 13) предостережение. За наиболее тяжкие преступления, угрожающие основам советского строя, допускалось применение расстрела как высшей меры социальной защиты.
УК БССР 1928 г. содержал ряд норм, аналога которым не было в УК других республик СССР. Согласно ст. 42 общественное порицание обязательно объявлялось в печати. Более строгая мера социальной защиты в соответствии с п. «г» ст. 49 определялась судом, если преступление совершено лицом, уже судимым за какое-либо преступление, за исключением случаев, когда данное лицо признается несудившимся. Таким образом, УК БССР решающее значение придавал факту осуждения, а не факту совершения преступления в прошлом. К самым существенным недостаткам УК следует отнести воспроизведенные из Основных начал положения о применении аналогии закона, чем создавались предпосылки для произвола, и о применении мер социальной защиты не только к лицам, совершившим преступления, но и к лицам, «являющимся опасными по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности» (ст. 8).
В последующем уголовный закон становился всё более жестким. В УК вводятся дополнения и изменения, свидетельствующие об усиливающемся репрессивном характере советского уголовного закона в условиях формирующегося тоталитарного режима. В январе 1930 г. были введены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за злостное невыполнение постановлений и правил, обеспечивающих успешную коллективизацию сельского хозяйства (лишение свободы до трех лет с выселением или без выселения), за агитацию и пропаганду, содержащую призывы к совершению преступлений, препятствующих проведению коллективизации и др. 7 августа 1932 г. принимается закон СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», в преамбуле которого утверждалось, что «общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы как враги народа...». Соответственно закону хищение социалистического имущества даже при смягчающих обстоятельствах каралось лишением свободы на срок не менее десяти лет с конфискацией имущества. Постановлением ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. в УК БССР был введен новый состав преступления - измена Родине (шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу), за что предусматривался расстрел с конфискацией имущества. В 1934 г. Так, на основе Положения СССР о преступлениях государственных от 29 июня 1934 г. в УК БССР была включена ст. 633, предусматривающая ответственность родственников преступника. Совершеннолетние родственники виновного, которые знали о намерении измены, но не доложили об этом или содействовали измене, наказывались лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Иные взрослые члены семьи изменника, которые совместно с ним проживали или находились на его содержании до момента совершения преступления, подлежали лишению избирательных права и высылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет. 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР устанавливают уголовную ответственность с 12-летнего возраста за кражи, насилия, телесные повреждения, увечья, убийства или попытки совершения убийства. Кроме того, со второй половины 1930-х годов, проявилась тенденция к расширению круга преступных деяний. Была введена уголовная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах, беременных женщин за производство аборта, установлена так называемая судебная ответственность за самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений, за нарушение трудовой дисциплины (прогулы, самовольный уход с работы), в том числе и за нарушение учебной дисциплины учащимися ремесленных училищ. 2 октября 1937 г. ЦИК СССР принимает постановление об увеличении срока лишения свободы с 10 до 25 лет за опасные государственные преступления.
В аналогичном направлении развивалось и уголовно-процессуальное законодательство. В 1928-1929 гг. в теории советского уголовного процесса получили распространение идеи «упрощения и ускорения уголовного судопроизводства и освобождения его от всяких формальностей». В связи с этим были отменены распорядительные заседания суда, предание суду фактически потеряло значение самостоятельной стадии процесса и слилось с окончанием предварительного следствия (что увеличивало случаи необоснованного предания суду). Суду было предоставлено право сокращать судебное следствие, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде, дело могло слушаться без участия прокурора и защиты, кассационное обжалование приговора, как и подача ходатайства о помиловании, не допускалось, решение суда о применении высшей меры наказания приводилось в исполнение немедленно и др. Главным и решающим доказательством вины становится признание самого обвиняемого. С целью облегчения и ускорения получения признания обвиняемых ЦК ВКП(б) за подписью Сталина издал в 1937 г. директиву органам НКВД о применении к арестованным физических мер воздействия. Развитие процессуального законодательства в таком направлении не только ущемляло права подсудимых, но в условиях тоталитарного режима привело к массовым репрессиям.