Методические указания по выполнению практических занятий
Программой курса «Правоведение» предполагается проведение нескольких практических занятий, посвященных обсуждению теоретических и практических вопросов. Основная задача практических занятий - научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным ситуациям. Теоретические вопросы также обсуждаются в процессе решения ситуационных задач. Количество времени, выделяемого на рассмотрение теоретических вопросов и дискуссии, определяется преподавателем. Необходимый для подготовки к занятию нормативный материал студенты могут найти в таких официальных изданиях как: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ», «Бюллетень Верховного суда РФ», «Вестник Высшего арбитражного суда РФ» и др. При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учитывать, что во многие из них внесены изменения и дополнения. Следует пользоваться актуальными текстами правовых актов, содержащимися в справочных правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др. При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную рекомендованную литературу, нормативные правовые акты и материалы судебной практики, относящиеся к данной теме. Лишь после этого можно приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы и к решению практических задач. Важнейшим видом учебной работы студента является самостоятельная работа — вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Цель самостоятельной работы студентов состоит в приобретении навыков работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса основы права, а также в развитии устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов являются:
- продолжение изучения данного курса в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;
- пробуждение у студентов интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.
Изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов владения навыками как устной, так и письменной речи. Подготовка к практическому занятию должна начинаться с изучения задания к соответствующей теме, изложенного преподавателем в ходе лекции. Преподаватель имеет право уточнить вопросы предстоящего практического занятия, в ходе занятия провести письменный экспресс-опрос, провести тестирование всей группы или ее части, предложить написать письменное сообщение (доклад). Письменный экспресс-опрос проводится по вопросам, выносимым на данное занятие, а также изученным на предыдущих занятиях. Если принято решение о подготовке доклада (реферата), назначенный для этой цели студент (докладчик) должен заблаговременно прибыть к преподавателю, выяснить у него порядок написания, оформления доклада (реферата), объём теоретического материала, подлежащего включению в работу, и список рекомендуемой для использования литературы. Доклад (реферат) должен быть оформлен с соблюдением требований, предъявляемых к написанию доклада (реферата). На практическом занятии в указанное преподавателем время студент делает устное сообщение по теме доклада (реферата).
При проведении самостоятельной работы основное внимание следует уделять выработке умения пользоваться юридической литературой, правильному анализу судебной практики, навыкам обобщения и выделения главного из большого объема печатного материала. Определенную помощь для студента при подготовке к практическим занятиям могут оказать имеющиеся информационно-правовые базы данных – типа «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс» и др., а также многообразные ресурсы Интернета.
В процессе изучения курса «Правоведение» предусмотрена сдача зачёта, которым завершается изучение данной дисциплины.
Решение задач следует начинать с тщательного уяснения содержания, сущности возникшей проблемы, всех обстоятельств дела, особое внимание необходимо обращать на предмет, участвующие стороны, их требования и т.д. Далее необходимо внимательно проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства. Если в тексте уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. Решение задач и выполнение задания следует оформлять письменно в тетради, при этом выводы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. При выполнении задания студент должен уметь кратко устно изложить обстоятельства дела, дать юридическую оценку доводам сторон в защиту своих интересов и обосновать свое решение по делу с обязательными ссылками на законы, иные нормативно-правовые акты.
К выполнению письменных заданий надо приступать после полного изучения соответствующих разделов курса, рекомендованной литературы и нормативных актов.
Для выполнения практических заданий студентам необходимо:
- изучить содержание ситуации;
- изучить рекомендованный нормативный материал;
- ответить на поставленные вопросы;
- сформулировать решение.
При решении задач свои ответы следует обосновывать ссылками на соответствующие нормативные акты и заканчивать аргументированными выводами. Кроме условий задач (ситуаций) по каждой теме в письменном задании представлен ряд теоретических вопросов. Ответы на эти вопросы должны содержать оценку правового регулирования рассматриваемых правоотношений, основные положения и понятия. При этом необходимо использовать соответствующие нормативно-правовые акты, рекомендованные для изучения. Ссылаясь на законы и другие нормативные акты, студент должен указать, какими органами издан этот акт, дату его издания, полное наименование, место опубликования, номер статьи и пункт. Написание текста аудиторной работы – сложная часть самостоятельной работы, которая также имеет цель научить студентов грамотному составлению документа и качественному оформлению письменных работ. Аудиторные работы оформляются на стандартных листах бумаги формата А-4 с одной стороны. Размер шрифта 14 пунктов, название шрифта: Times New Roman. Текст работы отпечатывается через полтора интервала, абзац составляет 1,25см (5 знаков). При этом соблюдаются следующие размеры полей: левое - 35мм, правое – 15мм, верхнее и нижнее – не менее 20мм. Письменная работа должна иметь титульный лист, в верхнее части которого указывается наименование Вуза, под ним полное название кафедры, в центре листа указывается «Аудиторная работа» и название темы, в нижнем правом углу печатается Ф.И.О. студента, номер группы, номер курса и номер задания. Объем работы должен быть не менее 3-5 стр. машинописного текста. Нумерация страниц сквозная, в верхнем правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Аудиторная работа выполняется студентом самостоятельно на основе творческого и аналитического анализа собранных материалов. Текст работы должен быть чистым и ясным изложением мыслей и выводов студента и не должен содержать орфографических ошибок.
Деловые игры (далее ДИ) – достаточно сложная, но в большей степени активизирующая студентов форма обучения, которая рассматривается как имитация управленческой деятельностью, моделирование процессов принятия и реализации решений в условиях неполного совпадения сторон или расхождения мнений по окончательному решению. В процессе ДИ ситуации рассматриваются в динамике, решения принимаются в условиях поэтапного уточнения фактов, анализа полученной информации.
Предлагается следующая форма проведения ДИ: ввод в игру, формирование групп, регламентация игры, сам процесс игры и подведение итогов. Игра проводится в виде исполнения ролей или в виде инцидента. Студенты делятся на группы, имитирующие противоположные стороны по конкретной спорной ситуации, оппонентов, суд, третейский суд или комиссию по трудовым спорам. Текст с описанием конфликтной ситуации преподаватель должен раздать студентам на занятии предварительно, чтобы каждый мог заранее внимательно изучить текст, усвоить суть дела, а также определить свою позицию. В день проведения игры преподаватель вначале выявляет позицию студентов по данному спору: положительную (например: восстановить на работе), отрицательную (отказать в восстановлении на работе) и нейтральную (нет определенного мнения). Именно из последней группы составляется тот орган, который должен вынести решение по спору. Необходимо разъяснить студентам, что орган, решающий спор (например: суд), не должен иметь заранее сформированного мнения, чтобы исключить предвзятость, а мнение его должно формироваться именно с учетом доводов и доказательств, рассмотренных в процессе обсуждения спора сторонами. Из двух других групп, в зависимости от их позиции, назначаются стороны (например: истец и ответчик), их представители (адвокаты), представители администрации, свидетели и др. В зависимости от условия задания могут быть назначены, например, представители прокуратуры, профсоюзной организации и др. Такое распределение необходимо, чтобы происходил настоящий спор, чтобы каждая сторона отстаивала выраженное мнение, основанное на строгом соблюдении закона и своем, глубоко внутреннем убеждении в справедливости. В процессе ДИ каждая из сторон должна выдвигать свои аргументы и доказательства, стараясь убедить компетентный орган в правильности именно своей позиции. По окончании спора компетентный орган выносит решение в полном соответствии с законом и с тем убеждением, которое сложилось у него под влиянием изложенных позиций и доводов сторон. Решение компетентного органа выносится большинством голосов, однако далеко не всегда выводы большинства могут быть правильными, поэтому вынесенное таким образом решение может быть ошибочным. В случае если решение вынесено неверно, преподаватель должен объяснить в чем неправильность данного решения, чтобы ни у кого не осталось сомнений в ошибочности принятого решения и правильности альтернативного. Если студенты вынесли правильное решение, то в этом случае преподавателю достаточно сделать необходимые уточнения. Роль преподавателя в проведении игры должна быть минимальной. Только если спор слишком уходит в сторону и затягивается, преподаватель может сделать соответствующие замечания, иначе участники могут увлечься спором и ДИ затянется более допустимого времени. В процессе игры преподаватель должен отмечать удачные выступления и поправлять ошибочные суждения. По окончании ДИ преподаватель оценивает позиции каждой из сторон, отмечает удачные выступления и доводы, отмечает наиболее позитивные моменты и допущенные ошибки.
Проведение занятий с разбором конкретных ситуаций (далее-КС). Преподаватель должен предварительно предупредить студентов о тематике занятия по разбору КС. Предлагаемая тема обязательно должна быть изучена студентами на лекциях, предшествующих данному занятию. Ситуации представляют собой реальные, практически возможные случаи, которые не должны быть надуманными, но и не следует делать их слишком простыми.Ситуация составляется так, чтобы решение было обоснованно действующими конкретными правовыми нормами. Определяется круг вопросов, подлежащих обязательному выяснению, без которых нельзя обосновать заключительное решение. Можно разделить студентов на небольшие группы, чтобы избежать дискуссий и обеспечить темп принятия конкретных решений. Преподаватель называет тему КС, может кратко обосновать её значимость и напомнить, что вопросы данной темы прорабатывались в прочитанной студентам лекции. Группы могут принять решение по отдельным вопросам или по ситуации в целом. Группы могут иметь разные мнения, точки зрения. Главное, чтобы суждения обосновывались правовыми нормами. Предлагаемые решения обсуждаются студентами в группах и вырабатываются коллективные заключения, которые оценивается преподавателем. При разборе КС нет распределения ролей между студентами. Разбор КС позволяет закрепить полученные знания на основе разбора наиболее сложных, влекущих значительное число ошибок случаев из практики.
Вариант конкретной ситуации для разбора на практическом занятии:
Тема: Правовое положение акционерных обществ.
Задание: «Кооператив принял решение преобразоваться в закрытое акционерное общество и представил в налоговый орган для регистрации Устав ЗАО с соответствующими изменениями. Регистрационный орган отказался в регистрации Устава ЗАО, потребовав ликвидации кооператива и образования ЗАО как вновь создаваемого».
Следует вместе со студентами сформулировать ряд вопросов необходимых для разбора и принятия решения по данной ситуации. Правомерен ли отказ в регистрации? Законно ли решение регистрирующего органа, что в результате реорганизации могут пострадать кредиторы кооператива? Преподаватель напоминает студентам о необходимости обоснования принимаемых решений конкретными правовыми нормами. Студенты для разбора КС должны пользоваться Федеральным законом «Об акционерных обществах» и по своим группам самостоятельно обсуждать проблему, подбирать соответствующие правовые нормы. Для принятия решения преподаватель может установить контрольное время.
Пример ролевой игры «Адвокатское бюро».
Дисциплина: Правоведение.
Профессия:
Курс:
Тема урока: Наследственное право.
Основное содержание темы: Право на наследство. Наследование. Наследство. Наследник. Завещание. Правила наследования по закону и по завещанию. Обязательная доля в наследстве. Время открытия наследства.
Планируемые результаты:
- обучающиеся смогут применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принятых решений, будут сформированы навыки оценивания социальной информации, умения поиска информации.
- обучающиеся смогут самостоятельно оценивать и принимать решения с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, владеть навыками успешной коммуникации, владеть навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания.
- сформированность гражданской позиции обучающегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, сформированность навыков сотрудничества со сверстниками.
Тип и вид урока:ролевая игра.
Информационные ресурсы: Гражданский Кодекс РФ (статьи 1111 – 1154).
Оборудование: Письма с «казусами» для каждой группы, статьи 1111 – 1154 ГК РФ в печатном варианте, бланк «бюро» для ответного письма.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Формулировка задания.
Обучающиеся делятся на 4 группы, каждая из которых – адвокатская контора. Название своей конторы группы придумывают и указывают его на бланке ответного «письма клиенту». Внутри группы распределяют роли: старший адвокат (начальник бюро), адвокаты и 1-2 секретаря.
Обязанности:
старший адвокат – принимает окончательное решение по спорным вопросам, организует работу всего бюро;
адвокаты – производят анализ «казуса», аргументируют его с точки зрения нормативно-правовых актов (ГК);
секретари – формулируют и оформляют письменный ответ «клиенту, приславшему «казус».
Правила игры: В каждую контору пришло по 2 письма с вопросами, касающимися получения наследства. Необходимо в течение 20 (приблизительно) минут проанализировать «казус» и дать клиентам письменный аргументированный ответ на фирменном бланке своего бюро.
3. Проверка задания.
После получения конвертов с ответами, производится проверка правильности выполнения заданий: письма зачитываются, всеми желающими высказываются оценки точности, грамотности, аргументированности ответов.
4. Подведения итогов.
Выставление отметок за правильное и частично правильно выполненные задания (все участники одного и того же бюро получают одинаковую отметку).
Устная беседа:
- Как работа в группе повлияла на выполнение задания?
- Что вызвало трудности в работе?
Приложение: «Казусы»
1. Новожилов, находясь в больнице, составил завещание. Согласно которому все свое имущество оставил жене и своему брату. Это завещание было удостоверено врачом больницы. Как следует разделить наследственное имущество? Правомерно ли это завещание?
2. Иванова, выйдя замуж за Пятина, всю жизнь не работала, а вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, родившихся в этом браке. Через три года после достижения ею пенсионного возраста муж умер. В нотариальной конторе она узнала, что все их совместное имущество муж завещал приятелю Горохову.
Имеет ли Иванова в данной ситуации право на наследование?
3. Ивакин несколько раз был женат, в браке у него родилось двое сыновей. После его смерти о правах на наследство заявили его родители, бывшие жены и сыновья. Кто будет иметь право наследования по закону?
4. Смирнов передал закрытое завещание нотариусу. Когда Смирнов умер, нотариус в присутствии заинтересованных лиц - жены, невестки, дочери от первого брака, внука и внучки вскрыл завещание. В конверте оказался пустой лист.
Определите судьбу наследственного имущества.
5. Кротов завещал имущество жене и сыну без указания долей.
Как должно быть разделено наследственное имущество?
6. Ладожский завещал все свое имущество своей знакомой Пархоменко, отказав в наследстве жене и 13-летнему сыну.
В суде, куда обратилась жена Ладожского после его смерти, выяснилось, что она нетрудоспособна, так как является инвалидом первой группы, а их сын не достиг совершеннолетия. Других наследников в семье нет. Как решить дело?
Методические рекомендации к проведению практического занятия в форме круглого стола. В процессе коллективной работы вместе с руководителем практического занятия (преподавателем), студенты обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Для таких занятий характерны демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению. Начинается круглый стол с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (одно-два выступления по 10-12 мин.). После этого студенты отвечают на вопросы, которые преподаватель сформулировал в процессе подготовки круглого стола и во время его. В ходе обсуждения этих вопросов студенты вступают в диалог, выражают свое отношение к рассматриваемым проблемам. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на практическом занятии, организацию, методику, степень участия обучаемых в обсуждении. Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам.