Соотношение принципа самоопределения наций и народов и принципа территориальной целостности государств.

Доклад эксперта Совета по правам человека Гришиной Ольги

«Право народов на самоопределение»

“Все жертвы нарушений прав человека должны иметь возможность полагаться на Совет по правам человека как форум и плацдарм для действий”.

- Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН

Совет по правам человека ООН должен обсудить одну из наиболее важных и актуальных международно-правовых проблем – право народов на самоопределение.

Право народов на самоопределение – один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие. Этот принцип вместе с другими принципами провозглашен в Уставе ООН, ставящем целью «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Эта же цель ставится в Уставе ООН в связи с развитием экономического и социального сотрудничества между государствами.

История

В XIX веке к идее «свободы народов» стали апеллировать национальные и революционные движения — борцы за независимость Польши, Греции и испанских колоний в Америке, итальянские патриоты и силы, выступавшие за объединение Германии.

В середине XIX века получили признание такие процедуры «народного волеизъявления» относительно статуса территорий, как плебисциты и решения представительных, преимущественно выборных, конференций. По результатам плебисцитов произошло присоединение Ниццы и Савойи к Франции в 1860 году, Ионических островов к Греции в 1862 году.

Однако в то время идея права населения решать статус своей территории была далека от того, чтобы заместить другую, гораздо более древнюю — право сильного. Так, сообразуясь именно с правом сильного, в 1867 году Пруссия аннексировала Шлезвиг, а в 1871 году присоединила Эльзас и Лотарингию.

Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года, приблизительно тогда же в оборот вошло и понятие «право наций на самоопределение». Идея вскоре получила широкое признание и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году «право наций на самоопределение» было признано Лондонским Конгрессом II Интернационала.

XX век воспринимается многими как эпоха самоопределения. В XX веке произошел распад крупных многонациональных государств: Австро-Венгрии, Османской империи, СССР, Югославии. В 1900 году колониальные владения охватывали территорию, имеющую площадь 73 млн. км2, с населением 530 млн. человек; к концу века на политической карте мира практически не осталось колоний.

Ещё большую актуальность этот вопрос принял тогда, когда международная правовая система приобрела более стройный и логический порядок. С началом в 1919 году полосы всемирных конференций и образованием Лиги Наций их организаторы затруднялись с вопросом о членстве. Разрешить проблему предполагалось на международной конференции в Монтевидео (1933 год). Итогом этого форума стало принятие Заключительной Конвенции, которая дала правовое определение государства, включив в дефиницию четыре критерия:

а) постоянное население;

б) наличие определенной территории;

в) существование правительства;

г) способность государства вступать в сношения с другими странами.

В конце 40-х — 50-х годах Советский Союз при поддержке социалистических стран и новых независимых государств Азии выступал за предоставление фактически неограниченного права на самоопределение колониальным и зависимым странам и народам. В 1960 году на XV сессии ГА ООН резолюция 1514 (XV) «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» вызвала целую волну возражений и протестов, но, тем не менее, была принята. В этом документе отмечена связь между правом народов на самоопределение и индивидуальными свободами.

Важно отметить, что позднее резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН так называемые национально-освободительные движения в ряде случаев признавались «единственно законными представителями» соответствующих народов. Иными словами, экстерриториальные общественно-политические организации были фактически приравнены к суверенным субъектам международного права. Речь идет об Организации освобождения Палестины (ООП) и Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО).

В течение ХХ века применение принципа равноправия и самоопределения народов было направлено на защиту прав колониальных народов, живших при иностранной оккупации. К концу столетия, когда проблема деколонизации была в основном решена, лозунг самоопределения стал чаще использоваться для прикрытия сепаратистских, подрывных, экстремистских и даже террористических движений, направленных против территориальной целостности государств, что решительно противоречит закрепленной в решениях ООН концепции самоопределения народов. Принцип самоопределения народов не должен истолковываться как разрешение или поощрение любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств. Этот принцип в решениях ООН всегда находится в тесной связи с необходимостью осуществления других основных принципов международного права, включая дружественные отношения, суверенитет государств, территориальную целостность, невмешательство и борьба с терроризмом.

Основные источники международного права, закрепляющие права народов на самоопределение:

1. Устав ООН (п. 2 ст. 1).

2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятая Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г.

4. Резолюция 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами»

5. Резолюция 2105 (XX) от 20 декабря 1965 года «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» (в этом документе признавалась законность борьбы, которую ведут народы, находящиеся под колониальным господством, за право на самоопределение и предлагалось всем народам оказывать им материальную и моральную поддержку) и т.д.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года).

7. Резолюция 2625 (XXV) «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 24 октября 1970 года.

8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, также известный как Хельсинкский заключительный акт или Хельсинкская декларация 30 июля — 1 августа 1975 года.

Соотношение принципа самоопределения наций и народов и принципа территориальной целостности государств.

Решение правовых проблем территориального самоопределения на практике осложняется требованием соблюдать нерушимость границ и территориальную целостность государств – основополагающие принципы современного международного права.

В Пактах о правах человека (Ст.1, п.1) и в других документах ООН, «право на самоопределение» декларируется как возможность односторонних действий, направленных на определение политического статуса неких сообществ («народов») и территорий независимо от какого-либо правового контекста и вне каких-либо ограничений.

В Ст.2 резолюции 1514 (XV) говорится о том, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие», в Ст.6 записано, что «всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций». Перед мировым сообществом неминуемо встает вопрос о том, как совместить декларирование идеи самоопределения народов с предотвращением сепаратизма.
Можно сказать, что это право упирается в территориальную целостность государства. Но принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии, а не от собственных народов, желающих самоопределиться.

Примеры из современности

Исследование права народов на самоопределение приобретает всё большую актуальность в современном международном праве. Этот принцип толкуют абсолютно по-разному, поэтому в процессе его изучения возникает множество вопросов теоретического содержания, а главное, практической реализации.

ü Каталония является автономным сообществом в Испании, в разные исторически промежутки она пыталась провозгласить свою независимость и на настоящий момент является автономией, добилась официального статуса каталонского языка, так же имеет своё правительство. Однако народ Каталонии уже давно хочет выйти из состава Испании, в связи с нарастающими противоречиями автономии с центром, и образовать полностью независимое государство. Проблема заключается в том, что конституция Испании не предусматривает свободного выхода из состава страны, устанавливая «неразрывное единство испанской нации». Однако юридически данное право содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН от 1966 года, в соответствии с которым все народы имеют право на самоопределение. Также выход промышленно развитой автономии из Испании грозит последней серьёзными экономическими проблемами.

ü Вопрос о правомерности нахождения Шотландии в составе Великобритании стоял с момента заключения союза с Англией в 1707 году. Однако на политическом уровне отделение Шотландии стало открыто обсуждаться только с начала 1930-х годов, благодаря появлению Шотландской национальной партии. Референдумы, проведённые в автономии, не изменили её официального положения - Народ Шотландии отказался от независимости. Но, несмотря на результаты референдума, Великобритания страшно далека от "единства семьи наций". Хоть и абстрактные, но все, же небезосновательные опасения пересмотра границ на Европейском континенте могут привести к ещё большему распространению сепаратистских движений.

ü Действующая на Украине Конституция блокирует любые легальные возможности региональной дезинтеграции. Статья 2 определяет Украину как унитарное государство. Статья 17 Конституции Украины рассматривает защиту территориальной целостности страны в качестве «важнейшей функции государства» и допускает возможность использования армии в случае возникновения угрозы выхода региона (регионов) из состава Украины. Автономной Республике Крым специально посвящена отдельная 10 глава украинской Конституции. Глава открывается положением о том, что автономия является «неотъемлемой частью Украины». Именно с этим связано возмущение украинского правительства по поводу крымского референдума о выходе из состава страны с последующим присоединением к Российской Федерации.

Очевидно, что нынешняя мировая практика указывает на необходимость создания нового, основанного на предыдущих соглашениях и, в то же время, соответствующего тенденциям XXI века, документа, регламентирующего, регулирующего или даже изменяющего принципы процесса самоопределения народов. Учитывая опыт предыдущих лет, можно заметить наиболее распространённые проблемы, связанные с повесткой дня: противоречие интересов автономий и центра, угроза экономического бедствия для всего населения при выходе богатых ресурсами автономий, нарушение принципа территориальной целостности, гражданские войны и т.д.

Главной задачей Совета по правам человека является содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру. Лишь объединившись и сплотившись ради общей цели, государства смогут достичь консенсуса по такой сложной теме не только друг с другом, но и со своими гражданами.

С уважением, эксперт Совета по правам человека

Гришина Ольга

Наши рекомендации