Специфика и законодательная база культурной политики в Российской Федерации
Федеральная власть:
1) законодательная – Федеральное собрание: Дума и Совет Федераций;
2) исполнительная: Президент и Правительство;
3) судебная.
Региональная власть: 89 субъектов федераций (с 2007г. 88-Пермский край).
Цель культурной политики РФ состоит в разработке и реализации целевых и комплексных программ сохранения и развития культуры России и отдельных её регионов:
1) республики. Их отличие (появились в 1924г.) - национальные (11) и язык;
2) края и области. Их отличие - распределены территориально по краям;
3) автономные округа. Их отличие - по национальному признаку и в местах компактного проживания национальных меньшинств;
4) города Федерального значения (Москва и СПб).
Факторы культурной политики Российской Федерации:
1) Национальный характер - мировоззрения, сложившиеся в результате исторического развития народа.
2) Трансформация религиозных, устоев - основные конфессии видоизменились, например 1991г.
3) Зарубежные влияния - ФРГ, Франция, Англия, Восточно-Европейские страны, ближневосточные цивилизации, Восточная Азия.
4) Политическая жизнь (внутренняя политика) - президентская республика.
Организация и управление культурой и искусством на уровне Федеральной государственной власти осуществляется:
- Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- подведомственными ему Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
- Федеральным агентством по культуре и кинематографии;
В субъектах РФ государственное управление культурой и искусством осуществляют:министерства (департаменты) культуры правительств (администраций) регионов;
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет свои функции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ является:
а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений;
б) органом, который разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ;
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации, высший менеджер в сфере культуры и искусства.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Финансирование расходов на содержание Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
К основополагающим законодательным актам, определяющим расходные обязательства государства в сфере культуры, относятся:
- Конституция Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс РФ;
-Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
В Согласно ст. 72 Конституции РФ общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данные положения конкретизируются в других федеральных законах:
- в главе 11 Бюджетного кодекса РФопределяются статьи расходов, закрепленные за бюджетами разного уровня;
- статьи 84, 86 и 87 соответственно закрепляют за федеральными, региональными и местными бюджетами расходы. На содержание учреждений культуры, находящихся в их собственности или ведении;
- статьи 37, 39 и 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре разграничивают компетенции федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области культуры.
К сожалению, нормы законодательства зачастую противоречивы, многие из них фактически не действуют на практике.
В сфере культуры противоречивость бюджетных полномочий и реальных источников финансирования для их реализации является одной из наиболее острых проблем.
В настоящее время наблюдается серьезный разрыв между объемом полномочий, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и их обеспечением финансовыми ресурсами.
Существенная часть финансовых средств и доходных источников сосредоточивается на федеральном уровне, а расходные полномочия «сбрасываются» на региональный и местный уровень. Практика показывает, что именно через региональные и муниципальные органы власти в значительной степени осуществляется реализация социальных гарантий государства в области культуры, закрепленных в Конституции.