Нормативная правовая база реализации культурной политики.

СКД – деятельность по созданию, сохранению, развитию ценностей культуры.

В организационно-технологическом контексте СКД - способ организации ресурсов для достижения определенной цели. РЕСУРСНАЯ БАЗА – это совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ услуг. Нормативно-правовой ресурс - массив правовых и организационных документов, инструктивной инф, определяющий определенный порядок и проведение СКД. Действие ресурса происходит в нормативно-правовом поле (вся деятельность).Нормативно-правовое поле – совокупность действующих нормативных и правовых документов закрепляющих, охраняющих и регулирующих права граждан на участии в процессах СКД на международном, федеральном и региональном, местном уровне.

Классификация нормативно-правовых актов производится: по юридической силе – законные; – подзаконные. по содержанию: отраслевые (в рамках определенной отрасли); межотраслевые (комплексные). по объему и характеру действия: а) общего действия (охватывающие всю совокупность отношений на определенной территории); б) акты ограниченного действия (на часть территории или на группу людей на территории); в) акты исключительно чрезвычайного действия (военные действия, стихийные) по субъектам, их издающих: а) акты законодательной власти-законы; б) акты исполнительной власти - подзаконные акты; в) акты судебной власти.

Конституция по отношению к другим правовым актам имеет высшую юридическую силу. Законы бывают: КОНСТИТУЦИОННЫЙ зак. – вносящее изменение и дополнения в конституцию, а так же законы, необходимость издания которых предусмотрено конституцией; ОБЫКНОВЕННЫЕ зак. – акты текущего законодательства:- кодификационные - кодексы (гражданские, трудовые); - основы («основ. законод. о культуре»).- текущие – федеральные; - отраслевые; - комплексные.

Подзаконные нормативно правовые акты – правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему; подзаконные акты - обладают меньшей юридич. силой, они базируются на юр. силе законов, не могут противоречить им.

По своему составу подзаконные акты – являются актами различных органов исполнительной власти.

Подразделяются: общие; местные; ведомственные; внутри организационные. Общие – нормативно-правовые акты – общей компитен. действие которой распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе действуют вслед за законам: а. нормативные указы президента; б. постановления правительства. Местные – нормативно-правовые акты – органов представительной и исполнительной власти на местах, действия которых ограничено подвластной им территории и обязательно для всех лиц, проживающих на данной территории. Ведомственные – нормативно-правовые акты – приказы, инструкция, акты, распространяющие свое действия на конкретную организацию, издаются федеральными агентствами, министерствами, ведомствами. Внутри организационные – нормативно-правовые акты – которые издаются различными организациями для рекомендации своих внутренних вопросов и распрост. только на сотрудников организации. Акты каждой "ниже расположенной" подчиняются законом всех высших в государственной иерархии.

В СТАТЬЕ 27 – всеобщей декларации прав человека: каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном процессе и пользоваться его благами. КОНСТИТУЦИЯ РФ – провозглашает право каждого чела на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

СТ. 44 констит. – полностью посвящена вопросам творчества и культуры, каждому гарантируется свобода творчества: литературного, художественного, технического и др. видов, свобода преподавания, интеллектуальная собственность, охраняемая законом. Здесь же фиксируется обязанность каждого гражданина РФ сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры. СТ. 71 констит. – провозглашает, что в ведении РФ находится… установление основ федеральной политики и Ф программы в области… культурного и национального развития РФ…» "Основы законодательства РФ о культуре" гарантирует права на обеспечение и защиту конституционных прав граждан на свободу культурной деятельности; определяет принципы и нормы культ. Деятельности субъектов РФ; определенные принципы государственной политики; определенные экономические механизмы культурной деятельности.

В решении СК проблем, использовать: «Закон об охране памятников истории и культуры»; «Об общественных объединениях»; «О некоммерческих организациях»; «О предпринимательской деятельности»; «О библиотечном деле»; «О музейном фонде РФ и музеях РФ»; «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; «О благотворит. деятельности и благотворительных организациях».

Актуальность темы определяется тем, что проблема осуществления культурной политики в настоящее время имеет особое значение, так как ситуация в Российской Федерации, сложившаяся за последние десятилетие, характеризуется изменениями во всех сферах жизни и деятельности людей. Складывающиеся рыночные отношения в сфере культуры привели к коммерциализации культурной деятельности, которые способствовали снижению общего культурного уровня населения, а так же привели к унификации обычаев, традиций и образа жизни.

Вся совокупность отношений государства и культуры, цели государства в области культуры, механизм его воздействия на культурные процессы, с одной стороны, и его реагирование на культурные потребности общества и имманентные проявления культуры – с другой, составляют суть культурной политики государства. При этом содержание культурной политики, по мнению некоторых исследователей предполагает:

- выявление приоритетных направлений развития культуры, исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем;

- разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных социо-культурных программ;

- поддержку и реализацию программ путем распределения различного рода ресурсов: материальных, финансовых, трудовых и информационных.

Необходимость поиска экономических и административно-правовых рычагов воздействия на сферу культуры и искусства вытекает, в частности, из необходимости вовлечения в реализацию культурной политики не только государственных и муниципальных учреждений, но и организаций культуры и искусства, относящихся к частной или смешанной формам собственности. В то время как реализация федеральных и региональных программ возлагается, как правило, на государственную сеть учреждений культуры и искусства.

Поэтому, достаточно сложным процессом является решение проблемы выбора оптимальных форм и методов государственного регулирования. Сложность эта обусловлена, в частности, существенной неоднородностью организаций, входящих в сферу культуры и искусства, как в плане приоритетности целей, так и характера их продукта. Для данного исследования осознание неоднородности организаций культуры и искусства (по целям и задачам, основным направлениям социально-культурной деятельности, видам производимого продукта и способам хозяйственной деятельности) чрезвычайно важно, ибо существующие различия предполагают и разный подход к процессу возможного регулирования.

Объектом исследования является культурная политика современной России.

Предмет исследования – реализация культурной политики в Орловской области.

Цель – анализ реализации культурной политики региона, выявление путей оптимизации деятельности органов государственной власти в сфере культуры на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

1. Рассмотреть теорию и понятие культурной политики.

2. Изучить нормативно-правовые основы реализации государственной культурной политики.

3. Исследовать особенности формирования культурной политики современной России.

4. Проанализировать место и роль органов государственного управления в процессе реализации культурной политики.

5. Рассмотреть особенности реализации и функционирования культурной политики в Орловской области.

6. Проанализировать основные пути совершенствования культурной политики в Орловской области.

Но многие вопросы реализации культурной политики остаются явно недостаточно разработанными, как в нормативных актах, так и в теоретической литературе.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон "О национально-культурной автономии». Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод анализа и синтеза, метод классификации, исторический, логический, сравнительный, правовой и иные методы.


6.Государственные органы управления в сфере культуры

Наиболее широка сфера деятельности Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России), осуществляющего государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия (все это именуется сферой культуры). Действует оно на основе Положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 6 июня 1997 года.

Минкультуры России призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации; осуществлять государственную политику в области охраны и популяризации историко-культурного наследия Российской Федерации; координировать международные культурные связи; обеспечивать государственную поддержку профессионального искусства.

Минкультуры России в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает совместно с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, творческими союзами государственные программы в сфере культуры и обеспечивает их реализацию; организует государственную экспертизу международных, федеральных и региональных программ и проектов в сфере культуры (по поручению Правительства Российской Федерации); осуществляет государственный учет историко-культурного наследия; контролирует соблюдение органами государственного управления, юридическими и физическими лицами установленного порядка охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия.

Минкультуры России осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, отнесенных к федеральной собственности; участвует в реституции культурных ценностей, проводит информационно-рекламную работу за рубежом по вопросам культуры; осуществляет непосредственное руководство учреждениями и организациями, находящимися в его ведении, а также контроль за эффективностью использования и сохранностью их имущества; осуществляет государственный надзор за соблюдением требований законодательства по охране и использованию культурного наследия и принимает меры по его защите; приобретает произведения изобразительного, прикладного и музыкального искусства, драматургии; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки, музейный и библиотечный обмен. Решения Минкультуры России по вопросам его компетенции обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, а также физическими лицами.

Соответствующие органы государственного управления культурой создаются в субъектах Российской Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры.

Минкультуры России свою компетенцию реализует преимущественно в отношении объектов культуры федерального значения. Это — федеральные театральные, музейные, библиотечные, иные учреждения. Так, руководство федеральными библиотеками оно реализует в соответствии с федеральным Законом от 23 ноября 1994 года. Однако организационно-правовой статус федеральных объектов культуры определяется, как правило, Правительством Российской Федерации. Так, им утверждено Положение о Российской государственной библиотеке, о Государственном академическом Малом театре России, о Государственном историко-культурном Музее-заповеднике «Московский Кремль» и т.п.

Министр культуры Российской Федерации является председателем специализированной Государственной комиссии по реституции культурных ценностей, созданной для урегулирования взаимных претензий России и иных государств по реституции (возвращение имущества, захваченного во время войны), предусмотренной международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. Состав комиссии утверждается Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждено Положение о Государственном своде особо важных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Министерство культуры также осуществляет функции по сохранению культурных ценностей страны, во взаимодействии с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При этом оно руководствуется Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Оно составляет перечень культурных ценностей, подлежащих вывозу или ввозу; принимает решения о возможности вывоза (в том числе временного) культурных ценностей; обеспечивает их экспертизу; выдает специальные свидетельства на право вывоза культурных ценностей; контролирует соблюдение правил внешнеэкономической деятельности, относящихся к культурным ценностям; регистрирует ввозимые культурные ценности. Экспертиза культурных ценностей осуществляется Государственной экспертной комиссией Минкультуры России.

Следующим звеном системы органов государственного управления в сфере культуры является Государственный комитет Российской Федерации по печати (Роскомпечать), созданный в целях реализации государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения. Действует он на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 3 марта 1994 года.

В ведении Роскомпечати находятся государственные издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли. В структуре Комитета функционирует Управление средств массовой информации (СМИ).

Роскомпечать разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения; обеспечивает защиту свободы слова и независимости прессы; разрабатывает и участвует в реализации федеральных издательских программ выпуска литературы; создает условия организации и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных, местных издательств, газет и журналов; содействует выполнению государственных программ приватизации в сфере своей деятельности; организует международное сотрудничество в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книжной торговли.

К функциям Роскомпечати относится: разработка и реализация генеральной схемы организации и функционирования отрасли; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам своей компетенции; размещение государственных заказов по профилю своей деятельности; регистрация и перерегистрация периодических изданий; лицензирование издательской и полиграфической деятельности; обращение в суд на предмет признания недействительными свидетельств о регистрации изданий периодической печати, прекращении или приостановлении их деятельности, аннулировании выданных лицензий на осуществление издательской и полиграфической деятельности; внесение письменных предупреждений учредителям или редакциям (главным редакторам) изданий периодической печати в случаях нарушения действующего законодательства, международных договоров. В своей деятельности Роскомпечать руководствуется общими положениями федерального Закона Российской Федерации от 25 января 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации».

Полиграфическая и издательская деятельность регламентированы специальными правительственными актами. Так, 22 сентября 1993 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым открытие полиграфических предприятий осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Роскомпечатью и его территориальными органами. Одновременно утверждено Положение о порядке открытия полиграфических предприятий, распространяющееся на все предприятия данного профиля, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Полиграфическая деятельность — это набор, подготовка печатных форм, печать и изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Лицензии на полиграфическую деятельность выдаются сроком на 5 лет. Аннулирование лицензий возможно, если они выданы с нарушением установленного порядка их выдачи либо нарушены условия лицензии. Контроль за соблюдением установленного порядка полиграфических предприятий возложен на Роскомпечать.

Регулирование издательской деятельности на аналогичных основах предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1991 года.

Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Роскомкино) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии. Положение о нем утверждено Правительством Российской Федерации б января 1993 года.

Роскомкино способствует созданию и координации деятельности ассоциаций, советов, других организаций и объединений, призванных содействовать развитию российской кинематографии.

Основными задачами Роскомкино являются: разработка и реализация федеральных программ в области кинематографии, в том числе — по совершенствованию кинообслуживания населения; содействие развитию международных связей в области кинематографии.

Роскомкино оказывает государственную финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; координирует деятельность кинорынков; осуществляет контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации по вопросам своей компетенции; принимает участие в создании фондов для поддержки российской кинематографии; издает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Правительство Российской Федерации 28 апреля 1993 года утвердило Положение о регистрации кино- и видеофильмов. Роскомкино осуществляет регистрацию художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. При регистрации выдается прокатное удостоверение. Нарушение установленного порядка регистрации влечет отказ в выдаче удостоверения Роскомкино ведет Государственный регистр кино- и видеофильмов.

Правительством Российской Федерации утверждены также 17 ноября 1994 года Правила по кинообслуживанию населения. Ими определен порядок кинообслуживания населения Российской Федерации, распространяющийся на все киновидеозрелищные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Киновидеообслуживание осуществляется на основе лицензий. Публичная демонстрация кино- и видеофильмов без лицензии не допускается. Контроль в данной области возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР)действует на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 1994 года. В соответствии с ним ФСТР России обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.

ФСТР разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию этой политики; разрабатывает и осуществляет меры в области развития, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные и негосударственные телерадиовещательные организации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиорганизаций; осуществляет руководство подведомственными организациями, предприятиями и учреждениями.

К компетенции ФСТР относится разработка долгосрочных программ и планов развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации, содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания, осуществление контроля за выполнением теле- и радиоорганизациями обязательств по лицензиям. Контрольные функции и полномочия реализуются образованной в составе ФСТР Государственной технической инспекцией по телерадиовещанию.

ФСТР выступает в качестве государственного заказчика по разработке и формированию программ телевидения и радиовещания.

Во всех областях культурной деятельности активно действуют разнообразные организации творческих работников — ассоциации, творческие союзы, гильдии, федерации и конфедерации. Органы исполнительной власти предоставляют им возможность участвовать в разработке политики в области культуры, обеспечивают социальную защиту творческих работников, не вмешиваются в их деятельность. Для этих организаций устанавливается льготное налогообложение прибыли предприятий, находящихся в их ведении и т.п.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации учредило Российскую государственную радиовещательную компанию «Голос России», находящуюся в ведении ФСТР, и утвердило ее устав. Компания — государственное учреждение, целью которого является поиск и получение информации, производство и распространение радиопрограмм.

Наши рекомендации