Международные отношения в середине 19 века
Начало распада Османской империи. В XIX в. на международной арене сталкиваются интересы государств, находящихся на разных уровнях развития. Индустриально развитые страны подчиняли себе общества традиционные. Один из результатов этого явления — ослабление, а затем и распад старых империй, созданных в эпоху Средневековья.
По-прежнему злободневным оставался «восточный вопрос». Постоянным яблоком раздора в Азии оставалась Османская империя. Австро-Венгрия и Германия, с одной стороны, Россия, Франция и Великобритания — с другой, постоянно вели борьбу за сферы влияния в Турции.
В начале XIX в. большинство балканских народов находились в вассальной зависимости от Османской империи, и это задерживало их экономическое развитие. Тем не менее в этих государствах хоть и медленно, но происходило развитие капиталистических отношений, появились национальная буржуазия и интеллигенция. Усиливалось национально-освободительное движение балканских народов, одной из важнейших причин которого было национальное и религиозное угнетение христиан со стороны Турции.
Стремясь усилить своё влияние на Балканах, европейские державы поддерживали эти движения, вопрос о независимости Балканских государств был для них частью «восточного вопроса». В результате войн с Россией и национально-освободительного движения в XIX в. Турция потеряла Бессарабию, часть территорий на Чёрном море, а в 1830 г. Сербия при поддержке России стала независимым княжеством. Греческое восстание против турецкого ига в 1829—1830 гг. привело к созданию независимой Греции. От Турции отделился Египет, на который стала претендовать Франция, а затем Алжир.
В 50-е гг. рушится система международных отношений, установленная Венским конгрессом, и причиной этого стала Крымская война (1853—1856)'. Николай I стремился укрепить влияние Российской империи на Балканах и обеспечить контроль над Черноморскими проливами. Он считал Османскую империю неспособной к серьёзному сопротивлению и был уверен в том, что западные державы не станут вмешиваться в этот конфликт. Однако император ошибся. Европейские державы стремились не допустить усиления России, нарушения сложившегося равновесия сил и поддержали Османскую империю. Война началась в 1853 г. и закончилась в 1856 г. поражением Российской империи, которой пришлось воевать против Турции, Великобритании, Франции и Сардинского королевства.
Новый подъём национально-освободительной войны балканских народов произошёл в 50—60-е гг. Европейские державы поддерживали эти движения.
В 1861 г. Османской империи пришлось признать образование Румынии (из объединившихся княжеств Молдавии и Валахии) при условии сохранения протектората над новым государством, но в руках османов ещё находились Албания, Болгария, Македония, Босния, Герцеговина и части территорий Греции, Сербии и Черногории.
Очень тяжёлым было положение Болгарии, где турецкие помещики сохраняли крепостническую систему. В ответ на восстания крестьян турецкие власти проводили незначительные реформы, которые почти не меняли положение в болгарской деревне. Россия поддерживала болгар, выступая в роли защитника православной церкви, использовала религиозный вопрос для вмешательства во взаимоотношения между болгарами и турками. В 1877 г. началась Русско-турецкая война (1877—1878), вызванная борьбой балканских народов за освобождение от турецкого ига. В то же время она была отражением противоречий, существовавших между Великобританией, Австро-Венгрией и Россией. В этой войне Османская империя потерпела сокрушительное поражение. По решениям состоявшегося после войны Берлинского конгресса в Северной Болгарии образовалось фактически независимое государство Болгария. Австро-Венгрия (с целью прекращения притеснений христианского населения османами) получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Румыния стала полностью независимым государством, а Великобритания получила в управление остров Кипр. Эти решения Берлинского конгресса означали крушение турецкого господства на Балканах.
Распад Османской империи продолжался. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет. В этот же период Южная Болгария воссоединилась с Болгарским царством, возникла единая независимая Болгария. В последующие годы освободительное движение охватило не только Балканы, но и все турецкие земли (Йемен, Сирию, Ливан, Ирак и др.).
Балканы остаются «пороховой бочкой» Европы, там бесконечно вспыхивают межгосударственные и межнациональные конфликты, происходят террористические акты, один из которых станет поводом к мировой войне.
Завершение раздела мира. На смену «умирающим» старым империям, возникшим в традиционных обществах, появлялись новые, колониальные империи, созданные странами, где успешно развивался процесс модернизации.
Огромные территории Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана стали колониями европейских стран. Китай, Османская империя, Иран превратились в полуколонии. В зависимость от великих держав попали Португалия, Балканские страны, отдельные государства Латинской Америки. Формально они сохранили свою независимость, но основные отрасли их экономики, внешняя и в значительной степени внутренняя политика контролировались иностранными державами.
Вы уже знаете, что после Франко-прусской войны в Европе сложилась новая расстановка сил. Хотя Великобритания оставалась самой крупной колониальной империей, по темпам экономического развития её оттеснили на третье место США и Германия. Германская империя претендовала не только на роль лидера в Европе, но и на расширение своих владений за счёт французских и английских колоний. «Наше будущее на море!» — утверждал Вильгельм II и приказывал усиливать флот. Великобритания рассматривала это как прямое посягательство на свои позиции. В Иране её интересы пересекались с интересами России, а затем и Германии.
В Африке и Юго-Восточной Азии интересы Великобритании сталкивались с интересами Франции. Эти противоречия едва не привели к войне. В 1896 г. небольшой отряд сенегальских стрелков (французские колониальные войска) покинул Французское Конго и отправился на завоевание Восточного Судана. Достигнув в июле 1898 г. местечка Фашода в верховьях Нила, они водрузили здесь французский флаг. Но в середине сентября у Фашоды появились пять британских канонерок с более многочисленным отрядом англо-египетских войск. Обе стороны приступили к военным приготовлениям. Несколько месяцев продолжалось противостояние сторон. Наконец Франция отозвала свой отряд, и конфликт разрешился договором о разделе сфер влияния в Судане. Капитуляцию при Фашоде во Франции расценили как «дипломатический Седан*.
В то же время к лидерству в Европе стремилась Франция, тем более что ей было необходимо вернуть Эльзас и Лотарингию, захваченные Германией. Усиление Германской империи тревожило французов, чьё ощущение угрозы войны выразил известный французский писатель Р. Роллан: «Не проходило года, чтобы зловещие птицы не предвещали нам войны на следующее лето!.. Мы чувствовали себя висящими на краю пропасти».
Добивалась расширения своих владений и усиления влияния на Балканах Австро-Венгрия. Проиграв Пруссии роль лидера в процессе объединения германских государств, она пошла на сближение с Германской империей. Но на Балканах её интересы сталкивались с интересами России, желавшей стать покровительницей всех славянских земель. Вставшая на путь модернизации Италия пыталась получить колонии прежде всего в Средиземноморье, где её планы задевали интересы Великобритании и Франции.
Захватническую политику на Дальнем Востоке проводила Япония, а в Западном полушарии США не только осуществляли доктрину Монро «Америка для американцев», но и вторглись в Юго-Восточную Азию, захватывали колонии ослабевшей Испании.
«Свободных» земель больше не было, шла борьба за передел уже поделённого мира, и шла эта борьба не дипломатическим, а вооружённым путём.
Эпоха империализма порождала войны за передел уже поделённого мира. На рубеже XIX—XX вв. их было три: Испано-американская (1898), Англо-бурская (1899—1902) и Русско-японская (1904—1905).
«Преступной войной» назвали современники Англо-бурскую войну. Её причины заключались в стремлении Великобритании захватить богатые алмазами и золотом земли Трансвааля и Оранжевой республики на юге Африки. Буры сражались геройски, но их было слишком мало: 40—60 тыс. бойцов против 250 тыс. английских солдат. В 1902 г. Великобритания захватила бурские республики.
Победа над бурами дорого досталась Великобритании, и напор её колониальных захватов несколько ослабел. Она признала права Германии, Франции и США на некоторые территории, захватить которые сама уже не могла.
Создание военных блоков. Традиция создания военных блоков в XIX в. уже существовала — достаточно вспомнить антифранцузские блоки (коалиции) времён Великой французской революции и империи Наполеона Бонапарта, Священный союз.
Вы уже знаете, что антифранцузская политика Бисмарка привела к созданию в центре Европы прочного военного блока — Тройственного союза (1882) . Бисмарк, убеждая Австро-Венгрию в существовании «русской угрозы», привлёк её к этому союзу. А Италия, как и Франция, претендовала на захват Туниса. В мае 1882 г. был подписан союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, известный как Тройственный союз. Осуществился принцип Бисмарка, сформулированный им ещё в 1880 г.: «Старайся быть втроём, пока миром правит неустойчивое равновесие пяти великих держав».
Естественно, что со стороны России и Франции последовали ответные меры, и в 1893 г. они заключили между собой военный союз.
Великобритания долгое время ни в какие союзы не вступала, находясь в позиции «блестящей изоляции» и разжигая в своих интересах конфликты между другими великими державами. К созданию Тройственного союза британские дипломаты отнеслись благосклонно, видя в нём средство для сдерживания Франции и России на международной арене.
Но дальнейшее развитие событий повлияло на изменение курса английской дипломатии. Создание в Германии мощного военного флота и заключение контракта на строительство Багдадской железной дороги сделало англо-германские противоречия непримиримыми. Железная дорога должна была пройти через всю Малую Азию к Персидскому заливу, что продвинуло бы Германию на Ближний и Средний Восток. По образному выражению современников, Багдадская железная дорога должна была стать «заряженным пистолетом у виска Англии». «Дорога эта, — писала одна французская газета, — ведёт к победе над Англией... Став твёрдой ногой в Турции... немцы приложат все усилия для завоевания Суэца и Египта».
Ещё более резкое обострение англо-германских противоречий обозначилось при разделе Африки. «Теперь, с образованием на континенте мощных союзов, — заявил английский политический деятель Дж. Чемберлен, — Англия должна искать себе друзей. Война, конечно, ужасна. Но война без союзников немыслима». Поэтому Англия решила уладить давние противоречия с Россией и Францией, также опасавшихся Германии.
В 1904 г. между правительствами Англии и Франции было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Так было достигнуто «сердечное согласие» — Антанта (от фр. «согласие»), открывавшее возможности совместной борьбы против Германии.
Затем последовало англо-русское соглашение. В 1907 г. Англия и Россия пришли к соглашению в спорных вопросах об Иране, Афганистане и о Тибете. Англо-русский договор 1907 г., как и англо-французский договор 1904 г., заложил фундамент Тройственного согласия, или Тройственной Антанты, противостоявшего германо-австрийскому союзу. Создание двух враждебных военно-политических блоков было завершено.
Пацифистское движение. Частые военные конфликты и войны явились толчком для возникновения в 80-е гг. XIX в. массового антивоенного движения, получившего название пацифистского. Идеи исключить войны как средство решения споров между странами получили большое распространение после наполеоновских войн. После Франко-прусской войны стали возникать общества сторонников мира, и их популярность возрастала. В пацифистских организациях участвовали представители всех слоёв населения: от крестьян до промышленников, от религиозных деятелей до политиков. Все они считали необходимым не только прекратить гонку вооружений и отказаться от насилия, но и решительно выступали против идеологии национализма и шовинизма. Пацифистские союзы создавались в Европе, США и даже в Японии. В 1889 г. в Париже состоялся первый международный конгресс пацифистских организаций, а в дальнейшем они проводились каждые два-три года. Число участников и влияние пацифистского движения возрастали.
Попытки создания политических и юридических гарантий предотвращения военных конфликтов и предотвращения тем самым войн предпринимались и на государственном уровне. Примером служат конвенции, подписанные в Гааге в 1899 и 1907 гг. Следует отметить, что Гаагская конференция разоружения 1899 г. была созвана по инициативе российского императора Николая II, и председательствовал на ней представитель России. Главная цель конференции — сокращение вооружений и военных бюджетов. Конференция приняла конвенцию, определявшую порядок разрешения международных конфликтов, в частности путём передачи их на рассмотрение специального суда. Однако практические результаты конференции были невелики. Они не предотвратили ни войны Великобритании с бурами, ни Русско-японской войны.
II Интернационал против войн и политики гонки вооружений. Попытки спасти мир от войны предпринимались и на конгрессах II Интернационала, созданного в 1889 г.
В последней четверти XIX в. марксизм имел ещё много последователей. На смену I Интернационалу, распущенному в период политической реакции после поражения Парижской коммуны, в 1889 г. в Париже на Международном социалистическом конгрессе был создан II Интернационал, призывавший к уничтожению частной собственности на средства производства, к установлению 8-часового рабочего дня и улучшению условий труда. Конгрессы II Интернационала осуждали политику захвата колоний и войн за передел мира, осуждали национализм и шовинизм, политику гонки вооружений, призывали устраивать массовые манифестации против угрозы войны.
Национальные чувства, развивавшиеся на волне патриотического подъёма, стали особенно ярко проявляться с конца XVIII в. Примером могут служить борьба за независимость жителей колоний в Северной Америке, Великая французская революция, национально-освободительное движение в Латинской Америке в начале XIX в. Главной идеей этих движений стали утверждения о народном суверенитете и о правах человека, в процессе этих движений складывались молодые нации. Такое же значение имели и революции 1848—1849 гг. Во второй половине XIX в. национализм сыграл значительную роль в объединении Германии и Италии, в подрыве целостности Османской империи. Но в то же время националисты начали проповедовать исключительность своих наций и государств, сеять ненависть к другим народам, обвинять иностранцев во всех бедах своей страны. Если национализм XVIII — первой половины XIX в. был направлен на сохранение своих территорий, то национализм второй половины XIX в. — на захват чужих.
II Интернационал способствовал укреплению массового профсоюзного движения, создавал организации социалистической молодёжи. Рабочие партии и профсоюзы имели политическое влияние, и правительства вынуждены были с ними считаться. И хотя II Интернационал тоже оказывал некоторое влияние на политику европейских держав в области международных отношений, повлиять на них коренным образом он не мог, так как национальные интересы для большинства рабочих были выше интернациональной солидарности.
В XIX в. процесс модернизации затронул и международные отношения. Вырвавшиеся вперёд в промышленном развитии великие державы вступают в борьбу за передел мира, и это приводит к обострению противоречий между ними. Постепенно формируется система военно-политических блоков, но они не в состоянии сохранить политическое равновесие в Европе и мире. Характерной чертой международных отношений стало усиление влияния общественности на их развитие. Но остановить международные конфликты и войны за передел мира не смогли ни пацифисты, ни социал-демократы. Территориальные споры, национальные конфликты, борьба за военное превосходство на суше и на море, торговые войны, соперничество за обладание колониями, великодержавные амбиции и национальный эгоизм — всё говорило о том, что к началу XX в. в мире возник острейший узел противоречий.