Социальный механизм осуществления государственного управления
В маркетинговой модели - механизм социального управления рассматривается как способ формирования, организации и функционирования управления, выражающийся во взаимосвязи человека, общества и государства. В нем происходит выдвижение обоснованных и взаимосвязанных их целей, интересов, потребностей, создание и развитии управляющей системы, призванной осуществлять в ходе управленческого процесса совокупность действий, связанных с функциональным и организационным обеспечением согласованного взаимодействия субъекта и объекта управления.
В отличие от этого, теоретики, отстаивающие административную модель управления, такие как Г. В. Атаманчук, Е.В. Охотский в социальном механизме формирования и реализации государственного управления отрицают правовые, функциональные, организационные и т.п. его проявления.
В социальном механизме они видят «совокупность и логическую взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть».
Другими словами социальный механизм формируется, организуется и функционирует в результате действий субъекта управления – государства в лице государственных органов.
Они обосновывают, с точки зрения «социальной ценности государственного управления, его общественной потребности, необходимости совершения властных воздействий в целях полезности социального эффекта, что только государство» обладает интеграционными, организационными и регулятивными свойствами в социальном механизме, игнорируя роль человека и общества.
«Диалектичность» подхода в этом проявляется в том, что интересы, потребности и цели социального механизма - воля государства, воплощающая в себе объективное содержание государственного управления.
Однако понимание воли государства можно раскрывать с различных подходов.
Первый, воля государства – воля государственных органов.
Второй, воля государства - политическая воля, которая рассматриваетсяс точки зрения социально-философских и политико-правовых подходов, как воля, делегированная государству (представительным органам) от человека и общества, закрепленная в праве, основанная на правах и свободе человека и гражданина и реализуемая государственными органами.
Второй подход не отрицает государственно-управленческое воздействие, заключенное во властно-волевом требовании субъекта управления (подсистемы органов, государственного органа, должностного лица), исполнение которого обеспечивается на основе соответствующих правомочий (полномочия, компетенции, предмет ведения). Он определяет государственно-управленческое воздействие на основе права, и его реализацию правовыми средствами.
Именно в праве, в законодательном выражении, совмещаются и волеобразование и волеутверждение управленческой деятельности государства.
Это теоретическое положение имеет прямой практический смысл, так как показывает, почему должны выполняться те или иные управленческие требования (команды), чем (какими способами и средствами государственной власти) они обеспечиваются и каким образом продиктованы как общие, так и единичные управленческие решения и действия, и почему должны пресекаться субъективные отклонения от них.
Социальные роли, которые играют люди, сочетая в себе индивидуальное и коллективное, государственное занимают определенные места в системе общественных отношений различных видов: политических, экономических, национальных, профессиональных и всяких других. И везде обнаруживаются различные запросы, потребности, интересы, предопределяющие цели и установочные мотивы и если нет процессов взаимодействия человека, общества, государства, то происходит их разобщение, не понимание, сталкивание, что порождает противоречия, которые приводят к антогонизму отношений, а они, в свою очередь, к социальным катаклизмам, революциям.
Первый подход, где в социальном механизме общественных отношений превалирует государство, порождает разобщенность мотивов в государственном управлении.
Общественный мотив разрушается на единичные, частные мотивы, часто эгоистичные, ориентированные на частные блага, на частные условия жизнедеятельности, на разобщенность не только в общественных отношениях, но и в семейных.
Мотив государственных органов становится мотивом государственных служащих, где критериями в отношениях служат статусные различия (по должности, званию, оплате труда и т.п.), принадлежность к определенной группе (политической, олигархической и т.п.).
Главными мотивами и смыслом государственной службы становятся: служебное продвижение, получение звания, закрепления за статуса, льгот и т.п.
Социальный механизм государственного управления образуется последовательно, предопределяемыми элементами, которые выстроены в определенном порядке: потребности -интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы.
Но поскольку все эти потребности должны удовлетворяться, противоречия, рождаемые разностью множества возникающих интересов, нивелироваться, а замыслы и постановка целей имеют смысл в случае стремления к их воплощению, блок формирования механизма государственного управления дополняется другой его неотъемлемой частью - блоком реализации, состоящим из следующих элементов: решения - действия - результаты.
Для того, чтобы потребности были удовлетворены, принимаются решения, которые выполняются в деятельностном процессе и приводят к определенным результатам. Общественные потребности, интересы и цели в осуществлении государственного управления обусловливают совершение необходимых для этого действий: принятия управленческих решений и их практического исполнения. Тем самым происходит реализация социальной функции государственного управления, так как оно направлено на обеспечение решения общественно значимых проблем.
Итак, социальный механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности человека, общества и государства, может быть выражен через единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели — воля - мотивы (установки) - стимулы - решения - действия - результаты.
Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.
Таким образом, под социальным механизмом осуществления государственного управленияможно подразумевать закономерную взаимосвязь социальных явлений, действий и событий, в результате которых происходит организующее властное согласование общественных волеизъявлений, учет всеобщих интересов, определение целей, разработка и принятие решений, а также их реализация с помощью имеющихся у государства ресурсов (власти, аппарата, методов, средств).
Он действует внутри политической системы общества, институты которой как непосредственно (через субъект государственного управления), так и опосредствованно (через объекты управления) влияют на содержание и структуру государственного управления, формы и методы его осуществления, определяют их целесообразность и эффективность.
Выделенные свойства и проявления социального механизма осуществления государственного управления имеют место практически в любом обществе, но, разумеется, с теми или иными нюансами. Именно в нем с учетом комплекса условий и факторов происходит взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, выдвигающих и принимающих к исполнению социально значимые управленческие решения государственной власти. С помощью такого механизма система государственного управления сохраняет свою качественную определенность в создании необходимых условий для общественной жизнедеятельности.