Тема 5. Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям
Вопросы, выносимые на лекцию:
1. Содержание правового положения лиц, отбывающих наказания.
2. Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.
3. Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества.
Вопросы, выносимые на семинар:
- Содержание правового положения лиц, отбывающих наказания. Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.
- Особенности определения правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Содержание основных прав и обязанностей осужденных, их регламентация в законодательстве и краткая характеристика.
- Международно-правовые нормы и стандарты обращения с заключенными и их влияние на формирование правового положения осужденных.
На лекции и семинаре необходимо уяснить:
Содержание правового положения лиц, отбывающих наказания. Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.
Закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, в законодательстве. Установление в законодательстве общих принципов определения правового статуса осужденных. Сохранение гражданства и общегражданских прав осужденных. Уголовное, уголовно-исполнительное и иное федеральное законодательство как источник ограничений прав и свобод гражданина, осужденного к уголовному наказанию.
Закрепление специальных и общегражданских обязанностей осужденных.
Особенности определения правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основные права и обязанности лиц, отбывающих уголовные наказания. Критерии отнесения прав и обязанностей осужденных к основным. Содержание основных прав и обязанностей осужденных, их регламентация в законодательстве и краткая характеристика.
Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества. Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы.
Международно-правовые нормы и стандарты обращения с заключенными и их влияние на формирование правового положения осужденных.
Литература:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
2. Детков М.Г. Уголовный кодекс РФ и некоторые исторические аспекты организации исполнения уголовных наказаний // Преступление и наказание. 19996. №12. С.46.
3. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2001.
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм.)// СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3591.
5. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И.// 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.
6. Конегер. П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Изд. Ай пи эр Медиа. 2010. 624с.
7. Бриллиантов А.В., Куранов С.И. Уголовно-исполнительное право России Изд. ТК Велби Проспект, 2007. 344с.
8. Зубарев С.М., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право. Изд. Проспект. 2011. 400с.
9. Уголовно-исполнительное право, Учебник под ред. Зубкова А.И. М., 1997.
10. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. В.И. Селиверстова. Изд. Юриспруденция. М., 2009.
11. Уголовно-исполнительное право: кратко и доступно. Курс лекций. Изд. ЭКСМО, 2010. 384с.
12. Анисимков В.И., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Изд. Феникс. 2008.
Тема 6. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных.
Вопросы, выносимые на лекцию:
- Понятие и основные функции режима в исправительных учреждениях.
- Содержание режима в исправительных учреждениях.
- Изменение условий содержания осужденных путем перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также в пределах одного исправительного учреждения. Основания и порядок перевода.
- Формы организации труда. Индивидуальная трудовая деятельность.
Вопросы, выносимые на семинар:
1. Воспитательная работа как средство духовного влияния на личность осужденного.
2. Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях.
3. Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
4. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.
На лекции и семинаре необходимо уяснить:
Понятие и основные функции режима в исправительных учреждениях. Карательная, воспитательная, обеспечивающая и профилактическая (контрольная) функции режима.
Содержание режима в исправительных учреждениях. Правила режима, относящиеся к персоналу исправительных учреждений: по обеспечению изоляции осужденных, их безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению со стороны указанных лиц преступлений и иных правонарушений.
Правила режима, относящиеся к осужденным: устанавливающие распорядок дня, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, определяющие применение к ним средств исправления, обеспечивающие социальную защищенность осужденных.
Правила режима, определяющие поведение иных граждан, находящихся в исправительных учреждениях и прилегающих к ним территориях.
Изменение условий содержания осужденных путем перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также в пределах одного исправительного учреждения. Основания и порядок перевода.
Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, их классификация. Меры убеждения и меры принуждения, их роль в соблюдении режимных правил.
Труд осужденных, его воспитательная, оздоровительная и экономическая цель. Принципы организации труда осужденных. Обязательность труда, подчинение производительности деятельности исправительных учреждений их главной задаче — исправление осужденных, сочетание труда и профессионального обучения.
Формы организации труда. Индивидуальная трудовая деятельность.
Условия труда осужденных: продолжительность рабочего времени и его учет. Отпуска осужденных. Включение в трудовой стаж времени привлечения осужденных к оплачиваемому труду.
Оплата труда осужденных. Основание и порядок привлечения осужденных к работам без их оплаты. Удержания из заработка осужденных и их очередность.
Охрана труда, обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы.
Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях, его структура и правовое регулирование.
Воспитательная работа как средство духовного влияния на личность осужденного. Правовое регулирование воспитательной работы, ее основные цели и формы. Виды воспитания осужденных, осуществляемые в исправительных учреждениях. Нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания. Дифференциация и индивидуализация воспитательной работы, стимулирование осужденных к участию в воспитательных мероприятиях.
Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях, их задачи и компетенция в решении вопросов исправления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Правовое регулирование деятельности самодеятельных организаций, стимулирование участия осужденных в их работе.
Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Правовое регулирование общеобразовательного обучения. Профессиональное обучение осужденных в исправительных учреждениях. Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, стимулирование осужденных к получению специальности.
Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания. Понятие злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, последствия признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Должностные лица исправительных учреждений, уполномоченные применять меры поощрения и взыскания.
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
- Детков М.Г. Уголовный кодекс РФ и некоторые исторические аспекты организации исполнения уголовных наказаний // Преступление и наказание. 19996. №12. С.46.
- Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2001.
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм.)// СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3591.
- Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И.// 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.
- Конегер. П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Изд. Ай пи эр Медиа. 2010. 624с.
- Бриллиантов А.В., Куранов С.И. Уголовно-исполнительное право России Изд. ТК Велби Проспект, 2007. 344с.
- Зубарев С.М., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право. Изд. Проспект. 2011. 400с.
- Уголовно-исполнительное право, Учебник под ред. Зубкова А.И. М., 1997.
- Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. В.И. Селиверстова. Изд. Юриспруденция. М., 2009.
- Уголовно-исполнительное право: кратко и доступно. Курс лекций. Изд. ЭКСМО, 2010. 384с.
- Анисимков В.И., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Изд. Феникс. 2008.