Тема 5. Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям

Вопросы, выносимые на лекцию:

1. Содержание правового положения лиц, отбывающих наказания.

2. Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.

3. Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества.

Вопросы, выносимые на семинар:

  1. Содержание правового положения лиц, отбывающих наказания. Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.
  2. Особенности определения правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.
  3. Содержание основных прав и обязанностей осужденных, их регламентация в законодательстве и краткая характеристика.
  4. Международно-правовые нормы и стандарты обращения с заключенными и их влияние на формирование правового положения осужденных.

На лекции и семинаре необходимо уяснить:

Содержание правового положения лиц, отбывающих наказания. Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.

Закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, в законодательстве. Установление в законодательстве общих принципов определения правового статуса осужденных. Сохранение гражданства и общегражданских прав осужденных. Уголовное, уголовно-исполнительное и иное федеральное законодательство как источник ограничений прав и свобод гражданина, осужденного к уголовному наказанию.

Закрепление специальных и общегражданских обязанностей осужденных.

Особенности определения правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основные права и обязанности лиц, отбывающих уголовные наказания. Критерии отнесения прав и обязанностей осужденных к основным. Содержание основных прав и обязанностей осужденных, их регламентация в законодательстве и краткая характеристика.

Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества. Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы.

Международно-правовые нормы и стандарты обращения с заключенными и их влияние на формирование правового положения осужденных.

Литература:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

2. Детков М.Г. Уголовный кодекс РФ и некоторые исторические аспекты организации исполнения уголовных наказаний // Преступление и наказание. 19996. №12. С.46.

3. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2001.

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм.)// СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3591.

5. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И.// 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.

6. Конегер. П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Изд. Ай пи эр Медиа. 2010. 624с.

7. Бриллиантов А.В., Куранов С.И. Уголовно-исполнительное право России Изд. ТК Велби Проспект, 2007. 344с.

8. Зубарев С.М., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право. Изд. Проспект. 2011. 400с.

9. Уголовно-исполнительное право, Учебник под ред. Зубкова А.И. М., 1997.

10. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. В.И. Селиверстова. Изд. Юриспруденция. М., 2009.

11. Уголовно-исполнительное право: кратко и доступно. Курс лекций. Изд. ЭКСМО, 2010. 384с.

12. Анисимков В.И., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Изд. Феникс. 2008.

Тема 6. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных.

Вопросы, выносимые на лекцию:

  1. Понятие и основные функции режима в исправительных учреждениях.
  2. Содержание режима в исправительных учреждениях.
  3. Изменение условий содержания осужденных путем перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также в пре­делах одного исправительного учреждения. Основания и порядок перевода.
  4. Формы организации труда. Индивидуальная трудовая деятель­ность.

Вопросы, выносимые на семинар:

1. Воспитательная работа как средство духовного влияния на лич­ность осужденного.

2. Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях.

3. Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих на­казание в исправительных учреждениях.

4. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.

На лекции и семинаре необходимо уяснить:

Понятие и основные функции режима в исправительных учреждениях. Карательная, воспитательная, обеспечивающая и про­филактическая (контрольная) функции режима.

Содержание режима в исправительных учреждениях. Правила режима, относящиеся к персоналу исправительных учреждений: по обеспечению изоляции осужденных, их безопасности, соблю­дению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресе­чению со стороны указанных лиц преступлений и иных правона­рушений.

Правила режима, относящиеся к осужденным: устанавлива­ющие распорядок дня, обеспечивающие реализацию предостав­ленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, определяющие применение к ним средств исправления, обеспе­чивающие социальную защищенность осужденных.

Правила режима, определяющие поведение иных граждан, находящихся в исправительных учреждениях и прилегающих к ним территориях.

Изменение условий содержания осужденных путем перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также в пре­делах одного исправительного учреждения. Основания и порядок перевода.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, их классификация. Меры убеждения и меры принуждения, их роль в соблюдении режимных правил.

Труд осужденных, его воспитательная, оздоровительная и экономическая цель. Принципы организации труда осужденных. Обязательность труда, подчинение производительности деятель­ности исправительных учреждений их главной задаче — исправление осужденных, сочетание труда и профессионального обуче­ния.

Формы организации труда. Индивидуальная трудовая деятель­ность.

Условия труда осужденных: продолжительность рабочего вре­мени и его учет. Отпуска осужденных. Включение в трудовой стаж времени привлечения осужденных к оплачиваемому труду.

Оплата труда осужденных. Основание и порядок привлечения осужденных к работам без их оплаты. Удержания из заработка осужден­ных и их очередность.

Охрана труда, обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы.

Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях, его структура и правовое регулирование.

Воспитательная работа как средство духовного влияния на лич­ность осужденного. Правовое регулирование воспитательной ра­боты, ее основные цели и формы. Виды воспитания осужденных, осуществляемые в исправительных учреждениях. Нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания. Диффе­ренциация и индивидуализация воспитательной работы, стимули­рование осужденных к участию в воспитательных мероприятиях.

Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях, их задачи и компетенция в решении вопросов ис­правления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, оказание социаль­ной помощи осужденным и их семьям. Правовое регулирование деятельности самодеятельных организаций, стимулирование учас­тия осужденных в их работе.

Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих на­казание в исправительных учреждениях. Правовое регулирование общеобразовательного обучения. Профессиональное обучение осужденных в исправительных учреждениях. Правовое регулиро­вание профессионального образования и профессиональной под­готовки осужденных, стимулирование осужденных к получению специальности.

Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Право­вое регулирование применения мер поощрения и взыскания. По­нятие злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, последствия признания осужденного злостным нару­шителем установленного порядка отбывания наказания. Должност­ные лица исправительных учреждений, уполномоченные приме­нять меры поощрения и взыскания.

Литература:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
  2. Детков М.Г. Уголовный кодекс РФ и некоторые исторические аспекты организации исполнения уголовных наказаний // Преступление и наказание. 19996. №12. С.46.
  3. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2001.
  4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм.)// СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3591.
  5. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И.// 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. — 720 с.
  6. Конегер. П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Изд. Ай пи эр Медиа. 2010. 624с.
  7. Бриллиантов А.В., Куранов С.И. Уголовно-исполнительное право России Изд. ТК Велби Проспект, 2007. 344с.
  8. Зубарев С.М., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право. Изд. Проспект. 2011. 400с.
  9. Уголовно-исполнительное право, Учебник под ред. Зубкова А.И. М., 1997.
  10. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. В.И. Селиверстова. Изд. Юриспруденция. М., 2009.
  11. Уголовно-исполнительное право: кратко и доступно. Курс лекций. Изд. ЭКСМО, 2010. 384с.
  12. Анисимков В.И., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Изд. Феникс. 2008.

Наши рекомендации