Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям.

В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.3 УИК РФ содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными. Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида - международные договоры и международные стандарты.

Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она ратифицирована
Россией.

Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки.

Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания.
Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения под стражу и т.д.

В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в ст.3 УИК РФ, их положения
"реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что
Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению целей наказания.

Следует учитывать, что многие международные документы в части определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по своему содержанию.

На всех стадиях применения мер наказания должно обеспечиваться уважение человеческого достоинства осужденного, права которого не должны ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение. Исключается проведение медицинских или психологических экспериментов либо неоправданный риск причинения осужденному физической или душевной травмы.

В процессе применения мер, не связанных с лишением свободы, должно соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов его семьи. Личное дело (досье) осужденного должно вестись строго конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по повышению их квалификации и профессионального мастерства, обеспечения надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе.

Лекция 5. Российские учреждения и органы, исполняющие наказания и их правовое положение.

Вопросы:

1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Персонал учреждений и органов исполняющих наказания.

3. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.

Из классического определения признаков государства Вы наверняка помните, что государство это в первую очередь армия, полиция и тюрьмы. Действительно, реализация государственного принуждения, в его наиболее острой форме каким является наказание, требует постоянного контроля государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью исполнение уголовных наказаний признаётся исключительной функцией государства, для осуществления которой создаются специализированные государственные учреждения и органы. В совокупности учреждения и органы образуют систему учреждений и органов, исполняющих наказания, которую принято именовать как УИС.

Действующий уголовно-исполнительный кодекс регулирует исполнение всех, без исключения видов наказания и, соответственно, называет все учреждения и органы, исполняющие наказания.

Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям. - student2.ru

С 1.01.2017 г. вводятся принудительные работы.

В соответствии с законодательно закреплённой системой наказаний, в порядке реализации их исполнения, в статье 16 Главы 3 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 14-ФЗ) определено:

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. А так же администрацией организации, в которой работает осужденный, органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. А также должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 УИК (хозяйственное обслуживание), следственным изолятором или тюрьмой.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие.

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ).

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой статьи 16 УИК, а это уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебно-исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима, тюрьмы, а так же следственные изоляторы являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

(в ред. Федеральных законов от 09.01.2006 N 12-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Перед учреждениями и органами исполняющими наказания ставятся следующие задачи:

а) Исполнение приговора суда;

б) Обеспечение процесса исправления осужденных (ст. 9);

в) Специальное (частное) предупреждение преступлений;

г) Общее предупреждение преступлений.

Охарактеризуем учреждения уголовно-исполнительной системы.

1. Уголовно - исполнительные инспекции Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 (ред. от 23.04.2012) "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Они находятся в системе ФСИН Минюста.

2. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, Приказ ФСИН России от 04.10.2012 N 460 "Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра" расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. (гл. 8.1, "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 03.05.2012) }.

3. Исправительные учреждения и их виды (ст. 74, "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 03.05.2012); гл. I, Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 30.12.2012) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

1. Исправительными учреждениями являются:

1) исправительные колонии;

2) воспитательные колонии;

3) тюрьмы;

4) лечебные исправительные учреждения.

5) следственный изолятор - в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

2. Основным видом исправительного учреждения является исправительная колония (ИК), которые делятся на:

- колонии-поселения;

- исправительные колонии общего режима;

- исправительные колонии строгого режима;

- исправительные колонии особого режима.

В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

Колонии-поселения (статус определяется УИК РФ) предназначены для содержания осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, а также лиц, осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших лишение свободы.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишения свободы, а также осужденные женщины. Лица, осужденные за преступления по неосторожности, на срок свыше пяти лет, а также осужденные, в отношении которых была избрана мера наказания, не связанная с лишением свободы, но за нарушения установленных условий отбывания наказания направленные в места лишения свободы. Это могут быть: злостно уклоняющиеся от исправительных работ; нарушившие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы; осужденные, в отношении которых, отменено условное осуждение; осужденные, переведенные из воспитательных колоний по достижении 18 лет; осужденные, переведенные в тюрьму за злостные нарушения режима отбывания наказания сроком до трех лет и по окончании срока направленные для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима; переведенные в колонию-поселение и возвращенные в ИК за злостное нарушение режима отбывания наказания.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишения свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений. В соответствии со ст. 126 УИК РФ отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

В отличие от исправительных колоний общего, строгого и особого вида режима тюрьмы не подразделяются по видам режима, но подразумевается, что в каждой тюрьме имеется два вида режима – общий и строгий. В соответствии со ст. 130 УИК РФ в тюрьмах содержится две категории осужденных. Первую составляют осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме за совершение особо тяжких преступлений и при особо опасном рецидиве. Вторая, состоит из переведенных в тюрьму на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. В тюрьмах отбывают наказание только мужчины.

По отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме, осужденные могут быть переведены на общий режим.

В тюрьмах также могут содержаться осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Осужденные, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом или наркоманией, содержатся в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях.

В соответствии со ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ наказание в виде лишения свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не более 10 лет и отбывается ими в воспитательных колониях (возраст от 14 до 18 и иногда до 19 лет).

В воспитательных колониях содержатся в основном несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет. Только в определенных законодательством случаях разрешается оставление осужденных в воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет (ст. 74, 139 УИК РФ).

Учреждения и органы, исполняющие наказания не действуют изолированно, а взаимодействуют с государственными органами, ведущими борьбу с преступностью, в том числе с судом, прокуратурой, органами следствия, органами внутренних дел, органами полиции, таможни, погранслужбы, органами государственной власти и местного самоуправления и другими госорганами.

2. Персонал учреждений и органов исполняющих наказания.

Достижение целей уголовного наказания в первую очередь определяется качеством персонала (иначе говоря, личного состава) учреждений и органов, исполняющих наказание. Применительно к рассматриваемой теме персонал охватывает всех лиц работающих в учреждениях и органах исполняющих наказания. Персонал различается в зависимости от оснований поступления на работу, должностного положения, выполняемых функций.

Персонал уголовно-исполнительной системы Минюста включает сотрудников имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава, приравненного к начальственному составу органов внутренних дел (сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, аттестованный состав исправительных учреждений).

Требования, предъявляемые к ним, порядок и условия прохождения службы, меры социально-правовой защиты до принятия федерального закона о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иными правовыми актами.

В персонал учреждений и органов, исполняющих наказания также входят рабочие и служащие (вольнонаёмный состав исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров) либо просто служащие (судебные приставы-исполнители).

Персонал дисциплинарных воинских частей состоит из военнослужащих, требования к квалификации которых, их компетенция и полномочия, помимо уголовно-исполнительного законодательства определяются законодательством о военной службе в РФ, воинскими наставлениями, уставами и правилами, другими нормативными актами МО РФ.

Правовое положение персонала (правовой статус) определяется совокупностью прав и обязанностей возлагаемых на них во время выполнения функций исполнения наказаний.

Правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава регулируется: Уголовно-исполнительным Кодексом РФ гл. I, Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 01.04.2012) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" {КонсультантПлюс}, УПК РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" {КонсультантПлюс}), иными нормативно-правовыми актами.

Правовое положение рабочих и служащих, регулируется теми же нормативными актами и дополнительно Кодексом законов о труде РФ.

Правовое положение судебных приставов-исполнителей регулирует Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (вступил в силу 1 февраля 2008 года) и Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах", КЗОТ и УИК РФ.

В зависимости от принадлежности персонала к тем или иным группам, устанавливаются общие и специфические требования. В том числе необходимы соответствующий возраст, пол, состояние здоровья и физического развития, образование, общая культура и кругозор, правовая культура, педагогические, организаторские и другие социально-позитивные способности, нравственные и эмоционально-волевые качества, наличие жизненного опыта и опыта педагогической, организаторской и иной деятельности.

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания выполняет работу большого общественного значения. Эта работа постоянно связана с тратой душевных и физических сил: стрессами, перегрузками, эмоциональными напряжениями. Зачастую протекает в экстремальных условиях, вследствие агрессивных устремлений осужденных.

Учитывая указанные обстоятельства, законодательством устанавливается повышенная социально-правовая защита персонала. Такая защита предоставляется в двух формах.

Первая – это предоставление правовых гарантий неприкосновенности персонала и членов их семей, а именно: установление ответственности за действия, препятствующие осуществлению персоналом своих обязанностей; запрет на представление сведений о месте жительства персонала в средствах массовой информации; предоставление права ношения оружия и иные гарантии – всё это элементы безопасности. Для обеспечения безопасности персонала применяется ряд правовых и организационных средств. Это меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность работников УИС (ст.ст. 313-2, 321, 317, 105, 107, 111, 130, п. «ж» ч.1 ст. 63 УК РФ). Меры уголовно-исполнительного характера, в том числе: меры воспитательного, дисциплинарного воздействия, предупреждения преступлений в отношении персонала, применение технических средств охраны и надзора и др.

Второе направление мер социально-правовой защиты - это установление целого ряда социальных льгот, в том числе: материальных; в сфере охраны здоровья, в жилищно-бытовой сфере, пенсионные, в сфере государственного страхования и иные.

3. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Термин «контроль» первоначально употреблял­ся для обозначения определенного сличения, проверки. Контроль за деятельностью персонала имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении наказаний. Профессионально-целевые задачи борьбы с преступностью должны достигаться на основе и во исполнение законов. Иные формы деятельности правоохранительных органов, не основанные на строгом соблюдении законов, дискредитируют государство. Контроль необходим для обеспечения персоналом прав и законных интересов осужденных. Контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное исполнение законов, соответственно он имеет и профилактическое и воспитательное воздействие.

Виды и порядок контроля определены в Главе 3 УИК РФ, статьях 19 – 23.

Под контролем понимается – система наблюдения и проверок соответствия деятельности персонала требованиям законодательства, иных нормативно-правовых актов с целью предупреждения, выявления и пресечения их нарушения.

Классификация контроля по видам:

- международный - это контроль в рамках международных правительственных организаций (в форме периодического представления государством докладов о соблюдении прав человека ООН и его рабочие органы, Совет Европы и др.) и в рамках международных неправительственных организаций (Международная амнистия, Penal Reform? Thrust и др.).

- государственный – состоит из контроля Президента; контроля законодательной власти (парламентский и депутатский); контроля уполномоченным по правам человека; контроля исполнительной власти (контроля правительства и ведомственного); прокурорский надзор; судебный контроль (конституционного суда и судов общей юрисдикции);

- контроль органов местного самоуправления;

- общественный – в настоящее время урегулирован специальным законом и его осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

- контроль правозащитных организаций;

- судебный контроль заключается в контроле по правилам гражданского судопроизводства, при обжаловании действий персонала в суде;по правилам уголовного судопроизводства, при рассмотрении в суде уголовных дел, исполнения судебного приговора, о преступлениях, связанных с грубым нарушением законности в отношении осужденных персоналом, о преступлениях совершаемых осужденными;

- прокурорский надзор за исполнением законности при исполнении наказаний осуществляется в порядке общего надзора за соблюдением законов в финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; за нахождением лиц в исправительных и иных учреждениях; за соблюдением прав осужденных; надзор за исполнением наказаний не связанных с лишением свободы; надзор за оперативно-розыскной деятельность персонала ИУ и дознанием;

- ведомственный контроль. Два ведомства преимущественно имеют к нему отношение, Минюст и Минобороны. Указанными ведомствами осуществляются комплексные проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, проверяются факты нарушения законности по письмам и жалобам, статотчётность, документация, акты и т.п.

Лекция6. Уголовно-исполнительный процесс и его регулирование.

Вопросы:

1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания.

2. Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления.

3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления.

1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания и его соотношение с исполнением приговора суда.

В статье 358 УПК РФ определено, что обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению. Что же понимается под исполнением приговора? Исполнение приговора – понятие, созвучное с термином «исполнение наказания», но не совпадающее с ним. Приговор может содержать самые разные предписания (решения), в том числе о наказании осужденного, об освобождении от наказания, об освобождении осужденного из-под стражи и другие решения. Исполнению подлежит не только обвинительный приговор, но и оправдательный, а также всякое постановление суда первой и иных инстанций. Под «исполнением приговора» понимается исполнение предписаний, содержащихся в судебном приговоре, в том числе и касающихся характера и вида наказания, но, подчёркиваю, не самого процесса отбывания наказания. Мы не зря обратились к приговору, так как основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу. Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения – кара, поэтому под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных отношений. Термин «исполнение» обращён к учреждениям и органам, а термин «отбывание» наказания обращён к осужденным.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путём применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания. (ч.2 ст. 10 – «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями... Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом». Правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав свойственна всем видам наказания, однако их объём зависит от конкретного вида наказания.

Сущность и содержание наказания, объём применяемых правоограничений и принудительных мер, полномочия администрации реализуются в режиме, который рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (ст. 9 ч. 2).

Режим (ст. 82) - установленный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

Режим в исправительных учреждениях выступает концентрированных способом выражения кары и принуждения, вместе с тем является одним и из средств исправления осужденных. При отбывании наказаний не связанных с изоляцией от общества, объём режимных ограничений сужается, однако, во всех случаях при исполнении наказаний имеет место контроль как элемент режима. Сам термин «режим» законодатель не употребляет в этих случаях, но оперирует определением «порядок и условия отбывания наказания» (ст.31, 33, 39-40). Режим содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер, ибо направлены на создание элементарных условий общежития и не содержат правоограничений. Их можно рассматривать в качестве неких правил общежития. В широком смысле режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации, на которую законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными.

Выделяют функции режима: карательную, воспитательную, обеспечивающую и функцию социального контроля.

Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям. - student2.ru

Карательная реализуется путём установления системы правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания.

Воспитательная - осуществляется путём реализации кары. Правила режима вынуждают осужденного соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучают его к дисциплине. Закреплена в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.

Обеспечивающая функция режима реализуется путём создания правовых средств, использование которых даёт возможность привлекать осужденных к труду, проводить воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессиональное обучение.

Посредством режима реализуется функция социального контроля, который осуществляется путём регламентации поведения осужденных, организации надзора за ними и оценки поведения.

2. Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления.

При исполнении наказания к осужденным применяются средства исправления (ч. 2 ст. 2 и ч. 2 ст.9 "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 03.05.2012}.

Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Эти условия не присущи обычному воспитательному процессу проводимому, например, в ВУЗе или воинской части.

Объём и характер средств исправления зависит от вида исполняемого наказания (ч.3 ст. 9). В полномобъёме средства исправления осужденных применяютсялишь только в отношении лиц отбывающих определённый срок наказания.

Теория и практика, а также УИК проводят разграничение между порядком и условиями отбывания наказания (режимом) и применением средств исправления.

Рассмотрим основные средства, образующие содержание исправительного воздействия.

Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям. - student2.ru

В содержание исправительного воздействия принято включать: воспитательную работу, получение общего образования, общественно-полезный труд, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Ст. 9 УИК в число этих средств, включает и режим.

Воспитательная работа с осужденными направлена на формирования у них навыков позитивного и правопослушного поведения. Она является одним из основных средств исправления этих лиц, т.е. формирования у них правопослушного поведения, уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Одновременно под воспитательной работой следует понимать и целенаправленное позитивное воздействие на личность и поведение осужденного путем включения его в различные сферы жизнедеятельности, в результате чего происходит осознание осужденным нанесенного вреда, признание свой вины, раскаяние.

Выделяют следующие принципы воспитательного процесса: приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах воспитательного процесса; педагогизация и психологизация воспитательного процесса; гуманное отношение к лицам, лишенным свободы, в сочетании с требовательностью; постепенный переход к активному самоуправлению осужденных во внутри отрядной жизни. Обязательность участия осужденных к лишению свободы в воспитательных мероприятиях вытекает из сущности наказания, принудительного характера их пребывания в исправительном учреждении с его строго соблюдаемым распорядком дня.

Структурным подразделением ФСИН России, осуществляющим воспитательную работу, получение общего образования, общественное воздействие, является Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. В исправительных учреждениях (ИУ) эту работу проводят более 10 тыс. сотрудников.

Центром организации воспитательного процесса в ИУ является отряд осужденных, где осуществляется их нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание посредством многообразных индивидуальных и коллективных форм и методов воздействия. В настоящее время в УИС в должностях начальников отрядов проходят службу 7 тыс. чел. Отряды осужденных создаются и функционируют согласно нормам утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2005 N 259 (ред. от 23.08.2012) "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" .

Общее образование и профессиональная подготовка регламентируются УИК РФ (ст. 112), в соответствии с законодательством РФ об общем и профессиональном образовании. Приказ Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ N 70 от 27.03.2006 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы" .

Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющим исключительно высокую воспитательную направленность, данная форма воспитательной работы не содержат карательных элементов. В колониях-поселениях у осужденных имеется возможность заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования (ч. 4 ст. 129 УИК РФ). Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения). При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 549 учебно-консультационных пунктов, в которых обучаются 93,3 тыс. осужденных. Более 2 тыс. осужденных дистанционно обучаются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

В исправительных учреждениях осуществляются два вида профессионального обучения осужденных:

- обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования;

- обучение на производстве исправительных учреждений.

Училища при учреждениях, исполняющих наказания, организуются, если имеется не м

Наши рекомендации