ВВедение

История государства и права Беларуси

Тесты для студентов-заочников юридического факультета

ВВедение

В данном учебном пособии содержатся тестовые задания по учебному курсу «История государства и права Беларуси»

Предложенные тесты предназначены для судентов-заочников юридического факультета с целью углубления их знаний и контроля за качеством усвоения знаний курса «Истории государства и права Беларуси».

По структуре тестовые задания расположены в соответствии с темами лекционного курса по «Истории государства и права Беларуси» и охватывают годы с образования государственности у восточных славян до периода развития и функционирования Беларуси в условиях государственного суверенитета и независимости.

Учебное пособие содержит 195 тестовых заданий по каждой теме лекционного курса и ключи (ответы) к тестам.

В пособии собраны тесты по конкретному определению исторических дат, имен, места события; тесты требующие размышлений по сущности исторических событий и явлений; тесты, требующие выявления причинно-следственных связей явлений; тесты с пропущенными в контексте словами и т.д.

Обстоятельные ответы на тесты требуют глубоких знаний студентов, творческого подхода и изучению материала.

Тема 1. Общественно-политический строй и право Беларуси в период образования государственности (IX – XIII вв.)

Тесты: 1.Назовите основные причины образования государственности у восточных славян (подчеркните буквы правильных ответов):

а) отделение земледелия от животноводства

б) развитие торговли

в) строительство железных дорог

г) использование железных орудий труда

д) создание мануфактур

е) строительство фабрик и заводов

ж) ведение захватнических войн

з) необходимость защиты территории и населения

и) деление общества на богатых и бедных и возникновение противоречий

2.Назовите наиболее древние государства-княжества на территории Беларуси в IX – XIII веках (определите правильную последовательность путем соответствующего расположения букв. Например: ж, б, д, а)

а) Городенское княжество

б) Туровское княжество

в) Пинское княжество

г) Слуцкое княжество

д) Новогородское (Новогрудское) княжество

е) Мстиславское княжество

ж) Берестейское (Брестское) княжество

з) Менское княжество

и) Полоцкое княжество

к) Витебское княжество

3. При каком князе Полоцкое княжество достигло наивысшего могущества и процветания (подчеркните букву правильного ответа)?

а) Брочислав

б) Рагволод

в) Всеслав

4. Какие категории населения государств-княжеств образовали класс феодалов (подчеркните буквы правильных ответов)?

а) князья

б) бояре

в) дружинники

г) духовенство

д) холопы

е) ремесленники

ж) купцы

5. Определите основные источники образования богатства класса феодалов (подчеркните буквы правильных ответов):

а) эксплуатация беднейших слоев населения

б) торговля

в) военные грабежи соседних земель

г) собственный труд на земле

д) занятие ремеслом

6. Назовите основные пути образования класса феодально-зависимых людей (подчеркните буквы правильных ответов):

а) насильственное внешнеэкономическое принуждение свободных общинников путем уплаты дани и выполнения повинностей

б) долговая кабала свободных крестьян феодалу

в) наем работников

г) рабство

д) заключение договоров со свободными людьми

7. Назовите высший орган государственной власти в государствах-княжествах (подчеркните буквы правильных ответов):

а) парламент

б) вече

в) сойм

г) копа

д) сенат

8. С помощью цифр и букв, например, 3-а, 1-б, 4-в, правильно соотнесите государственную должность и выполняемые ею обязанности в государствах-княжествах:

1. Посадник а) контролировал исполнение решений вече и распоряжений князя, был командиром княжеской дружины;
2. Тысятский б) распоряжался хозяйственными делами, руководил отдельными судебно-административными делами;
3. Подвойский в) командовал ополчением в военное время, следил за поддержанием порядка в княжеском городе, руководил торговыми делами;
4. Ключник г) председательствовал на вече, в отсутствие князя являлся его заместителем, рассматривал дела в княжеской думе, вместе с князем судил

9. Назовите основные источники древнего права Беларуси (подчеркните буквы правильных ответов):

а) гуляния

б) игры

в) обычаи

г) заклинания

д) праздники

е) обряды

10. Назовите основные черты древнего права Беларуси (подчеркните буквы правильных ответов):

а) глобализм

б) партикуляризм

в) демократизм

г) дуализм

д) популяризм

е) традиционализм

Тема 2. Образование и развитие Великого княжества Литовского (ВКЛ). Общественно-политический и государственный строй ВКЛ (XIII – XVI вв.)

10. В условиях внешней агрессии белорусским землям со стороны крестоносцев и татаро-монголов началась консолидация белорусско-балтийских земель вокруг одного центра – города ______________________

(напишите название города)

11. Как Миндовг стал князем Новогородского (Новогрудского) княжества (подчеркните букву правильного ответа):

а) захватил власть силой и обманом

б) был приглашен вечем Новогородка

в) был назначен последним князем Новогородка Изяславом

г) был представителем Новогородской княжеской династии

12. До середины XV века ВКЛ по территориальному устройству делилось на земли _________________________, и земли __________________ (напишите пропущенные слова).

13. Административная территориальная реформа, которая поделила ВКЛ на воеводства и поветы, была проведена в ______________________г.

(напишите год реформы)

14. По характеру строения государства ВКЛ в XIII – XV вв. было (подчеркните букву правильного ответа):

а) федеративным

б) конфедеративным

в) унитарным

г) империей

15. Какой общественный строй являлся в ВКЛ господствующим в XIV – XVI вв. (подчеркните букву правильного ответа):

а) социалистический

б) первобытнообщинный

в) феодальный

г) капиталистический

д) коммунистический

е) рабовладельческий

16. Назовите основные классы ВКЛ (подчеркните буквы правильных ответов):

а) рабовладельцы

б) буржуазия

в) крестьяне

г) рабочие

д) рабы

е) феодалы

17. Назовите основные сословия ВКЛ (подчеркните буквы правильных ответов):

а) духовенство

б) ремесленники

в) купцы

г) шляхта

д) князья

е) крестьяне

ж) бояре

з) мещане

18. В условиях феодального общества ВКЛ господствующим является класс _________________________.

(напишите пропущенное слово)

19. В условиях феодального общества ВКЛ привилегированным являлось сословие _________________________.

(напишите пропущенное слово)

20. В условиях феодального общества ВКЛ угнетенным и бесправным являлся класс _________________________.

(напишите пропущенное слово)

21. Назовите основные социальные группы сословия шляхты ВКЛ (подчеркните буквы правильных ответов):

а) магнаты

б) купцы

в) бояре

г) галота

д) мещане

е) застенковая шляхта

ж) данники

22. На какие социальные группы делилось крестьянство ВКЛ по экономическому положению и степени феодальной зависимости (подчеркните буквы правильных ответов):

а) церковные

б) городские

в) государственные

г) панские

д) купеческие

23. На какие социальные группы делилось крестьянство ВКЛ по имущественному и частично правовому положению (подчеркните буквы правильных ответов):

а) бояре

б) общинники

в) крестьяне-данники

г) кооперативные

д) крестьяне тяглые

е) крестьяне осадные

ж) крестьяне-огородники

з) крестьяне-арендаторы

24. Какие социальные слои населения ВКЛ считались свободными людьми (подчеркните буквы правильных ответов ):

а) шляхта

б) крестьяне-огородники

в) крестьяне-данники

г) мещане

д) челядь невольная

е) духовенство

ж) бояре

з) крестьяне тяглые

25. Назовите наиболее бесправную часть населения ВКЛ (подчеркните букву правильного ответа):

а) духовенство

б) свободные крестьяне-данники

в) шляхта

г) холопы, челядь невольная

д) мещане

е) феодально-зависимые крестьяне

26. Назовите города, имеющие наиболее привилегированное положение (подчеркните букву правильного ответа):

а) города частнособственнические

б) города, имеющие Магдебургское право

в) города государственные

27. Что означало для города Магдебургское право (подчеркните буквы правильных ответов):

а) освобождение от феодальной зависимости

б) подчинение власти государственной администрации, воевод, старост

в) право на самоуправление

г) право заниматься торговлей

д) право заниматься земледелием

е) право строить заводы и фабрики

ж) право избирать свой орган власти и управления

28. Назовите орган управления и самоуправления в городах, имеющих Магдебургское право (подчеркните букву правильного ответа):

а) городское правление

б) администрация города

в) магистрат

г) горисполком

д) городская управа

29. Руководитель города с Магдебургским правом назывался

______________________.

(напишите пропущенное слово)

30. Назовите высший законодательный орган ВКЛ (подчеркните букву правильного ответа):

а) парламент

б) сойм

в) вече

г) собрание

д) копа

31. Назовите высший орган исполнительно-распорядительной власти ВКЛ (подчеркните букву правильного ответа):

а) президиум

б) дума

в) правительство

г) рада

д) совещание

32. До первой половины XVI в. на заседаниях Сойма могла присутствовать вся шляхта (подчеркните правильный ответ)?

а) Да

б) Нет

33. С помощью цифр и букв, например, 1-з, 4-а, правильно соотнесите орган управления и его характерные особенности:

1. Рада ВКЛ а) сословно-представительный орган ВКЛ, в заседаниях которого могла участвовать до XVI в. вся шляхта, а затем по 2 депутата от повета  
2. Магистрат б) высший исполнительно-распорядительный орган государственной власти, куда входили высшие должностные лица государства  
3. Сойм ВКЛ в) готовила государственные документы, вела Метрику – архив государственных актов  
4. Канцелярия ВКЛ г) выбранный административный и судебный орган самоуправления в городах, имеющих Магдебургское право

34. С помощью цифр и букв, например, 2-а, 4-б, правильно соотнесите государственную должность и выполняемые ею обязанности:

1. Маршалак земский а) руководил работой государственной канцелярии, под его присмотром находилась Метрика – государственный архив  
2. Гетман б) был хранителем государственной казны, заведовал государственными доходами и расходами  
3. Канцлер в) председательствовал на заседаниях Сойма и рады, руководил приемом иностранных послов, осуществлял правосудие  
4. Подскарбий земский г) командовал вооруженными силами государства, имел право наказать смертью своих подчиненных  

35. Главой администрации являлся в воеводстве ________________, повете _______________, поместье ____________, на селе _____________ (напишите пропущенные слова).

36. Государственным языком ВКЛ являлся ______________________.

(напишите пропущенное слово)

37. В чем сущность персональной унии (подчеркните буквы правильных ответов):

а) объединение двух государств в феодальное государство с единым правительством и законами

б) объединение двух государств в единое унитарное государство

в) объединение двух государств в конфедеративное государство с единым правителем и Соймом

г) военно-политический союз против внешней угрозы

38. Определите правильную последовательность княжения в ВКЛ великих князей (с помощью соответствующего расположения букв, например, д, м, б, а):

а) Витовт

б) Жигимонт III Ваза

в) Гедымин

г) Ягайла

д) Казимир

е) Свидригайла

ж) Жигимонт II Август

з) Миндовг

и) Скиргайла

к) Стефан Баторий

л) Александр I

м) Жигимонт I Старый

н) Альгерд

о) Войшелк

п) Тройден

р) Витень

с) Жигимонт

39. Что значила для ВКЛ Кревская уния1385 г. (подчеркните букву правильного ответа)?

а) союз с Московским княжеством

б) союз с Ливонским орденом

в) союз с Польским королевством

г) размежевание власти в ВКЛ между Ягайлом и Витовтом

д) объединение православной и католической церквей в ВКЛ

40. Что означало для ВКЛ Островское соглашение 1392 г. (подчеркните буквы правильных ответов):

а) восстановление государственности и независимости ВКЛ

б) соглашение между ВКЛ и Польшей против Тевтонского ордена

в) соглашение между Витовтом и Ягайлой о разделении власти

г) соглашение между Тевтонским орденом и ВКЛ против Польши

д) полная ликвидация условий Кревской унии

41. Что относится к условиям Городельской унии 1413 г. (подчеркните буквы правильных ответов):

а) уравнивание в правах с католиками православных феодалов

б) зависимость от панов-рады великого князя

в) значительное расширение прав феодалов-католиков

г) введение по польскому образцу административного деления в ВКЛ

д) равноправное существование католической и православной церквей в границах ВКЛ

42. С помощью цифр и букв, например, 2-в,3-а, 1-г, правильно соотнесите время и событие в истории ВКЛ:

1. 1413 г. а) Островское соглашение
2. 1410 г. б) Кревская уния
3. 1385 г. в) Грюнвальдская битва
4. 1392 г. г) Городельская уния

43. Подписание акта Люблинской унии произошло в ________________?

(напишите год)

44. Назовите главные причины заключения Люблинской унии 1569 г. (подчеркните буквы правильных ответов):

а) угроза потери независимости ВКЛ

б) поражение ВКЛ в войне с Турцией

в) стремление руководства и крупных магнатов ВКЛ к слиянию с Польшей

г) тяжелое положение княжества накануне войны с Иваном Грозным

д) стремление шляхты ВКЛ получить равные права с польской шляхтой и польские шляхетские вольности.

45. После подписания Люблинской унии в ВКЛ регулярно собирались общегосударственные Соймы (подчеркните букву правильного ответа):

а) Да

б) Нет

Наши рекомендации