Политическая культура Греции и Рима

Греческий полис

Период 8-6 вв для многих областей Греции характеризуется захватом политической власти узурпаторами- тиранами. Но время тираний было недолгим и в конце концов они сменились господством демократических режимов. Основной формой экономической, социальной и политической жизни был полис. Главные элементы полиса; античная форма собственности, в которой органически сливалась собственность государственная и частная. Право на собственность земли и гражданские права были неразрывно связаны. Возникает понятие гражданин. Собственник мог продавать свою собственность только гражданину своего полиса. Понятие гражданина включала 3 составляющие: собственник, участник политической жизни, воин. Каждый гражданин выступает воином, тк полис очень маленький и нет средств содержать постоянную армию. Обязательная служба в армии формировала особый менталитет. Особое построение фаланга требовала чувства коллективности, высокую степень доверия к другим, высокого патриотизма

Гражданин- это еще и обязательный субъект политической жизни. У государства не было средств принуждения, поэтому с каждым гражданином нужно было договориться. Важна была политическая активность людей, не участвующих в политической жизни осуждали

Становление Афинской демократии

1. Законы Драконта 621 г. Он записал устное законодательство. Это ослабило власть аристократии, которая через своих должностных лиц, носителей норм обычного, написанного права, часто вершила суд в своих интересах. Новыми законами отменялось ее право на кровную месть, а все карательные функции передовались ареогпагу.

2. Реформы Солона. 594-560 гг Самым важным законом стала сейсахфия- освобождение всех афинян от обязанностей, связанными с заложенной за долг землей. Солон запретил обеспечение займов личностью. Денежная реформа, был огранчен земельный максимум, определен ссудный процент. Все населене было разделено на 4 разряда, принадлежность к которым определялась по объему дохода. Зажиточные граждане по-прежнему обладали большей полнотой власти, но при этом на них возлагались и большие обязанности 4 разряда: пентакосиомедимны( пятисотмерники), чей ежегодный доход привышал 5000 медимнов, всадники( 300 и свыше), зевгиты( 200 и выше), феты( до 200). Критиреем политического положения граждан становилась величина его частной собственности. Пентакосиомедимны и всадники имели всю их полноту, зевгиты также обладали всей полнотой политических прав ,за исключением взможности стать архонтами и попасть в ареопаг. За фетами сохранялось право участия в народном собрании. Изменилась и структура ополчения. Теперь его формировали зевгипы, роль аристократической конницы сходит на нет. В противовес аристократическому ареопагу был учрежден Совет четырехсот( буле), набиравший по 100 граждан из 4 родовых фил. Народное собрание( эклессия) становится полномочным и полновластным органом управления. Новым органом становится Суд присяжных( гелиэя). Коллегия судей выбиралась из всех граждан, кроме фетов.

3. Реформы Клисфена( 509-507 гг). На смену архаической родоплеменной организации общества по филам и фратриям, он ввел разделение населения на новые 10 фил. Это привело к разрыву родовых связей. Гражданство определялось теперь не принадлежностью к филе, а к дему- более мелкой территориальной единице. Совет четырехсот включал отныне 500 граждан( по 50 чел с одной территориальной единицы) и каждый год его состав менялся. Был учрежден т.н « суд черепков»

4. Деятельность Эфиальта и Перикла. Расцвет демократии. Эфиальт отобрал у ариопага все права, передав их народному собранию, Совету пятисот и суду. Народное собрание теперь могло судить тех, кто был обвинен в гос измене, Совет 500 стал проводить проверки граждан, претендующих на занятия какой-либо должности. Окончательное решение о виновности принимал суд. Ареопаг занимался теперь лишь уголовными делами. При Перикле окончательно сформировалась демократическая конституция. Народное собрание собиралось 4 раза в месяц. Совет 500 руководил текущими политическими делами, деятельностью выборных должностных лиц. Большинство судебных дел разбира суд заседателей, куда выбирались все граждане без исключения. По закону любой гражданин мог избрать и быть избранным на все должности республики, но фактически бедные граждане не могли занимать должности архонтов и стратегов, тк они не оплачивались.

Структура афинской республики времен расцвета

Законодательная власть.:1) народное собрание ( имели право участвовать в собрании граждане с 20 лет)2) Совет 500. Был главным органом в перерывах между заседаниями народного собрания. Он обсуждал все вопросы и выносил их проект на Народное собрание

Исполнительная власть: группы должностных лиц( магистратуры- около 70). Принципы магистратур: коллегиальность( из 10 чел) краткосрочность на всех должностях люди прибывали в течение 1 года, выборность по жребию, отчетность. Отчеты о деятельности предъявлялись Народному собранью. Возмезность- плата за должности

Судебная власть- суд заседателей

С периода Пелопонесской войны 431г и до Александра Македонского- кризис этой системы.

Римская республиканская система

В Риме республика сложилась с 509 года и просуществовала до 30 г , когда она уступила место принципату. Период республики делится на два подпериода: 5-3 вв- ранняя римская республика, 2-1 вв- поздняя республика.

Важнейшей проблемой раннего римского общества была борьба плебеев за свои гражданские права. Правительство Рима постепенно шло им на уступки. Сергий Тулий разделил все римское население по имущественному признаку. Эта система была очень динамична и учитывала, что богатыми могут быть не только патриции, но и плебеи. На основании цензов происходила комплектация армии, были образованы центурианские кониции.494г- болшая часть армии теперь составляли плебеи. Во время нападения врага на город плебеи выдвинули свои требования и ушли( сецесия). Им пошли на уступки. Впервые была учреждена плебейская должность- плебейские трибуны( они обладали правом вето). 449 г- производится запись права, защита частной собственности, прежде всего собственности плебеев. 445г- разрешены браки между патрициями и плебеями. К концу 5 в разрешили включать плебеев в состав сената 80 –е годы 3 в- подттверждение обязательности плебесцитов, не остается фактически никакой разницы между патрициями и плебеями. В результате римская цивитос расширилась до 30 тыс граждан.

Очень важное значение в жизни республики имела армия. Это создавало осбый менталитет. Главное в римском государстве- это дисциплина, подчинение закону и традициям.

Устройство республики: Законодательная власть- Народное собрание и Сенат. Действовали сразу три вида народных собраний: 1)куриантные комиции( 30 курией, у каждой 1 голос). Решает религиозные проблемы.2) центурианские комиции( каждый класс поставлял определенное количество центурий). Онп собирались на Марсовом поле3)трибутные комиции( люди разделялись по месту проживания на 35 триб).Все вопросы обсуждались в Сенате, а потом это решение выносилось на голосование в комиции. Функции центуриантских и трибутных комиций не были четко разделены. Рим- аристократическая республика. Сенаторами становились на всегда. Единственный, кто мог лишить сенатора должности за аморальное поведение- цензор. Если комиции не одобряли закон, можно было выпустить решение Сената, как законодательный акт. Те фактически Народное собрание здесь не играло такой роли,как в Греции и всем управлял Сенат.

Исполнительная власть магисратуры, как и в Греции. Отличие- безвозмездность. Должности: эдилы- занимались благоустройством городов2) кветоры- финансами3) народные трибуны4) пректоры- судебная власть5) 2 консула

Период с сер 3 века до конца республики- период завоеваний. Растет территория и могущества Рима, начинается яростная борьба за власть, выдвигаются полководцы. В этих условиях республиканское устройство постепенно изживает себя . В 60 году складывается первый триумверат между Помпеем, Цезарем и Крассом , переросший фактически в диктатуру Цезаря. А в 27 г Октавиан Август устанвливет режим принципата. Принципат- монархическая структура при республиканской форме праления. Августпросто собрал в своих руках несколько республиканских магистратур( бл 2 раза цензором, пожизненным плебейским трибуном, ему Сенатом было даровано право рекомендаций на должности). Вскоре Домицианом был образован доминат, т.е чистая монархическая власть. Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты (где под прикрытием республиканских органов власти на самом деле была военная монархия), существовала в I веке до н. э. — III веке н. э. Период принципата можно разделить на следующие этапы:

а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.)

б) Год четырёх императоров — масштабный кризис власти (68—69)

в) Правление династий Флавиев и Антонинов — расцвет системы принципата (69—192)

г) Правление династии Северов — начало формирования военно-бюрократической системы (193—235)

д) Кризис III века — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284)

2. Доминат (284—476) — политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

а) Правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337)

б) Империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)

в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)

Дата окончания истории Римской империи дискуссионна. Для Запада обычно называется 476 год — год смещения императора Ромула Августула.

5.

Наши рекомендации