Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов
Организация и устройство верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных судов, суда автономной области, судов автономных округов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга (далее областные и соответствующие им суды) предусмотрена ст. 20 Закона о судебной системе и гл. 3 Закона о судах общей юрисдикции. Эти суды наделены функциями вышестоящих судебных инстанций по отношению к районным судам и мировым судьям, действующим на территории соответствующего субъекта РФ, а Московский и Санкт-Петербургский городские суды — к районным и приравненным к ним судам и мировым судьям этих Городов.
В структуре областных и приравненных к ним судов образуются и действуют президиум суда и две судебные коллегии: коллегия по уголовным делам и коллегия по гражданским делам.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в составе областного и соответствующего ему суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Областные и соответствующие им суды рассматривают и пределах своих полномочий дела в качестве суда пер- иой инстанции, апелляционной, кассационной инстанций, но новым или вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Областному и соответствующему ему суду подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 от. 31 УПК РФ (например, дела об умышленных убийствах с квалифицирующими признаками), а также уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Перечень гражданских дел, подсудных непосредственно областному суду, незначителен. Областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о ликвидации региональных общественных организаций, об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами и др.
Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Коллегиально суд рассматривает дела в следующих составах: судья и 12 присяжных заседателей; три профессиональных судьи.
Как суд второй инстанции областной суд в апелляционном или кассационном порядке рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты районных судов.
Президиум областных и приравненных к ним судов образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.
Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Президиум суда:
- рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения соответствующего областного или приравненного к нему суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебных коллегий по уголовным и гражданским делам из числа судей этого суда;
- ежегодно представляет по предложению председателя областного и приравненного к нему суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей данного суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей;
- рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
- заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов президиума. Постановления i президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов, участвующих в его заседании.
Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам областного и приравненного к нему суда формируются па числа судей соответствующего суда в составе председателя и членов соответствующей коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.
Судебные коллегии областного и приравненного к нему Суда рассматривают:
- в качестве суда первой инстанции — дела, отнесенные к его подсудности;
- в качестве суда апелляционной инстанции — дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения областного и приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
- в качестве суда кассационной инстанции — дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения данного областного или приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовным делам в качестве суда первой инстанции;
- дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.
В состав областных и приравненных к ним судов входят председатель суда, его заместители, судьи, а также аппарат суда.
Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи организует работу суда, распределяет обязанности между своими заместителями и судьями, осуществляет общее руководство работой аппарата суда, устанавливает правила внутреннего распорядка суда, созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей, регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда, осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Заместители председателя областного суда в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность соответствующих судебных коллегий и аппарата суда, могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда, осуществляют процессуальные полномочия в качестве судей, в случаях отсутствия председателей соответствующих судебных коллегий могут выполнять их полномочия.
В случаях отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в случае его отсутствия — один из заместителей председателя. Обычно председатель областного и приравненного к нему суда имеет двух заместителей, но в крупных судах их количество может быть большим. Например, в Свердловском областном суде председатель имеет первого заместителя, а также заместителей председателя по уголовным, гражданским и административным делам.
Председатели судебной коллегии по гражданским и судебной коллегии по уголовным делам областного и приравненного к нему суда наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда: председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий, осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий, формируют судебные составы . суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соответствующей судебной коллегии, представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий, вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.
Председатели, заместители председателя областных и приравненных к ним судов назначаются на должность I Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Срок их пребывания в должности — шесть лет, одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более двух раз подряд.
Судьи областных и приравненных к ним судов назначаются на должность аналогичным способом, однако в отличие от порядка назначения на должность председателей и их заместителей представление Председателя Верховного Суда РФ в отношении судей основывается на положительном заключении квалификационной коллегии судей субъекта РФ.
Председателем, заместителем председателя и судьей областного и приравненного к ним суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет. Предельный возраст пребывания данных лиц в должности — 70 лет.
Деятельность областных и приравненных к ним судов обеспечивается аппаратом данных судов. Руководит аппаратом администратор областного суда. Аппарат суда имеет свою структуру, зависящую от численности суда, в которую могут входить секретариаты председателя суда, президиума суда и судебных коллегий, различные отделы (например, отдел систематизации законодательства и обобщений судебной практики, отдел кадров, отдел правовой информатизации, финансово-экономический отдел и др.). В аппарат суда входят помощники председателя суда, его заместителей и помощники судей, начальники отделов, консультанты, специалисты и старшие специалисты, секретари судебного заседания и другие работники аппарата суда.
Производства в судах апелляционной инстанции по уголовным делам применяются с 1 января 2013 г.
Верховный Суд РФ
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом страны в системе судов общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ — непосредственно вышестоящая судебная инстанция по гражданским, уголовным, административным и иным делам по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов.
Организация Верховного Суда РФ предусмотрена ст. 129 Конституции РФ, ст. 19 Закона о судебной системе, гл. 2 Закона о судах общей юрисдикции.
Положение Верховного Суда в системе судов РФ обусловлено функциями, которые он осуществляет:
- в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;
- разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;
- реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ по вопросам ведения Верховного Суда;
- публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о его деятельности;
- реализует иные полномочия, предоставленные ему законом.
Полномочия Верховного Суда РФ как суда первой инстанции определяются УПК РФ и ГПК РФ. Например, в соответствии со ст. 31 УПК РФ Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства.
В сфере гражданского судопроизводства Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и др.
Приговоры, решения и другие судебные акты Верховного Суда РФ, вынесенные им при рассмотрении дел по первой инстанции, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в его Апелляционную коллегию.
Верховный Суд РФ является кассационной инстанцией для верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, военных судов военных округов и флотов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, решения и другие судебные акты данных судов.
Верховный Суд РФ является высшей и последней надзорной инстанцией в Российской Федерации. Он рассматривает дела в порядке судебного надзора по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения всех судов общей юрисдикции России.
В структуру Верховного Суда РФ входят Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, Военная коллегия, Коллегия по административным делам, Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.
Пленум Верховного Суда (особое собрание всех судей) действует в составе председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда.
Пленум Верховного Суда дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики.
Кроме того, Пленум Верховного Суда утверждает но представлению председателя Верховного Суда из числа его судей составы судебных коллегий и секретаря Пленума; утверждает Научно-консультативный совет при Верховном Суде; утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающих заключения о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц; ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судей областных и равных им судов, судей арбитражных и военных судов; избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание РФ в порядке законодательной инициативы; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателя Апелляционной коллегии о деятельности Апелляционной и других коллегий; осуществляет иные представленные ему полномочия.
Пленум созывается, как правило, не реже одного раза в три или четыре месяца. В его заседаниях принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Верховного Суда Генеральным прокурором или министром юстиции, рассматриваются по их докладам или докладам уполномоченных лиц. В обсуждении вопросов, вынесенных на заседание Пленума, могут участвовать и другие лица, приглашенные на Пленум.
Заседание Пленума Верховного Суда РФ является правомочным при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвовавших в голосовании. Постановление Пленума Верховного Суда РФ подписывает Председатель Верховного Суда и секретарь Пленума.
В состав Президиума Верховного Суда по должности входят Председатель Верховного Суда и его заместители, а также судьи Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. Президиум утверждается при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Президиум в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; разрешает вопросы организации работы судебных коллегий, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда; утверждает положение об аппарате Верховного Суда, его структуру и штатное расписание; возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.
Заседания Президиума правомочны при наличии большинства его членов, участвующих в заседании. Заседания Президиума по рассмотрению судебных дел проходят с участием Генерального прокурора РФ.
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя и членов, являющихся судьями Верховного Суда. Она утверждается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Апелляционная коллегия в качестве суда второй (апелляционной) инстанции рассматривает гражданские и административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями но гражданским, административным делам и Военной коллегией Верховного Суда; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.
Судебные коллегии по административным, уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия формируются из числа судей Верховного Суда в составе председателя и членов соответствующей коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда.
Судебные коллегии в пределах своих полномочий: рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные предусмотренные законом полномочия.
Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Председатель Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 6 Закона о статусе судей и ст. 21 Закона о судах общей юрисдикции:
- организует работу Верховного Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;
- распределяет обязанности между своими заместителями и судьями Верховного Суда;
- руководит организацией работы Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда;
- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда;
- созывает Пленум Верховного Суда и председательствует на его заседаниях;
- созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;
- формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда и назначает председателей данных составов;
- организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда, осуществляет контроль за реализацией планов;
- организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда и других судов общей юрисдикции; ;
- организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;
- осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Заместители председателя Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Заместители председателя Верховного Суда:
- в соответствии с распределением обязанностей между ними организуют деятельность соответствующей судебной коллегии и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;
- председательствуют в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда;
информируют Пленум и Президиум Верховного Суда о деятельности соответствующих коллегий;
- организуют работу по обобщению судебной практики для предоставления ее результатов на рассмотрение Президиума и Пленума Верховного Суда РФ;
- осуществляют иные предоставленные им полномочия.
При отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности выполняет один из его заместителей.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, который состоит из главных и старших консультантов, консультантов, инспекторов, других служащих, а также младшего обслуживающего персонала.
Аппарат Верховного Суда РФ имеет свою структуру, в которую входят, например, секретариаты Пленума, Президиума, председателя Верховного Суда и его первого заместителя, различные управления и отделы, канцелярии: управления анализа и обобщения судебной практики, По работе с законодательством, управление делами (документооборота и делопроизводства), управление кадров игосударственной службы, хозяйственное управление, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, международно-правовой отдел, отдел правовой информатики, канцелярии судебных коллегий, судебных составов и другие подразделения аппарата.
При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, в составе которого работают судьи Верховного Суда, представители науки и различных юридических ведомств. Научно-консультативный совет обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства судами, оказывает консультативную помощь Верховному Суду.
При Верховном Суде РФ создан и действует Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах РФ, которые призваны осуществлять организационное обеспечение работы нижестоящих судов (функции Судебного департамента изложены в отдельном разделе учебника).
Верховный Суд РФ имеет свой печатный орган — «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются постановления Пленума Верховного Суда, решения Президиума и судебных коллегий Верховного Суда по наиболее важным судебным делам.
Военные суды
Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск, флотов и иных воинских структур, а в случаях, когда это предусмотрено международным договором РФ, — и по месту дислокации воинских формирований за пределами территории России. Создание и упразднение военных судов осуществляется на основании федерального закона. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.
Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах и размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации. В зданиях военных судов не могут размещаться другие учреждения, в том числе военные ведомства. В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а на здании — государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.
Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
Полномочия, порядок образования и деятельность военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе и Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, руководствуясь при этом уголовным, гражданским и другим законодательством.
В своей деятельности при осуществлении правосудия военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленого для всех федеральных судов общей юрисдикции.
Разбирательство дел в военных судах проводится в открытом судебном процессе, за исключением случаев, предусмотренных законом для всех судов общей юрисдикции.
Важнейшими началами деятельности военных судов являются самостоятельность и независимость судей этих судов. Правосудие военные суды осуществляют самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в какой бы то ни было форме II их деятельность недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. В ч. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о военных судах) прямо указано, что установленные Конституцией РФ, конституционными федеральными законами и федеральными законами гарантии независимости судей не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.
Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осуществляется на государственном языке РФ — русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.
Военные суды при осуществлении правосудия имеют свою специфику, которая проявляется в подсудности дел ..-'устанавливается прежде всего по субъектному (персональному) принципу в отношении определенных категорий Таких категорий две — военнослужащие и граждане, одящие военные сборы.
В отношении указанных лиц военные суды рассматривают и разрешают следующие категории дел:
- гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
- уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 У ПК РФ). Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело I рассматривается военным судом;
- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
- дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.
В компетенцию военных судов входит также рассмотрение материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть Iназначен дисциплинарный арест.
Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подсудны поенным судам не-! зависимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное — что преступление было совершено ими в период прохождения военной службы или нахождения на военных сборах.
Жалобы на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушающие права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы или прохождения военных сборов.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральны-1 ми судами общей юрисдикции, если иное не установлено I международным договором РФ (ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах).
Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.
Кроме разбирательства уголовных, гражданских и административных дел военные суды осуществляют иные полпомочия в ходе досудебного производства, свойственные судам общей юрисдикции. Так, они рассматривают материалы и принимают решения об избрании меры пресечения и виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога в отношении вышеупомянутых лиц, подозреваемых или обвиняемые в совершении преступлений (ст. 29, 108—109 УПК РФ) о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) дознаватели, военных следователей и прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ст. 125 УК РФ). Например, военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа, об отказе и возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.
К полномочиям военных судов отнесено рассмотрение дел и материалов, связанных с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нa неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятел1ств.
К особенностям военных судов следует отнести и то, что они в своей упорядоченной совокупности образуют самостоятельною подсистему судов, в которую входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах).
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ, который реализует свои функции в отношении военных судов, как непосредственно, так и через Военную коллегию Верховного Суда РФ.
В процессуальном отношении система военных судов включает три звена:
- первое (низшее) звено — гарнизонные военные суды;
- второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
- третье (высшее) звено — Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонный военный суд является низовым звеном системы военных судов и функционирует только в качестве суда первой инстанции на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Поскольку мировых судей в системе военных судов нет, то все дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировым судьей.
Военный суд первого звена в первой инстанции рассматривает не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда все гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Административные и гражданские дела, другие материалы по различным вопросам, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично, уголовные дела — как правило, единолично и лишь при рассмотрении дел о тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого — коллегией, состоящей из трех профессиональных судей.
Приговоры и решения гарнизонных военных судов могут быть обжалованы в кассационном порядке участниками судебного процесса в вышестоящий окружной (флотский) военный суд. Порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, или по вновь открывшимся обстоятельствам тот же, что и в территориальных судах общей юрисдикции.
Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.
Вторым звеном системы военных судов является окружной (флотский) военный суд, действующий на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей, кроме того, может быть введена должность первого заместителя председателя. В таком суде имеется президиум, могут создаваться судебные коллегии и (или) судебные составы.
Окружной (флотский) военный суд действует как суд трех инстанций — первой, кассационной (второй) и надворной.
К его подсудности отнесены в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов, но в отношении военнослужащих н граждан, проходящих военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК РФ), а также дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
По решению Верховного Суда РФ уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотской) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4 ст. 35 УПК РФ).
Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции осуществляет правосудие в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично; уголовные дела рассматривают судья единолично, коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.
Судебные коллегии и (или) судебные составы выступают в качестве кассационной (второй) инстанции для гарнизонных военных судов.
В кассационном порядке судебные коллегии и судебные составы, состоящие из трех профессиональных судей, рассматривают дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
Что же касается жалоб и представлений на постановления гарнизонных военных судов по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, административных правонарушений или грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, то их рассматривает судья окружного (флотского) суда единолично.
В качестве суда надзорной инстанции выступает президиум окружного (флотского) военного суда, который на своих заседаниях рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по надзорным жалобам осужденного оправданного, их защитников или законных представите' лей, потерпевшего, его представителя, надзорным представлениям прокурора на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) судом во второй инстанции.
Вместе с тем президиум на своих заседаниях: рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений гарнизонного военного суда, вступивших в силу; рассматривает вопросы организации работы и осуществляет координацию работы судебных коллегий и судебных составов; утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда; определяет численность судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда; рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда.
Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий и судебных составов. Заседание президиума проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов. Постановления президиума принимаются большинством голосов присутствующих на заседании.
Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ст. 10 Закона о военных судах). Она может выступать в качестве трех инстанций — первой, кассационной и надзорной.
Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. Председатель военной коллегии одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ. В военной коллегии имеются судебные составы, возглавляемые председателями.
В качестве суда первой инстанции Военная коллегия рассматривает:
- гражданские и административные дела в случаях оспаривания: ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; нормативных актов Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;
- уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями военных судов, и дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
В первой инстанции гражданские и административные дела рассматривают судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела — судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.
Приговоры и решения Военной коллегии, вынесенные и первой инстанции, в кассационном порядке пересматриваются Кассационной коллегией Верховного Суда РФ, а в надзорном порядке — Президиумом Верховного Суда РФ.
В кассационной инстанции Военная коллегия проверяет по кассационным жалобам сторон и представлениям военных прокуроров законность, обоснованность и справедливость решений, приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в законную силу. Дела в кассационном порядке рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
В качестве надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям па решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу. В этой инстанции дела рассматривает тоже коллегия, состоящая из трех судей.
Кроме того, Военная коллегия в случаях и по основаниям, установленным в законодательстве, возобновляет производство по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда (ст. 417 УПК РФ), а по гражданским — решений самой Военной коллегии (ст. 393 ГПК РФ). Что же касается приговоров Военной коллегии по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, то они пересматриваются Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ.
Судьи военных судов всех звеньев обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. Как уже говорилось, все положения, гарантирующие независимость судей при осуществлении правосудия, целиком распространяются и на судей военных судов.
В соответствии со ст. 27 Закона о военных судах судьей гарнизонного военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший! квалификационный экзамен и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Преимущественным правом на назначение на должность судьи обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.
К судьям вышестоящих военных судов предъявляются более высокие требования. Так, судьей окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет. Судьей Военной коллегии Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Председатели, заместители председателей гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и судьи этих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатель, заместитель и судьи Военной коллегии, как и другие судьи Верховного Суда РФ, назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрамия РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Статус присяжных заседателей окружных (флотских) поенных судов и Военной коллегии, а также порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».
Финансирование и обеспечение военных судов и Военной коллегии осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом и Верховным Судом РФ соответственно.
Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов — Судебным департаментом.
В военное время и при введении чрезвычайного положении порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов определяется соответствующими федеральными конституционными законами.
В военных судах всех звеньев имеется аппарат, который обеспечивает деятельность по осуществлению правосудия этими судами, проводит обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, а также выполняет другие функции. Деятельность аппарата контролирует председатель соответствующего суда (Военной коллегии). Структура и штатное расписание аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выделенных средств Председателем Верховного Суда РФ.