Эстетический идеал красоты
Костюм, текстильное и ювелирное искусство Древнего Рима.
Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Одним из следствий, распространения власти Рима на обширные территории, стало то, что многие духовные представления, нормы общественной жизни, традиционные ценности, переданные Римом Европе (в независимости от того, усвоил ли он их от Древней Греции или выработал самостоятельно) на протяжении более чем полутора тысяч лет, вплоть до XIX века, составляли основу европейской культуры. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (нательный крест).
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
- Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).
- Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)
- Ранняя Римская Республика (509—265 гг. до н. э.)
- Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
- Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики (287—133 гг. до н. э.)
- Империя (30/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)
- Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. — 235 г. н. э.)
- Кризис III века (235—284 гг.)
Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация — области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном — крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи.
Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.
Её определял, прежде всего, патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.
И вся эта история, все ее этапы отразились в развитии одежды римлян.
Эстетический идеал красоты.
Природно-климатические условия Древнего Рима, были гораздо суровее, нежели на Балканах, нехватка плодородных земель, трудные жизненные условия сформировали римлян как суровых, мужественных физически сильных, развитых, выносливых и практичных людей. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства.
Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.
Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции. В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
Костюм.
Если история греческого костюма началась с необыкновенной азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок, то костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезности.
Первоначально одежда римлян была проста, шилась из шкур животных, шерсти. Позже распространился текстиль изо льна и хлопка.
Костюм древних римлян сформировался в республиканский период, отличавшийся относительной строгостью быта. В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.
Эстетическим идеалом римлян являлись суровые воины и величественные женщины. Этот идеал подчёркивали сложные одежды, придававшие фигурам римлян величественность, статику и монументальность. Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде. Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу.
Даже в женском костюме наблюдалась привычная классовая дифференциация. Классовая дифференциация костюма в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения. Убогость одежды простолюдинов, как и во всей средневековой одежде, была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников, жена императора Клавдия (41—54 гг. н. э.) в один из своих парадных выходов, была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн., сестерций.
Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, а также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.
Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели право. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежда, окрашенная в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81—96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II даже придворным категорически запрещалось носить - пурпур стал исключительно императорским цветом.
В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшенный лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15-20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н.э. До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.
Орнаментальные полосы на одежде мотивами узора сначала мало чем отличались от древнегреческих, но позже они стали сложнее и более стилизованными. Появились пышные листья аканита, дуба и лавра, гирлянды из цветов, цветов и плодов, сложные растительные завитки. Позднее эти, еще полностью античные, реалистичные орнаментальные каймы изменились на полосы, полностью заполненные геометрическими узорами.
Одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон, в Риме начинает играть туника. Она происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой(от лат. fibula, скоба — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением). Её чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений. Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.
Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — палу. Римляне придавали тоге глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Она являлась знаком принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Вначале она была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.
Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Предполагается, что тогу надевали следующим образом:
Взяв её обеими руками за прямой край, разделяли таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон (металлическая бляха полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае. Классическим, аристократически строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.
Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная.
Громоздкие тоги и паллы не позволяли быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества.
Было известно несколько видов тоги:
· Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы.
· Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
· Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
· Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
· Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
· Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
· Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый узкий плащ без рукавов из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном, застегивался спереди. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Так, Мессала говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги.
Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды. Обыкновенно сагум закреплялся на плече, но бывали исключения. Он изготовлялся из шерсти. Также сагумом называлась накидка бедных людей. Известно, что его носили жители стран Северной Европы (известна статуя сарматов, одетых в сагумы). Гораций упоминает о том, что сагум носили чиновники и военачальники. А Цицерон в своих «Филиппиках» говорит, что сагум является отличительным предметом одежды военачальников.
Лацерна— это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала, у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги»
Кукуль — короткая, доходившая до середины спины накидка с капюшоном.
Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.
Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.
Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.
До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.
С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.
Римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
Цветовая гамма в римском костюме -- яркая, красочная, основные цвета -- пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию -- круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
Военные доспехи.
До конца II в. до н.э. основной защитой воина является нагрудник, состоящий из бронзовых пластин разнообразной формы. Руки и ноги оберегают от ранений кожаными накладками. Со временем нагрудник вытесняется железной кольчугой, скорее всего, заимствованной у кельтов. Кольчуга имеет короткие рукава, она удобна и не сковывает человека.
Щиты легионеров изготавливаются из нескольких слоев деревянных дощечек разнообразных пород дерева, облегаются кожей, украшаются бронзовой отделкой и различными символами — звездами, крестами, крыльями и другим.
На заре Римской республики воины носили короткую тунику без рукавов и плащ (трабея) из плотной шерстяной ткани. Поверх туники надевали кожаный панцирь (лорик), усиленный металлическими пластинками. Шлемы были весьма разнообразны. Ноги в калигах — кожаных сандалиях с подошвой, подбитой гвоздями, и зашнурованных высоко над щиколоткой, — защищались поножами из толстой кожи или металла.
Став империей, Рим активно пополнял свои войска воинственными варварами — германцами, галлами и др. У галлов были заимствованы короткие шерстяные плащи с капюшоном (сагум) и высокие кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве. Появились узкие, плотно облегавшие ноги до щиколоток штаны из эластичной шерстяной ткани (до этого римляне носили обмотки).
Гладиаторский костюм во многом повторял доспехи римских легионеров, но имелись и отличия: левая рука защищалась металлическим рукавом (маникой); громадные шлемы делали голову неподвижной и были снабжены спереди решеткой; либо вообще глухие — без прорези для глаз, но с дырочками для дыхания. Зато грудь гладиатора всегда была обнажена.
Прическа.
Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков.
Мужские прически представляют собой прямые волосы, зачесанные на лоб. В отличие от древних греков, заботящихся о своих кудрях, римляне не уделяют особенного внимания своим волосам. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды. В период Империи в моду вошли прически из завитых волос.
В моде золотистые светлые волосы, образцом для подражания служат германцы, с которыми римляне неизменно воюют. Для осветления волос используют состав из золы букового дерева и козьего молока, состав наносят на волосы, а затем обесцвечивают их на солнце. Кожу осветляют при помощи специальной косметики, которую приготовляют дома.
Прически римлянок при императоре Августе поражали своим разнообразием. Знатные дамы только для сооружения своих прическо держали по нескольку рабынь. Те, кто не мог себе этого позволить или не стремился к роскоши, конечно, довольствовались более скромными прическами и платками. Простые прически с пробором и узлом в целом соответствовали греческим. Но знатные и немолодые женщины предпочитали искусные прически.
Головные уборы.
Римляне перенимают у греков их головной убор — шляпу петасос, которую носят как мужчины, так и представительницы прекрасного пола. Также популярны в Древнем Риме фригийские колпаки. Зимним головным убором является остроконечной формы кукулус, пришедший в Рим из Галлии. Эти шапки и шляпы были из фетра, кожи, соломы. Обычно мужчины прикрывали голову краем тоги.
Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали cucullus, своего рода капюшон. Капюшон прикреплялся к плащу пенула или же прямо набрасывался на плечи. Шерстяную шапку вольноотпущенников — pilleus, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко, за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца.
Обувь.
Обувь в Риме имела большое распространение. Её ношение было обязательным. Существовала обувь сенаторов, консулов, воинов. Все слои могли носить сандали, но лишь свободные граждане имели право носить высокие сапоги-кальцеи. Аристократы носили такие сапоги с серебряными пряжками и черными ремнями, обычные римляне носили черные без украшений. Кальцеи императора были пурпурные. Выражение «надеть пурпурные башмаки» означало занять трон. Солдаты и путешественники обували калига – высокие башмаки из грубой кожи с открытыми пальцами, толстой подошвой и подбитые гвоздями. Крестьяне носили курбатины – обувь из куска сыромятной кожи, скрепленная ремешками.
В Древнем Риме пленникам насильно надевали на ноги деревянные сандалии, привязывая их к ноге полосками ткани, что резко затрудняло любой побег. В XVI, XVII и даже XVIII веках знатные городские модницы для защиты ног от уличной грязи иногда одевали уличные сабо или клопфы – башмаки на толстой подошве, закрепленные металлическим обручем. Крестьяне иногда носили особые башмаки, называвшиеся галоши, у которых подошва была деревянной, а верх - из кожи. Впервые подобная обувь появилась в горных массивах Арденн. Такая деревянная обувь была весьма практичной, и потому какое-то время она пользовалась широкой популярностью у жителей Нидерландов и Северной Франции – поскольку позволяла сохранять ноги сухими и была очень прочной. Деревянные башмаки делались из ивы, тополя и других пород дерева, которые не раскалывались и не шли трещинами при носке. В основном подобную обувь использовали жители равнинных стран; жителям горных областей требовались более гибкие башмаки, которые позволяли бы им карабкаться и передвигаться по крутым и неровным поверхностям.
Украшения.
Богатые римляне в период Империи стали дополнять свои костюмы украшениями.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями; некоторые носили крупные кольца из золота. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты.
Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: utere felix — «используй (его) счастливо» или amo te merito — «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь».
Список используемой литературы:
http://www.costumehistory.ru/
http://www.ms77.ru/articles/14930/
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1291910400
http://ancientrome.ru/publik/kagan/kag01.htm
http://fashionstime.ru/
http://www.romana.su/publ/58-1-0-512.htm
http://ru.wikipedia.org
http://www.genon.ru/GetAnswer.