Научное освещение российской истории начинается с ______ века
XVIII
XVI
XVII
XIX
Решение:
Научное освещение российской истории начинается с XVIII в., когда знания о прошлом, содержавшиеся ранее в форме разрозненных сведений, начали систематизироваться и обобщаться. Но историческая наука имела определенный идеологический подтекст. Она была направлена на обоснование закономерности формирования абсолютной монархии, опирающейся на поддержку дворян.
5.Известный историк С.М. Соловьев основной силой общественного процесса считал …
государственность
«свободное народовластие»
деятельность государей
деятельность политических партий
Решение:
Важный этап в развитии русской исторической науки связан с именем
С.М. Соловьева (1820–1879). Он являлся автором более трехсот публикаций по истории России. Главный труд С.М. Соловьева – «История России с древнейших времен»» в 29 томах. С.М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Во всей русской жизни он видел главный процесс – создание национального государственного могущества.
6.Автором первого обобщающего труда по истории России был …
В. Н. Татищев
М. Н. Тихомиров
В. О. Ключевский
М. Н. Покровский
Решение:
Первый научный труд по истории России принадлежал В. Н. Татищеву – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Наряду с государственной деятельностью, Татищев собирал и систематизировал исторические источники, создал пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Выступая поборником сильной монархии, В. Н. Татищев впервые дал общую периодизацию истории России.
7.Первым историком-марксистом, основоположником советской исторической школы, являлся …
М. Н. Покровский
П. Н. Милюков
В. Н. Татищев
Л. Н. Гумилев
Решение:
Первым историком-марксистом, основателем советской историографии, традиционно считают М. Н. Покровского. Начав развивать идеи «экономического материализма» еще до революционных событий 1917 г., он стал ведущим советским историком. Основной его работой является «Русская история с древнейших времен» в 4-х томах.
8.К числу известных русских историков XIX века не относится …
Н. И. Павленко
Н. М. Карамзин
С. М. Соловьев
Б. Н. Чичерин
Решение:
К числу известных русских историков XIX века не относится Н. И. Павленко. Советский историк и писатель, специалист по отечественной истории XVII–XVIII вв. С 1970-х гг. научные интересы Н. И. Павленко все заметнее концентрируются на одной, ведущей теме в проблематике истории России XVIII в. – деятельность и реформы Петра I. Н. И. Павленко является автором ряда монографий, посвященных Петру I и его сподвижникам.
9.Крупнейшим исследователем средневековой истории и культуры России являлся советский историк …
М. Н. Тихомиров
В. О. Ключевский
С. М. Соловьев
М. Н. Покровский
Решение:
Советский историк М. Н. Тихомиров внес значительный вклад в изучение как истории Москвы и Подмосковья, так и истории России периода средневековья в целом. Его труд «Россия в XVI столетии» (1962) – фундаментальное исследование, характеризующее социально-экономическое и государственно-политическое развитие страны. Он был также инициатором публикации русских летописей, неизвестных рукописей.
Тема 5: Древнерусское государство в IX - начале XII вв.
1.Создание первого письменного свода древнерусских законов связано с именем …
Ярослава Мудрого
Олега Вещего
Мстислава Великого
Владимира Красное Солнышко
Решение:
«Русская Правда» – первый свод древнерусских законов, куда вошли Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. «Русская Правда» содержит в себе нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального права. «Русская Правда» является главным источником по истории правовых, социальных и экономических отношений в Древнерусском государстве. Имеются три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. «Русская Правда» оказала сильное влияние на последующее законодательство.
2.Русь приняла христианство из …
Византии
Болгарии
Венгрии
Польши
Решение:
В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Русь приняла веру из Византии, поэтому все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило приобщением к ее многовековой и высокой культуре. Принятие христианства не только оказало глубокое воздействие на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало укреплению его международных связей.
3.Верования древних славян до принятия у них христианства назывались …
язычеством
синтоизмом
православием
католичеством
Решение:
Религия славян была языческой (политеизм, или многобожие), основанной на поклонении силам природы и духам предков, а также идолопоклонстве. Однако славянское язычество имело особенности: ни один бог не являлся главным среди других. Введение в Киевской Руси христианства как государственной религии было осуществлено в конце X в. князем Владимиром I.
4.Объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани в Киевской Руси назывался …
полюдьем
погостом
повозом
поместьем
Решение:
Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани в Киевской Руси. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря во время полюдья в землях древлян в 945 г. провела налоговую реформу и установила уроки и погосты. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти. Данная реформа княгини Ольги упорядочила сбор дани и укрепила центральную власть.
5.Налоговая реформа княгини Ольги с целью упорядочивания сбора дани установила …
уроки и погосты
барщину и оброк
полюдье и повоз
ясак и подать
Решение:
После подавления восстания древлян в 945 г. княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
6.Центрами образования Древнерусского государства стали города …
Киев и Новгород
Псков и Новгород
Изборск и Белоозеро
Полоцк и Киев
Решение:
В восточнославянских землях к 60-м гг. IX в. образовалось два мощных государственных центра: Среднеднепровский, или Полянский, во главе с Киевом и северо-западный – во главе с Новгородом. Оба они находились на торговом пути «из варяг в греки», складывались как многоэтническое государство и называли себя Русью: южной, где в Киеве утвердилась местная Полянская династия, и северной, где власть взяли норманны.
7.Народное собрание на Руси в X–XIV вв. называлось …
вече
полюдье
мир
вервь
Решение:
Вече – народное собрание на Руси X–XIV вв. Оно решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками вече могли быть «мужи» – главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. В Новгороде, Пскове и Вятской земле вече сохранялось до конца XV–начала XVI вв.