Основные элементы социальной культуры
Особое место в обществе занимают ценности. Ценность - это конкретные, значимые для данного субъекта и удовлетворяющие его потребности предметы.
« Ценность отождествляется со значимостью, либо низводится до обыденно-литературного понятия ценности, употребляемого для обозначения всех форм человеческой значимости».[14]
Другая трактовка ценностей в отечественной социологии наиболее распространена и находится на стыке позитивистской трактовки ценностей и марксистского понятия стоимости и полезности. Наиболее ярко данная позиция представлена у «родоначальников» советской социологии А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова. Здесь ценностные компоненты включены в мотивационную структуру личности, где побудительные мотивы человеческой деятельности выстраиваются в своеобразную цепочку: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, "превращаются" в ценности. Каждое из этих преобразований содержит в себе определенные качественные изменения. При преобразовании потребностей в интересы на первый план выходят те характеристики деятельности, в которых проявляется отношение к социальным институтам. Здесь стимулом человеческой деятельности является не то, что, безусловно, необходимо, а то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия. Ценностные представления затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Здесь на первый план выходит то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Следовательно, ценностное восприятие действительности - это такое её видение, которое опосредствуется социальными чувствами и развитыми формами духовного творчества и которое возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов.
Таким образом, А.Г. Здравомыслов делает вывод о том, что «ценности - это обособившиеся в ходе развития истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы».[15]
Ценности– это общепринятые убеждения. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Ценности формируются под воздействием убеждений и верований. Убеждения и верования – это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.
Верования рождаются при дефиците информации, а убеждения являются логически обоснованными знаниями о действительности. В основе убеждений и верований лежит знание. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.
Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое коммунистическое будущее.
Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Так, ценности американского общества составляют ядро американского образа жизни. Среди них – достижения и успех, материальный комфорт, практичность и эффективность, прогресс, свобода.
Регулированием поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры происходит с помощью культурных норм
Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Регулированием поведения людей происходит с помощью культурных норм.
Правила.
Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России ввела мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию, за угон автомобиля.
Люди сами создают различные культурные образцы, которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. Они предписывают нам, что мы “должны”, и чего мы “не должны”. Кроме того, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. Осуществляя те или иные действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.
Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. Они предписывают нам, что мы должны, что следует или чего нам не следует делать. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий.
Рассмотрим основные типы норм в порядке возрастания их социальной значимости.
Привычки. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка является основным механизмом системы культурных норм.
Обычаи. В отличие от привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Они формируются в ходе удачных и неудачных попыток различных социальных групп, общества и представляют из себя набор образцов поведения, который помогает людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом.
Так, на Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем положении, на деревьях. Все это – обычаи.
Некоторые обычаи оказываются наиболее важными, способствующими безопасности и социальному порядку в обществе. Их называют нравственными нормами, или нравами. Нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу социальный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.
Например, для нас нравственная норма делает каннибализм эмоционально невозможным.
Среди многообразия человеческих культурных обычаев обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам, называютсякультурными универсалиями.К их числу относится язык со сложной грамматикой. Во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста(кровосмешение). Антропологи также говорят о существовании многих других культурных универсалий, в том числе искусства, танца, украшений, игр, обычаев дарить подарки, шуток и правил гигиены.
Часть обычаев составляют образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости.
Манеры– это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном обществе их число значительно увеличивается. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиции– это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Обычаи и традиции часто проявляются в обрядах и ритуалах.
Обряды и ритуалы – это символические коллективные действия, воплощающие в себе те или иные социальные идеи и вызывающие определенные коллективные чувства. Обряды и ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни и оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на людей. Разные общества создают особые, уникальные ритуалы, связанные с одними и теми же событиями.
Институциональные нормы.
Институциональные нормы отличаются от простых обычаев и нравственных норм, прежде всего тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются. В результате устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им.
Армия, образование, религия,– все это социальные институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Например, институциональные нормы армии заложены в армейском уставе, олимпийского движения – в Олимпийской хартии, и т.д. Нормативные кодексы как этих, так и других институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм.
Законы.
В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, законы- это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. Законы устанавливаются и санкционируются государством. Их обеспечение нередко требует применения мер государственного принуждения.
Необходимо сказать об особом значении языка в культуре. Язык – это средство, инструмент для познания окружающего мира.Язык – главное средство, с помощью которого люди передают друг другу информацию, взгляды и эмоции. Язык связан с основами культуры и со всеми человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколениям.
Динамика культуры
Культура как и общество не стоит на месте, она изменяется. Культурные изменения включают в себя различные аспекты: изобретения, появление новых слов в нашем языке, изменение норм поведения и морали, новые формы искусства, музыки. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Так изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями. Все изменения культуры, называют «социокультурными изменениями».
П. Сорокинв труде «Социальная и культурная динамика» исследуя социокультурные изменения, проанализировал различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело. Сорокин предложил разделить ее на два противоположных типа - «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».
Умозрительная культура по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями. Чувственная культура материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется. Потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, убежище, комфорт). Для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Промежуточная, «идеалистическая культура» представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.
Большинство социокультурных изменений, согласно Сорокину, имеет характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов.
Рассмотрим другие процессы социокультурных изменений:
1). Диффузия. Диффузия (от лат. diffusio - распространение, рассеивание) представляет собой распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Она действует как внутри обществ, так и между ними. Так, методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.
Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие. Так, мы принимаем многое из европейской кухни, но тем не менее не принимаем католической религии.
2). Ассимиляция. Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.
Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.
3). Амальгамизация (от лат. amalgama – сплав) - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, мордвы, татар и др.).