Всероссийская олимпиада школьников
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016/2017. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.
Продолжительность работы 80 минут. Максимальное количество баллов за работу - 80.
Фамилия, имяКласс
Задание 1. Выберите один правильный ответ. Ответы занесите в таблицу.
1.1.Готовность без протеста воспринимать иные культурные ценности называется
1) гласностью
2) толерантностью
3) интеграцией
4) дифференциацией
1.2.К конституционным полномочиям судебной власти в Российской Федерации относится:
1) назначение выборов Президента Российской Федерации
2) управление федеральной собственностью
3) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
4) представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации
1.3.Финансирование государством деятельности музеев иллюстрирует:
1) создание правил экономической деятельности
2) обеспечение экономического роста
3) производство общественных благ
4) социальную поддержку малоимущих
1.4.Что относится к глобальным демографическим проблемам?
1) распространение вредных привычек среди молодежи
2) снижение рождаемости в экономически развитых странах
3) распространение смертельно опасных инфекций
4) деятельность международных террористических организаций
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
Задание 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
2.1.К совместной собственности супругов, подлежащей разделу в случае расторжения брака, относится
1) дом в деревне, капитально отремонтированный в период пребывания в браке
2) бытовая электротехника
3) дача, которую накануне расторжения брака, один из супругов получил по наследству
4) автомобиль, купленный в период совместной жизни и оформленный на имя жены
5) ордена, полученные одним из супругов
6) дом за границей, принадлежавший мужу ещё до вступления в брак
2.2.Найдите в приведенном ниже списке проявления групповой социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) после окончания войны проведена демобилизация
2) президент издал указ о присвоении ряду деятелей культуры почетных званий
3) Петр и Анна переехали из деревни в город вместе с тремя своими детьми
4) в течение года работникам образования трижды была повышена заработная плата
5) в 1920-х – 1930-х гг в СССР значительная часть взрослых крестьян обучилась читать и писать в рамках программы ликвидации безграмотности.
6) сборная страны одержала победу на чемпионате мира по футболу
2.1. | 2.2. |
Задание 3. Определите истинность утверждений и занесите ответы в таблицу. (ДА или НЕТ)1.Человек, воспитывавшийся в ортодоксальной религиозной семье, в светском учебном заведении с большой вероятностью будет испытывать межролевой конфликт.
2. При истинно демократических режимах в государствах реализуется рационально-легальный тип господства.
3. В некоторых случаях свойства системы могут исчерпываться свойствами ее элементов.
4. Привлечение внешних источников финансирования бизнеса ведет к увеличению независимости предприятия.
5. Указы Президента наравне с постановлениями П равительства относятся к подзаконным актам.
Задание 4. Что является лишним в приведенных рядах, с точки зрения приведенных оснований классификации. Дайте краткое пояснение.
4.1.Основания недействительности сделок:
продажа принадлежащего ему магнитофона семнадцатилетним подростком; договор по продаже шкатулки с бриллиантами, заключенный в устной форме; продажа гражданином N украденного им кольца; вынужденная покупка лекарств у знакомого по завышенной в 12 раз цене.
4.2.Форма государственного устройства:
Китай; Франция; Бельгия; Швеция; Чили
Задание 5. Объедините следующие понятия в классификационную схему.
|
Схема:
Задание 6. Решите задачи.
6.1.Знакомый дал гражданке Н. 55 000 рублей на хранение на 2 года. Н. решила на это время положить их в банк под процент. Тот день, когда она собирается это сделать - рабочий, поэтому Н. необходимо отпроситься с работы. Она может положить деньги в ближайший банк с годовым процентом 4 % или в загородный банк с процентом 5 %. В первом случае необходимо отлучиться на 1,5 часа, во втором - на 4 часа. Кроме того до загородного банка необходимо ехать на автобусе (билет стоит 25 руб.) и на электричке (билет стоит 100 руб.). Зарплата у гражданки Н. почасовая 1500 руб. В день получения денег из банка придется точно так же отлучаться с работы.
1.Укажите, в какой банк выгоднее класть деньги, не беря в расчет инфляцию. Свое мнение обоснуйте расчетами.
2.Насколько рациональным может считаться помещение средств в один из данных банков?
6.2.Семнадцатилетняя Оксана, пришла трудоустраиваться на свободную вакансию помощника
секретаря в туристическую фирму. Директор фирмы заключил с ней трудовой договор в котором были прописаны условия: график 5 дней в неделю по 8 часов и испытательный срок в один месяц. Однако, через некоторое время, оказалось, что Оксана не справляется с своими обязанностями. Директор уволил ее, как не прошедшую испытательный срок.
Был ли в данном случае нарушен закон? Приведите не менее 4 аргументов в обоснование своей позиции.
Задание 7. Решите логическую задачу.
В маленьком островном государстве происходят выборы. Есть три партии: А, Б и В, из которых члены одной всегда верны в прогнозах, другой - всегда ошибаются, а третьей - иногда ошибаются, а иногда угадывают. На дебатах депутаты сделали следующие заявления:
А: Я займу Первое место в выборах. В: Он говорит правду.
Б: Нет, это я займу Первое место. В: Ты займешь Второе место.
Б: А ты - Третье! А: Это ложь!
7.1. Зная, что по результатам выборов депутат от партии В занял Второе место, укажите, какой депутат от какой партии занял первое, а какой третье место. Свой ответ обоснуйте.
7.2. Определите, какая партия правдива, какая - ошибается, а какая - непостоянна в прогнозах.
Задание 8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Главной формой антиглобалистского движения являются массовые акции и кампании протеста и
(А)неповиновения. Они сопровождаются шествиями и (Б), в которых нередко принимают участие тысячи и даже сотни тысяч людей. Предполагается, что такая нацеленность на конкретные действия должна позволить соединить вместе различные инициативные Вгруппы из различных стран для борьбы под общими (В), развить узы солидарности «снизу» и постепенно заложить основу для нахождения (Г)между участниками. Организуют такие выступления совместные комитеты, образованные из представителей групп; решения принимаются, по возможности, на основе общего согласия. Какой-либо официальный руководящий центр и формальная (Д)при этом отсутствуют.
Основные действующие субъекты антиглобалистского движения – это общественные, (Е)или политические группы и ассоциации. Они могут носить местный, (Ж), национальный или международный характер. К примеру, в состав «Социального форума Генуи», который организовал акции протеста против встречи Большой восьмерки в этом итальянском городе в июле 2001, вошло более 500 групп. Среди участников выступлений были местные гражданские, (З), антивоенные, экологические, правозащитные, женские, студенческие и молодежные организации, католические движения, группы солидарности, движение за списание долгов « (И)мира», профсоюзы, политические организации (К)и т.д. Обыкновенно они координируют свои действия, в зависимости от конкретных нужд (для проведения акций, совместного отстаивания интересов и т.д.).
1. консенсус 2. государственный 3. революция 4. левый | 5. гражданского 6. собрание 7. региональный 8. лозунги | 9. консервативный 10. неправительственный 11. пацифистский 12. правый | 13. третий 14. митинг 15. милитаризм 16. иерархия |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Задание 9. Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали :
1. (в доиндустриальном обществе) - социальная страта в системе социальной стратификации, отличающаяся особым набором определенных законом прав и обязанностей.
3. Единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива.
5. Метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, когда общий вывод делается на основе частных посылок.
8. Форма межгосударственного объединения, при которой государства-субъекты образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных сферах.
9. Товар особого рода, используемый при обмене как эквивалент всех других товаров.
11. Широко распространенное в науке и политике понятие, которое обозначает совокупность граждан одного государства как политического сообщества.
12. Элемент социальной структуры
13. Регулярно получаемый доход с имущества (в том числе земли) или с капитала, не требующий от владельца участия в предпринимательской деятельности.
По вертикали:
2. Результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры.
4.Любовь к мудрости.
6. Бессрочная ценная бумага, закрепляющая за совладельцем право на получение дивиденда и как минимум формальное право на участие в управлении компанией.
7. Человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами.
10. Область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016/2017. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.10 - 11 КЛАСС.