Примера иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической деятельности семьи
Функции семьи
- социализации детей
-хозяйственно – экономическая
- досуговая
- социально – статусная
- рекреационная
примера иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической деятельности семьи
1 в семье целесообразно распределяются домашний труд и организуется отдых, питание
2 составление и использование семейного бюджета
3 распределение домашнего труда
факторы, влияющие на формирование личностных качеств:
1 соц среда
2 вид деятельности
3 образ жизни
4 близ окружение
5 способ получения образования
6 семейные традиции
6. Социализация – процесс усвоения индивидом общественных норм поведения и общественных ценностей, умение найти свое место в обществе. Понятие социализация шире, чем понятие воспитание
Три фактора социализации личности
- семейные воспитательные традиции
- социальное окружение
- социальные нормы
- коммуникативные способности
6.1. Воспитание – целенаправленное воздействие общества на индивида с целью передачи ему необходимых общественных ценностей и норм
7. Указать основания, по которым поступки человека могут быть отнесены к социально опасным формам отклоняющегося поведения
- не согласуются с социальными нормами
- не соответствуют ожиданиям общества
- наносят ущерб, вред личности и обществу
- приобретают массовый характер
- Привести три примера социального действия
- действия, ориентированные на поведение других
- бездействие в определенной ситуации (невмешательство)
- терпеливое приятие
- Национализм - принцип идеологии и политики, идея национальной исключительности превосходства одних народов над другими, национальная обособленность, неприязнь и вражда
9.1. Этнос – собирательное название для больших по численности кровно – родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию
9.2. Геноцид – преступная социально – политическая практика системного, организованного террора , направленного на уничтожение отдельных этнических, национальных и религиозных общностей
Проявления геноцида - массовые убийства
Деструктивная политика, ведущая к постепенному вымиранию народа
Причины геноцида –
-религиозная вражда
- национальная вражда
- расовая вражда
- классовая вражда
- политическая вражда
10. . Указать три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований и науки, которую изучают эти проблемы
- проблема социальной сущности человека (психология, философия, социология, антропология, педагогика)
- процесс социализации личности ( социология, культурология, политология, право)
- экологические проблемы (биология, география, социальная антропология, социология, политология)
Социальные нормы ( три примера )
- традиция – гостеприимство
- обычай – празднование юбилея
- церемония - коронация
-
11.Понятие термина гендер, три характеристики
Гендер – не природная, а социо-культурная природа различий мужчины и женщины
- уровень образования
- профессия, доступ к руководящей работе
- доступ к государственной власти
- оплата труда
Критерии гендерной стратификации
--профессиональная занятость
- уровень дохода
- доступ к власти
Со временем роли полов в обществе могут существенно измениться, так как не являются врожденными. Это станет возможным в результате воспитания детей, образования, принятия законодательства, признающую половую дискриминацию противозаконной, отстаивание политики равных возможностей на работе и в политике
12. Авторитет – влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте
13. Молодежь , современные проблемы
Молодежь – поколение, проходящие стадию социализации, а в зрелом возрасте уже усвоившие образовательные, культурные, профессиональные и др. социальные функции. Возраст молодости может колебаться от конкретных исторических условий от 16 до 30 лет.
Молодежь –большая социальная группа: специфические, социальные и психологические черты, которые определяются особенностями:
- Возрастными (с 16-29 лет)
-Социально-экономическими
- Общественно-политическим
Особенности молодежи:
1. Завышенная самооценка.
2. Низкие возможности в реализации потребностей.
3. Формирование внутреннего мира.
Функции молодежи:
1. Участвует в процессе социализации (социализация молодежи носит ярко выраженный воспитательный характер, отсюда ее сопротивление всякому воспитательному воздействию)
2. Функция детопроизводства.
3. Трансляционная.
4. Инновационная.
Сложность и противоречивость вступления молодежи в строительную жизнь порождает:
1. Различные формы молодежного протеста (политический экстремизм)
2. Асоциальное (антиобщественное) поведение:
а) преступность; б) наркомания; в) сексуальная свобода.
3. Наличие молодежной субкультуры:
- особый стиль жизни;
- молодежная мода;
- музыкальные пристрастия;
- социальная незащищенность.
Молодежь является наиболее мобильной частью общества:
- Оказывает воздействие на динамику социальной структуры
- Является субъектом социального развития.
Три примера молодежной субкультуры
- клуб футбольных фанатов
- молодежное движение ЭМО
- пирсинг, тату
Три причины объединения людей в группы
- потребность в социальной принадлежности
- удовлетворение того или иного интереса
- в группе осуществляет ту деятельность, которую он не может осуществить в одиночку
Три черты «образования» как социального института
- ролевая система (ученик – учитель)
- совокупность учреждений (школа – институт_
- регулирующие правила (закон об Образовании и Устав вузов)
- важные общественные функции (социализация молодежи
Раздел Духовная сфера
1. Укажитеособенности научного познания:
- направленность научных исследований на получение таких данных, которые могут найти применение в будущем
- использование специальных средств и методов получения, обработки и интерпретации научных данных.
1.1. Назвать черты научного познания
- достоверность
- истинность
1.1.1. Черты ненаучного познания
- миф
- опыт повседневной жизни
- здравый смысл
- искусство
- гадание на картах, кофейной гуще и прочее, чувственное познание
1.1.2. Особенности развития современной науки
- превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов
- растущая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин
- тенденция к объединению разных наук, аспектов и методов исследования человека
Назвать два отличия научного познания от учебного
- ученик открывает новые знания, они являются новыми для него, но не для науки
- ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках, а ученый их добывает
- ученик использует учебные приемы, а ученый методы науки
1.2. Назовите четыре логические операции
- сравнение
- уподобление
- обобщение
- абстрагирование
1.3. Гипотеза – это еще не подтвержденное предположение для объяснения тех или иных явлений. Пути проверки гипотезы:
- теоретические построения и расчеты
- наблюдение
- эксперимент
- моделирование
1.4. Назвать проявления социальной функции науки
- социального развития и управления
- социального прогнозирования
Примеры:
- анализируя численность динамики населения, вносятся коррективы в социальные программы правительства
- экономисты анализируют текущие показатели страны, динамику внутреннего и мирового рынков, данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год
- ученые – экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества
1.4.1. Проявления других функций науки
- культурно – мировоззренческая (изучая различные предметы и явления, люди накапливают определенный запас знаний, который передается из поколения в поколение, способствует обогащению культуры и формированию научного мировоззрения)
- производительная (научные лаборатории создают новое сырье, используют новые виды энергии)
- ускоритель непрерывного совершенствования производства ( внедрение новейших достижение
1.5 Назвать методы научного исследования
- наблюдение, измерение, систематизация эмпирических данных
-мысленное моделирование, абстрагирование, мысленное представление структуры, функций и связей познаваемого объекта
2. Три формы проявления творчества
- создание новых материальных и духовных продуктов, не имеющих аналогов в природе
(генно модифицированные злаки, которым насекомые не наносят вреда)
- новое решение задачи учеником
- выдвижение новых научных гипотез (о происхождении вселенной, человека и др.)
3.В чем состоит различие между эстетическим(художественным) и научным познанием
3.1. Особенности познания мира средствами искусства
- восприятие музыкального литературного произведения, оказывает чувственное воздействие, создает образы в сознании, вызывает сопереживание, сопричастность
- полотна Брюллова, Айвазовского человек воспринимает через призму воззрения художника соотнося со своими знаниями и опыта
- художественное познание использует художественные образы
- они позволяют создать эмоционально окрашенный, яркий образ мира
- особенности искусства - форма чувственного познания мира
- отражает действительность художественных образов
- раскрывает перед человеком явления жизни, которые были созданы творчеством художника
4. Примеры воздействия культуры на политику
- политическая культура как часть политической системы, влияние политической культуры на участие в выборах
- политическое поведение личности в зависимости от ее политической культуры на митинге или во время выборов
- Культура – совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах , передаваемых по наследству
5.Культ - действия, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению
Функции религии
- связь человека с Богом и сверхъестественным
- функция сакрализации – введения в сферу религиозной жизни, придания им святости
- мировоззренческая – создание религиозной картины мира
- религиозного утешения – компенсаторная
- функция социальной интеграции общества (единоверцев, народов)
- регулятивная - определяют культовое поведение и затрагивают другие сферы – брак, семью, быт, политику, культуру
- интеграционная