Политическая система современной России
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение полит системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.
Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:
* тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
*выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
* наличие организационных форм выражения политических интересов;
* урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.
С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.
Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.
Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на гос власть и ее органы.
Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах:
1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных гос органов;
2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс.
В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.
В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства Иногда к элементам политической системы относят СМИ- в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.
Виды политических систем. Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.
Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.
Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.
В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам.
В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь. Государство является главным звеном политической системы. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения).
Политическая система РФ определена Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - Народовластие - Социальное государство ст. 7 Конституции — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. - Светское государство ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. - Политический плюрализм в России признаются политическое многообразие, многопартийность.
Конституция устанавливает, что гос власть в РФ осуществлена на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Они самостоятельны Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей.
Федеральное Собрание -Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) постоянно действующим органом, состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации и нижняя палата — Государственная. В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта РФ. Гос Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Срок полномочий— 5 лет. Исполнительная власть осуществляет Правительство РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Гос Думы. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Судебная власть Высшими судебными органами являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти.
В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
ОпределениеРоссийской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – система государственных и негосударственных организаций, участвующих в осуществлении политических функций.