Административный процесс (понятие и принципы, виды и структура)
административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно- процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.
Административный процесс, будучи единым явлением, объединяет три процесса 1) административно-нормотворческий - нормотворческая деятельность по созданию (изменению, приостановлению, отмене подзаконных нормативных актов) 2) административно - правонаделительный - процессуальная деятельность, регламентирующая правоприменительную неюрисдикционную деятельность широкого круга исполнительных органов публичной власти; 3) административно - юрисдикционный - процессуальная деятельность, регламентирующая правоприменительную деятельность принудительного характера по разрешению споров, реализации санкций и защите охранительного правоотношения с применением мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного), осуществляемая в административно-процессуальной форме.
Административный процесс - это единое правовое явление, объединяющее в себе три составляющие. Во-первых, деятельность органов исполнительной власти по реализации их полномочий. Во-вторых, деятельность по применению мер административного принуждения внесудебными и судебными органами. В-третьих, деятельность в сфере административной юстиции.
Все процессуальные принципы служат обеспечению реальности законности при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел спорного характера, при применении административно-принудительных мер, а также в процедурном производстве.
Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно - юрисдикционного характера. Частично полномочия такого рода есть у всех исполнительных органов (должностных лиц), но это касается только реализации дисциплинарной власти и разрешения жалоб. Полномочия же по более широкому кругу административно - юрисдикционной деятельности закрепляются не за всеми такими субъектами.
Принцип охраны интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами административно - юрисдикционного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства.
Принцип процессуального равенстваозначает равенство сторон, во-первых, перед законом и, во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимных процессуальных прав и обязанностей.
Принцип достижения материальной истиныпредполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.
Принцип гласностипредполагает, например, открытое рассмотрение административно - юрисдикционных дел, проведение процесса в нерабочее время, нередко по месту работы, жительства или учебы правонарушителя.
Принцип экономичности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно - юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения.
Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т.п.
23 Административные процедуры: понятие, виды, содержание.
Административное производство это урегулированная адм. процессуальными нормами деятельность уполномоченных субъектов управления по разрешению однородных индивидуальных административных дел.
Традиционно выделяется два вида административного производства:
1. административно - процедурное производство, т.е. управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти, не связанные с осуществлением юрисдикционных функций именуются (административно-процедурный процесс);
2. административно - юрисдикционное производство в основе своей имеет цель применение принудительных мер административного характера и разрешение споров, возникающих в административно-правовой сфере.
В свою очередь административно-процедурное производство подразделяется на подвиды. В юридической литературе нет единства мнения относительно их числа и оснований классификации. Причиной этого является отсутствие общих законодательных основ адм. процедурного производства, в известной степени это и не возможно. Зачастую в качестве таковых предлагается рассматривать правотворческое, регистрационное, разрешительное (лицензионное, экспертное). В дополнении к ним выделяются аккредитация и стандартизация. Сорокин предлагает рассматривать в качестве таковых производство по делам о поощрении.
Махина в свою очередь выделенные адм. процедурные производства подразделяет на основные, относя к ним производство по издания правовых актов управления; специальные – лицензирование, регистрация, разрешительные процедуры, особые – производство по обращению граждан.
Правоприменительное производство характеризуется выделением определенных процедурных стадий:
- подготовка проекта правового акта;
- рассмотрение (согласование) его содержания;
- принятие правового акта;
- государственная регистрация правового акта;
- опубликование и вступление его в силу.
Регистрационное производство под ним понимается акт официального признания прав и законности соответствующих действий физических и юридических лиц. (включает регистрацию юр. лиц и индивидуальных предпринимателей, сделок с недвижимостью и прав на них, граждан по месту жительства и их пребывания, иностранных граждан, оружия, транспортных средств и т.д.).
Лицензирование в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, аннулированием лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами законных требований и условий. Можно выделить несколько стадий: подача заявления и необходимых документов; их рассмотрение (как правило, 30 дней); принятие решения; выдача или отказ в выдачи лицензии.
Экспертное производство включает подготовительную стадию, на которой формируются необходимые для экспертной проверки материалы, предварительная стадия, на которой дается оценка уполномоченным органом полноты представленных материалов, назначаются сроки начала экспертной процедуры, непосредственная стадия – на ней проводится установление представленных материалов установленным нормативным требованиям, заключительная стадия, на которой формулируются выводы специалистов, заключительная (может отсутствовать), на ней, как правило, проводится утверждение заключение компетентным субъектом.
24 Административно – юрисдикционный процесс: понятие и структура.
Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.
Общие черты административно-юрисдикционного процесса:
• является составным элементом (частью) административного процесса;
• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
• выступает средством реализации охранительной функции административного права;
• характеризуется множественностью субъектов осуществления;
• состоит из определенных административных производств;
• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.
Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.
Дополнительный ответ:
1.) Предмет административно-юрисдикционного процесса– возникающие в сфере гос.У споры му сторонами ОО. Споры возникают по инициативе а) управляемой стороны, б) управляющей, в) му исполнит.органами одного или различного уровней, г) по инициативе спец.правоохранительных органов (при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнит.органов).
Основания споров – жалобы граждан и др.участников админ-прав.отношений, а также протесты прокуроров.
• Ст 85 КРФ През-нт может использовать согласительные процедуры.
• Прав-во разрешает споры му федер.органами ИВ и правительствами республик, администрациями, министерствами.
То есть бесспорная ситуация не влечет юрисдикционное производство:
2.) В основе админ-правовых споров лежат индивидуальные административные дела. Рассматриваются не любые, а только спорные конкретные дела. Например, рассмотрение дел об админ. правонарушениях, жалоб граждан.
3.) Существует опред. порядок, правила, которыми следует руководствоваться при рассмотрении индивид. дел. И в связи с этим, выделяют устанавливающие и обеспечивающие такой порядок админ.- процессуальные нормы. Назначение этих правовых норм заключается в определении юридических правил разрешения индивид.дел. Нормы устан-ют границы юрисдикционной деят-ти не любое индивид. дело, возникающее в сфере гос.У, составляет ее предмет.
4.) Возникают админ.-процессуальные отношения горизонтального типа – в их рамках обеспечивается одинаковый уровень правовой уровень их участников. Но равенство сторон имеет силу до опред. момента. В юрисдикционных правоотношениях реализуются материальные нормы админ-процесс.права. Административная юрисдикция закрепляется в виде полномочий соотв.органов.
5.) Цели правоохрана, обеспечение стабильного правопорядка в сфере гос.У, защита админ-правовых отношений.
6.) Юрисдикц. деят-ть может осущ-ся во внесудебном (административном) и в судебном порядке. КС РФ разрешает споры о компетенции между различными звеньями системы гос. власти.
7.) Принципы: законность, компетентность, процессуальное равенство сторон, охрана интересов гос-ва и личности, доступность, гласность, экономичность, состязательность.
8.) Форма администр-ой юрисдикции – административное производство. 4 вида админ. произв-ва:
• произв-во по делам об админ. правонарушениях
• дисциплинарное произв-во
• произв-во по жалобам
• согласительное произв-во
25 Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, принципы, стадии.
Производство по делам об административных правонарушениях – это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществленная в административно-процессуальной форме. Это производство - составная часть административно-юрисдикционного процесса.
Следует отметить, что основными элементами процессуальной формы являются группы норм, регулирующих:
• цели производства;
• принципы производства;
• круг его участников, их права и обязанности;
• систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства;
• сроки совершения действий;
• виды и условия использования доказательств;
• подведомственность дел, властных действий;
• содержание и порядок оформления процессуальных документов;
• виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения;
• порядок возмещения процессуальных расходов.