Установите соответствие между терминами и их определениями. А) народное сказание о подвигах героев А Б В Г
ТЕРМИНЫ
1) дружина
2) полюдье
3) урок
4) былина
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) народное сказание о подвигах героев
А | Б | В | Г |
Б) Сбор дани
В) Размер выплаты дани
Г) община у восточных славян
Д) Войско князя
8. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика:
«Он был хромоног, но ум у него был добрый, а на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывал им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».
Ответ:
9. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют Правление князя Игоря?
1) Неудачный поход в Византию
2) Подписание выгодного для Руси договора
3) Убийство Аскольда и Дира
4) Гибель во время полюдья
5) Объединение Новгорода и Киева
6) Сохранение единства Руси.
Ответ:
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия Определения
А) Полюдье 1) Размер дани и сама дань в Древней Руси, установленные реформой княгини Ольги
Б) Дань 2) Места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги
А | Б | В | Г |
В) Уроки 3) Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
Г) Погосты 4) Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов
11. О каком князе писал летописец:
«…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру…»
Ответ:
12. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление князя Олега?
1) Неудачный поход в Византию
2) Подписание выгодного для Руси договор
3) Убийство Аскольда и Дира
4) Гибель во время полюдья
5) Объединение Новгорода и Киева
6) Сохранение единства Руси
Ответ:
Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
A) Ярослав Мудрый
Б) Андрей Боголюбский
B) Владимир Мономах
Г) Дмитрий Донской
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А | Б | В | Г |
1) введение Юрьева дня
2) написание «Поучения детям»
3) победа на Куликовом поле
4) укрепление Владимиро- Суздальского княжества
5) строительство Софийского собора в Киеве
14. О чем идет речь?.
«... Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр... Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре.,."
Ответ:
Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности
1.Андрей Боголюбский
2.Иван Калита
3.Олег Вещий
4.Княгиня Ольга
III.Задания части С.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из работы историка Б.А. Рыбакова.
«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти ...то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостни ки»), полностью зависевших от князя.
Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать ...а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».
С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.
С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.
СЗ. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трёх аргументов.
С4. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства:
1.Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).
2.Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, приживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
На 3- 20, на 4-35, на 5 -45