Власть — это система социальных отношений «господства—подчинения», способность влиять на индивидуальную и общественную жизнь
Власть имеет многообразные проявления, различается источниками, масштабами, возможностями и способами влияния.
Она есть регулятор общественных взаимосвязей, средство достижения личных, групповых и общественных целей. С ее помощью удовлетворяются общезначимые, групповые и частные интересы.
Власть проявляет себя во всех сферах общественной жизни. Основные типы власти: политическая и неполитическая.
Власть имеет определенную структуру, включающую субъекты, объекты, источники, функции, ресурсы (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Структура власти |
В политической науке получили закрепление различные толкования власти: теологические, бихевиористские, психологические, системные, функциональные, анархистские и др. Вместе с тем четко просматриваются общие подходы. Суть их сводится к следующему.
1. Власть есть особые отношения между субъектом и объектом. Субъект — носитель власти: господствует, управляет, принимает решения и обеспечивает их выполнение. Он диктует свою волю объекту и побуждает его повиноваться. С помощью авторитета, убеждения, стимулирования или принуждения реализует свои цели и интересы.
2. Власть — это влияние, право и возможность управлять объектом, подчинять его своей воле. Господство властвующего и подчинение подвластного его приказам, требованиям и распоряжениям, жесткая субординация — универсальные принципы власти.
3. Власть выражается в правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
4. Власть—это постоянный источник борьбы социальных субъектов за обладание ее возможностями и ресурсами.
Политическую власть можно охарактеризовать как политическое влияние в обществе, способность социальных субъектов легитимно действовать и реализовать свою властную волю, используя институты, полномочия и ресурсы государства.
Формы политической власти:
► государственная, партийная;
► общественно-политических объединений и движений.
Особенности политической власти:
► это нормативно закрепленная система социальных отношений;
► политическое влияние служит средством (инструментом) социальных преобразований;
► политико-властные отношения являются высшей формой человеческого общения, направленного на удовлетворение общественных интересов;
► политическое властвование представляет собой легитимное управление обществом институтами государства и участие граждан в этом процессе, регулируемое законами государства.
Социальное предназначение политической власти:
► удовлетворение общественных интересов и потребностей;
► управление обществом, активное содействие его стабильности и прогрессу, реализации прав и свобод личности;
► совершенствование общественных отношений на основе принципов и норм демократии и гуманизма;
► обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов, общественного контроля их деятельности;
► защита, укрепление и развитие суверенной государственности.
Политически господствующей силой в обществе является государственная власть. Это верховная (доминирующая) власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Верховенство государственной власти проявляется в следующем.
► Действует единая система институтов, наделенных легитимными функциями и полномочиями для управления обществом.
► Государственная власть суверенна в отношениях с другими формами власти.
► Только институты государства вправе обеспечивать конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.
► Государственная власть осуществляет непрерывное и устойчивое политическое влияние на общество.
Источник государственной власти — народное волеизъявление. Властные институты государства образуются в установленном законом порядке. Они выполняют конкретные обязанности, наделены широкими полномочиями и располагают ресурсами общества для удовлетворения интересов граждан. Их решения обязательны для исполнения всеми социальными субъектами. Эта власть формирует систему законов и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, обладает правом на применение не только методов убеждения и стимулирования, но и принуждения (насилия).
Основные принципы организации и деятельности государственных институтов:
► разделение властей;
► демократичность сотрудничества властных институтов;
► законность;
► принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;
► гласность деятельности властных институтов, их подотчетность гражданам;
► невмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений.
Разделение властей означает распределение государственной власти между тремя независимыми ветвями — законодательной, исполнительной и судебной. Их функции и полномочия разграничены; ветви обладают равной ответственностью и возможностью взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация этого принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование «системы сдержек и противовесов», предупреждающей злоупотребления властью.
Идея разделения государственной власти возникла еще в древности. Здравомыслящие политики понимали разрушительные последствия для общества всеобъемлющей и бесконтрольной власти в обществе тех или иных институтов, социальных групп, индивидуумов.
М. Т. Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор и писатель, допускал, что небольшая группа людей или один диктатор могут узурпировать высшую государственную власть и использовать ее в неблаговидных целях. Он предлагал контролировать и нейтрализовать действия политиков, стремящихся к монопольному властвованию (см. Цицерон. Диалоги. - М., 1996. - С. 21-23).
Французский политический мыслитель Ш. Монтескье лаконично выразил суть принципа разделения властей: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» (Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1955. — С. 289).
Принцип демократизма в организации и деятельности государственных органов воплощается в совокупности показателей:
► легитимности государственных органов, качественном исполнении общественных обязанностей, уважительном отношении к интересам и мнениям гражданам, законам, политическим и моральным нормам;
► согласованности действий институтов власти и моральной ответственности за результаты управленческой деятельности;
► открытости власти для общества, подотчетности ее представительных органов гражданам, а бюрократии — политикам;
► последовательной реализации государством политического курса общества, прав и свобод личности, принципов социальной справедливости;
► гармонизации и удовлетворении общегосударственных, групповых и местных (региональных) интересов, развитии политической активности граждан;
► демократизации отношений между государством и гражданским обществом.
В процессе подготовки к семинарским занятиям рекомендуется осмыслить демократические принципы организации и деятельности государственных органов, их влияние на стабильность, благополучие и безопасность общества. Полезно использовать исторические факты, личные наблюдения политических явлений и процессов в Республике Беларусь.
Механизм государственной власти в обществе включает:
► Конституцию — свод писаных и неписаных правил; это Основной Закон, определяющий ценности и цели общества, обязанности, полномочия и функции властных институтов, их отношения между собой и с гражданами;
► систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;
► государственную политику;
► три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
► государственных служащих (бюрократию);
► вооруженные силы и полицию (милицию);
► ресурсы и методы властвования.
Характер государственной власти определяется наукой по ее сущностным признакам:
► субъекту властвования (законодательная, исполнительная, судебная, правительственная, президентская, парламентская);
► форме правления (монархия, республика);
► режиму правления (демократическая, авторитарная, тоталитарная);
► формам власти (автократия, полиархия, политая, олигархия, аристократия и др.).
Способы овладения государственной властью: демократические выборы, насильственные (революция, государственный переворот), наследование.
Наиболее действенными «ограничителями» всевластия государства и его институтов, предупреждения злоупотреблений властными полномочиями являются:
► конституционные гарантии прав и свобод личности;
► демократическая культура граждан;
► разделение властей;
► зрелое гражданское общество, контролирующее власть;
► правовая государственность.
Политическая власть государства формируется в условиях жесткой конкуренции субъектов политики. Победившие группы (институты) обретают право выступать от лица государства и общества, использовать для достижения политических целей ресурсы общественной системы.
Государственная власть является источником мощной энергии, без которой невозможна цивилизованная жизнь общества. Именно поэтому политическая сфера играет по отношению к экономической, социальной, духовной приоритетную, «верховенствующую» роль — в том смысле, что политические решения, санкционированные государственной властью, подлежат обязательному выполнению всеми социальными субъектами.
Вместе с тем государственная власть может быть не только источником созидания и общественного блага, но и многих социальных «болезней», если ее могущество используется неумело или злонамеренно субъектами политики. Исторический опыт свидетельствует о пагубных последствиях концентрации государственной власти в руках одного человека или узкой группы лиц. Не оправдала себя и практика «элитизма» — управления обществом «избранными», немногочисленными профессионалами, которым граждане делегируют полномочия в деле принятия стратегических решений. Наиболее перспективный путь совершенствования и повышения эффективности государственной власти — расширение социального представительства, политического участия большинства граждан, демократизация процесса формирования институтов и практического осуществления управления обществом.
Непременное условие существования государственной власти — легитимность: общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие подчиняться ее установлениям и требованиям.
Немецкий социолог М. Вебер различал три типа легитимности власти.
► Традиционную. Она основывается на авторитете традиций и обычаев. Была характерна для древних восточных империй — Египта, Вавилона, Персии, Китая, а также средневековой Европы.
► Харизматическую. Покоится на вере в личные достоинства, исключительную одаренность политического лидера, доверии к нему подданных.
► Рационально-правовую. Ее отличает понимание властью обязательности соблюдения правовых норм, выполнения долга перед обществом. Граждане доверяют не отдельным представителям этой власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционируют институты власти.
Эти типы легитимности М.Вебер называл идеальными типами политического господства. Но в своем «чистом» виде они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные сочетания отмеченных выше типов легитимности.
Уровень легитимности — степень поддержки гражданами власти — может изменяться. Возможны кризисы легитимности, дестабилизирующие политическую систему. Поэтому власть, уважающая мнение общественности, обязана реальными делами поддерживать свой авторитет, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризисных тенденций в социальной жизни.
Политическая власть и собственность
Собственность — категория не только экономическая и юридическая, но и, бесспорно, политическая. Ничто так не лихорадило общество во все времена, за исключением его первобытной стадии, как отношение к собственности (см. раздел «Информация и проблемы для дискуссии»). И сегодня на обширном постсоветском пространстве кипят страсти вокруг собственности. Одни выступают за частную собственность, другие высказываются против нее, считая ее злом, антиподом справедливости, благополучия каждого человека, сотрудничества и взаимопомощи.
Так кто же прав?
С точки зрения политэкономического подхода, собственность представляет собой общественные отношения по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена (обращения) и потребления.
Юристы рассматривают ее как совокупность средств и продуктов производства, принадлежащих определенным лицам — индивидам или коллективам.
Политологи акцентируют внимание на экономической и социальной политике государства, влиянии политической системы на отношения собственности.
Собственность всегда была связана с политической властью, хотя отношения власти и собственности в условиях различных культур и цивилизаций существенно различаются. И это обстоятельство наложило отпечаток на общественное сознание. Частная собственность рассматривается и как двигатель цивилизации, и как источник социального неравенства и антагонизмов. В одних странах отношения «власть—собственность» приобрели устойчивый характер, в других государствах к частной собственности — прохладное или резко негативное отношение.
Необходимо уяснить некоторые выводы о взаимоотношениях политической власти и собственности.
► Политические концепции нежизнеспособности частной собственности и рыночного хозяйства не выдержали испытания временем.
► Социально-экономический и политический прогресс общества невозможен без создания государством условий для развития частной и других форм собственности, предпринимательства, образования «среднего класса» как социальной опоры демократических перемен.
► Политическая власть государства взаимодействует с экономической системой общества. Однако ее вмешательство в рыночную экономику должно быть минимально необходимым и максимально содействовать ее самоорганизации и саморегулированию, развитию деловой активности.
► Политико-властное содействие бизнесу означает реальные шаги государства по обеспечению политической стабильности общества и развитию рыночной инфраструктуры. Это предполагает наличие прогрессивного и стабильного законодательства, принятие и реализацию компромиссных политических решений, устраивающих большинство граждан.
► Конструктивные взаимоотношения власти и предпринимателей невозможны без взаимной ответственности. Их позиции должны быть прозрачны, правомерны и привлекательны для общества.
Рыночная экономика неразрывно связана с государственной властью, что обеспечивает ее общественную полезность и эффективность. Даже в условиях зрелого гражданского общества она не освободится от государственного регулирования. Ее развитием будут управлять более демократичные и совершенные инструменты власти государства — законы, социально-экономическое планирование, кредиты, налоги, санкции против недобросовестного предпринимательства и другие механизмы. Русский политический мыслитель XIX в. И. Г. Чернышевский точно выразил объективную зависимость экономики от власти государства. «...Там, где саморегуляция не срабатывает, — писал он, — где практика доказывает недостаточность разрозненных индивидуальных усилий и невмешательство в экономику грозит большими потерями и разными социальными несправедливостями, там разумное участие государства полезно и обязательно. Невмешательство должно быть правилом, а вмешательство — исключением» (Поликарпова Е. В. Н. Г. Чернышевский об «участии государства в экономических делах» // Власть силы и сила власти. — М., 1996. — С. 91).
Тема 6
Структура и функции политической системы
Понятие политической системы. Структура политической системы. Характеристика подсистем политической системы общества: институциональной, нормативно-ре- гулятивной, функциональной, коммуникативной, культурно-идеологической. Функции политической системы на «входе» и «выходе».
Критерии соответствия политической системы общественным потребностям.
Типы современных политических систем.
Американский политолог Д. Истон отмечал, что «политическая наука — это наука о функционировании и жизнедеятельности политических систем». В широком смысле это утверждение отражает суть политики как целостной системы.
Политическая система — конкретно-практическое отражение политики, ее институционально-властный механизм в действии. Это совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Термин «политическая система» был введен в политологию в середине XX в., что отразило научные достижения в познании системного характера политики. Политология пополнилась теориями политической системы Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча и других политологов. До этого времени для описания властных отношений использовалось понятие «система правления». Его употребление сводило политику преимущественно к деятельности государственных структур.
Политическая система взаимодействует с обществом и решает конкретные задачи:
► определяет и реализует стратегический курс государства и общества;
► формирует институты власти и обеспечивает их функционирование;
► мобилизует и распределяет коллективные ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей граждан;
► интегрирует и регулирует поведение субъектов политики.
Ключевым свойством политической системы является ее способность к гибкому и конструктивному реагированию на требования общества, удовлетворению его интересов. От этого свойства зависит ее самосохранение, стабильность, обновление и качественное переустройство.
Политическая система обладает верховенством и относительной автономией по отношению к другим общественным сферам, но ее характер обусловлен окружающей средой. Она должна чутко реагировать на общественные импульсы в форме требований и запросов, предотвращать и оперативно урегулировать социальные конфликты, своевременно принимать и реализовать политические решения, необходимые обществу.
Какова структура политической системы? (см. рис. 1.5).
Как показано на рисунке, структура политической системы включает пять подсистем, ответственных за ее жизнедеятельность.
Институциональная подсистема включает все государственные и общественные институты. Каждый их них играет специфическую роль в механизме власти, по-разному влияет на политическое управление обществом. Ведущая роль среди них принадлежит государственным органам и учреждениям.
Нормативно-регулятивная подсистема аккумулирует, корректирует и обогащает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи и традиции, которые направляют и упорядочивают деятельность, поведение и отношения субъектов политики.
Рис. 1.5. Структура политической системы |
Культурно-идеологическая подсистема включает политическую культуру и идеологию. Они служат ценностной основой развития и совершенствования политической системы.
Коммуникативная подсистема ответственна за взаимодействие всех элементов политической системы на основе обмена информацией, соблюдения действующих норм политических отношений.
Функциональная подсистема представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных полномочий, характер ее взаимосвязей с обществом, государством и личностью.
Каковы основные функции политической системы? (см. рис. 1.6).
Рис. 1.6. Функции политической системы |
Выполняя указанные функции, политическая система обеспечивает:
► приобщение граждан к политике, формирование и обогащение политической культуры общества;
► взаимодействие элементов политической системы, ее взаимосвязей с общественной средой;
► управление общественными процессами посредством нормотворчества, контроля соблюдения законов, иных нормативных актов и выполнения решений властных институтов;
► выражение, обобщение и согласование интересов;
► мобилизацию материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение интересов;
► распределение материальных благ, привилегий и услуг;
► поддержание стабильности общества на основе общих целей и ценностей;
► заполнение должностей в политических институтах государства.
Политическая система — рационально сконструированный и апробированный жизнью институционально-властный механизм управления обществом. Она предстает как совокупность видов деятельности, связанных с выражением, согласованием и удовлетворением интересов граждан, оценкой информационных потоков, принятием и осуществлением законов и управленческих решений, мобилизацией и распределением ресурсов, регулированием политических отношений, стимулированием политического участия.
Взаимодействие системы с общественной средой принято объяснять с помощью терминов «вход» и «выход». Понятием «вход» обозначается влияние общества на систему, а понятием «выход» — влияние системы на общество (см. рис. 1.7).
На «входе» политическая система воспринимает требования общества и, реагируя на них, осуществляет:
► артикуляцию и агрегирование интересов;
► политическую социализацию и «рекрутирование» участников политического процесса;
► политическую коммуникацию.
На «выходе» политическая система, отреагировав на запросы общества, обеспечивает:
► нормотворчество;
► применение санкционированных государством правил;
Рис. 1.7. Механизм взаимодействия политической системы с общественной средой |
► контроль соблюдения норм, претворения в жизнь управленческих решений, стратегического курса государства и общества.
Требования среды — общественное мнение по поводу целесообразного или нежелательного распределения ценностей и коллективных ресурсов. Они могут быть связаны с обеспечением политических прав, повышением зарплаты, улучшением условий получения образования и т. д. Требования, предъявляемые системе, имеют тенденцию ослаблять ее. Реагируя на них, власть принимает решения по распределению ресурсов и ценностей, имеющие обязательный характер. Организуется исполнение этих решений, контролируется ход их реализации.
Удовлетворение требований общества предполагает целенаправленные, эффективные действия. Реагируя на импульсы (требования) среды, система разрешает (или не разрешает) социальные, экономические, политико-идеологические и духов- но-нравственные проблемы. Если она обеспечивает назревшие преобразования и потребности граждан, то общество устойчиво и динамично развивается, демонстрируя доверие властным институтам. Обострение противоречий политической системы, выражающееся в ее полной или частичной неспособности к эффективному выполнению своих функций, гибкому приспособлению к изменяющимся условиям, сигнализирует о ее банкротстве.