Сетевые структуры в современной мировой политике
Вспомните:
что вы знаете об устройстве глобальной экономики? Насколько успешно, по вашему мнению, в мире развивается борьба с терроризмом?
Как мы видели, в последние несколько десятилетий в мире сформировалась экономика нового типа, которую ряд исследователей вполне обоснованно именует глобальной и информационной. Человечество вступило в эпоху информационной революции и информационного общества. Производительность и конкурентоспособность (фирмы, региона или государства) стали зависеть, в первую очередь, от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальность экономики определяется тем, что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление, циркуляция товаров и услуг, а также таких факторов производства, как капитал, труд, сырье, информация, технология, организуются в глобальном, общепланетарном масштабе с использованием разветвленных сетей, связывающих между собой географически удаленных экономических агентов. В новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и само существование конкуренции оказывается возможно лишь в рамках глобальных сетей современной экономики (сетей поставщиков, производителей, потребителей, технологической кооперации и т. д.). Одновременно глобальные финансовые рынки, а также контроль и управление ими превращаются в важнейшие рычаги глобального управления мировыми экономическими, социальными и даже политическими процессами.
СЕТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Изменения организационных структур под влиянием распространения информационных технологий произошли не только в сфере экономики. Само наше общество все в большей степени превращается в общество сетевых структур. В своей повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся с сетями в политической и информационной сферах. Процессы формирования сетевых структур глубоко вторгаются в сферы культуры и власти. Коммуникация главным образом осуществляется через сеть средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) и новых электронных средств информации (Интернет). Власть во все большей степени концентрируется вокруг средств массовой информации и коренится в структуре информационных потоков. Сфера политики все больше оказывается погружена в виртуальное пространство.
Все большее количество общественных институтов и организаций структурируется по сетевому принципу. К числу крупнейших политических сетей, например, целым рядом экспертов относится разветвленная система институтов управления Европейским союзом. Сети представляют собой самоорганизующиеся полицентричные структуры, ориентированные на решение определенных задач и состоящие из автономных групп. Для них характерны децентрализация власти и ответственности, а также преобладание горизонтальных (а не вертикальных, иерархических) внутренних связей отдельных составляющих их сегментов. Сети — от крытые структуры. Они способны к расширению путем включения в себя новых узлов, если те решают аналогичные задачи и исповедуют сходные ценности.
Впоследние годы сетевые формы организации все шире осваиваются представителями неправительственных организаций. Значительное число правозащитных, экологических, пацифистских организаций фактически представляют собой децентрализованные и формируемые «снизу» сети по интересам. К задачам, которые сети призваны решить в современном мире, в организационном смысле они приспособлены значительно лучше. Новые неправительственные организации оперативнее реагируют на меняющуюся ситуацию, принимают решения на основе большего объема и лучшей переработки информации. И главное, аккумулируя возможности групп, составляющих отдельные самостоятельные узлы соответствующей сети, эти неправительственные организации оказывают все более эффективное воздействие на правительства различных стран мира. Их мнение становится невозможно игнорировать при принятии решений по политическим вопросам. Сетевые неправительственные структуры начинают играть все большую роль в современных международных отношениях. Часто их называют акторами без суверенитета, транснациональными силами, международными группами давления, кардинально преобразующими всю систему международных отношений, вынуждая государства поступиться — в сфере защиты прав человека, гуманитарной деятельности, в области экологии — «священным принципом» суверенитета. Их сила прежде всего в их количестве и в способности мобилизовать широкую общественную поддержку собственным инициативам. Решительная активизация неправительственных сетевых структур в последние годы поставила на повестку дня вопрос о формировании так называемого неправительственного порядка. Ряд исследователей полагает возможным даже вести речь о возникновении на волне глобализации единого глобального гражданского общества, одну из важнейших составных частей которого и составляют неправительственные сетевые структуры. Распространение неправительственных сетей связывается ими с торжеством принципов «прямой демократии», субсидиарности (от лат. subsidiarius — вспомогательный, резервный), со способностью создания «снизу», с низовых ячеек и звеньев, больших, охватывающих чуть ли не все пространство нашей планеты организаций, которые напрямую связаны с национальными институтами гражданского общества. По их мнению, мировая политика начинает восприниматься людьми в совершенно новом свете. Мир предстает как единая интегрированная социальная система, пронизанная сетями сотрудничества, конкуренции и обмена.
Субъекты мировой политики начинают воспринимать ее именно как общемировую — они находят естественным рассматривать мир в целом как арену для распространения единых стандартов поведения. В данной интерпретации увеличение числа сетевых структур практически однозначно связывается с глобальной тенденцией к демократизации международных отношений и с волной демократизации как таковой.
Гражданское политическое участие, т. е. участие граждан в принятии политических решений сегодня, — неотъемлемый элемент политического процесса в странах современного Запада. Оно является ответом на совокупность новейших вызовов традиционной демократии. Основной персонаж «демократии участия» — рядовой гражданин данной страны. А сама она есть прямое, непосредственное участие «простых людей» в политическом процессе, в перераспределении ресурсов и властных полномочий, выражение их интересов и запросов перед лицом власти. По мнению некоторых участников гражданских объединений и новых социальных движений, влияние глобального гражданского общества может привести в перспективе к изменению характера глобализации, устранению многих ее отрицательных последствий. Последователи этой концепции получили наименование альтерглобалистов (от лат. alter — другой).
Трудно отрицать, что степень воздействия на внутреннюю и внешнюю политику государств таких международных сетевых структур, как, например, «Гринпис», возросла за последнее десятилетие в весьма значительной степени. По мнению большого числа экспертов, сетевые структуры фактически генерируют новые стандарты и модели поведения, определяют приемлемость тех или иных методов решения проблем в мировой политике, осуществляют жесткий и последовательный мониторинг этих новых норм поведения на международной арене и тем самым дают обоснование или лишают легитимности действия государств и правительств.
Вместе с тем политические сети являются всего лишь способом социальной организации и в этом плане могут использоваться для достижения самых разных целей. Пожалуй, наиболее опасные проявления распространения сетевых структур оказались связаны в последние десятилетия с феноменом сетевого терроризма.