Web-сайты органов государственного управления как форма идеологической работы

В настоящее время сайт государственного органа – необходимый инструмент информирования граждан о своей деятельности, инструмент взаимодействия с насе­лением и оказания ему определенных услуг, а также информационно-техно­логи­ческого обеспечения идеологической работы и современное средство ее проведения. Однако само по себе функционирование интернет-сайтов государственных органов Республики Беларусь не является показателем системного и качественного внедрения средств электронного правительства.

Для оценки уровня и качества внедрения средств электронного правительства
в части информационного сопровождения предоставления государственных услуг при­меняются разнообразные методики оценки интернет-сайтов государственных органов. В Республике Беларусь нет выработанных методик по оценке интернет-сайтов государственных органов, поэтому есть необходимость выработки своей мето­дики. Очевидно, что базироваться данная методика должна непосредственно
на требованиях белорусского законодательства, а также на международном опыте проведения такого мониторинга с учетом основных направлений и задач идеоло­гической работы в Республике Беларусь.

В западных странах основными критериями оценки правительственных сайтов, полученными на основании известных исследований Университета Брауна (США)
и профессора Дж. Стоуэрса (Университет Сан-Франциско, США), являются следую­щие: 1) общая информация, основные онлайновые сервисы; 2) цифровые услуги (услуги, осуществляемые полностью в сети); 3) охрана персональных данных
при сетевом обмене информацией с правительственными сайтами; 4) обеспечение доступа к информации людям с ограниченными возможностями; 5) обеспечение доступа
к информации иноязычных граждан; 6) реклама, платный доступ к услугам; 7) на­личие специальных интерактивных возможностей; 8) навигационные сервисы и др.[46]

Опыт сравнительного обзора методик мониторинга доступности информации на правительственных сайтах показывает, что наиболее ценными и важными
для пользователей общими требованиями доступности являются:

1) полнота предоставляемой информации (возможность гражданина найти исчерпывающую информацию об органе власти, его работе и возможностях индиви­дуального использования его ресурсов);

2) «отзывчивость» органа власти по отношению к информационным нуждам граждан (проявляется в нацеленности чиновников на сотрудничество и оказание помощи людям по существу, интерактивность информационного канала органа власти и оперативность предоставления информации);

3) удобство использования информационного ресурса (оптимальная логиче­ская и графическая организация материалов сайта, позволяющая большинству пользователей находить необходимую информацию за минимальное время).

В качестве дополнительных критериев оценки доступности информации можно использовать критерии наличия базовых электронных услуг, дополнительных сервисов и популярности ресурса среди пользователей.

В зарубежных странах используются разные методики оценки открытости правительственных сайтов. Это связано с различиями юридической составляющей понимания открытости, практически достигнутым уровнем решения проблемы удаленного доступа к правительственным сайтам, конкретными задачами каждого такого исследования-мониторинга и другими причинами.

Основные требования к наполнению интернет-сайтов государственных органов и организаций Республики Беларусь содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»[47], а также в постановлении Совета Мини­стров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192»[48].

В соответствии с ними, на главной странице интернет-сайта непосредственно либо в виде отдельных рубрик должна быть размещена следующая информация:

· о государственном органе и организации;

· о работе с обращениями граждан и юридических лиц;

· об осуществлении административных процедур в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей;

· о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) организацией;

· о новостях государственного органа и организации;

· о формах обратной связи;

· иная информация, определяемая Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь или размещаемая по решению руко­водителя государственного органа и организации.

В наши дни формируются новые стандарты, определяющие особенности доступа к информации о деятельности государственных органов, которые развивают требования, заложенные приведенными выше Указом и постановлением. В этой связи для работника идеологической вертикали принципиально важным является понима­ние необходимости дальнейшего развития и совершенствования идеологической составляющей основных принципов организации информации на сайте госу­дарственного органа.

Анализ международного опыта по разработке и внедрению методик оценки открытости сайтов органов власти показывает, что существуют разнообразные критерии ее оценки. Использование этого опыта в современных условиях в Рес­публике Беларусь возможно лишь с учетом сложившейся в стране информационно-технологической среды и уровня ее пользователей. По-видимому, предоставление органами власти некоторых электронных услуг (например, электронных платежей, регистрации по месту жительства, заполнения налоговых деклараций в интерак­тивных формах правительственных сайтов, получение различных разрешений
и лицензий и др.) является пока преждевременным в условиях отсутствия развитой информационной правительственной инфраструктуры и культуры интерактивной работы с гражданами в органах власти. Наоборот, выверенное идеологическое сопро­вождение всех разделов сайта государственного органа, в особенности касающихся сведений о государственном органе и организации, в наши дни представляется обяза­тельным. Однако данное сопровождение должно быть творчески связано с местными (региональными) условиями идеологической работы и способствовать более полной реали­зации в информационном пространстве Республики Беларусь и за ее пределами базовых принципов идеологии белорусского государства: патриотизма, единства нации, социальной справедливости, нравственности.

С этой точки зрения критерии оценки предоставления информации на сайтах органов власти должны быть адекватны не только нынешнему белорусскому уровню информационной правительственной инфраструктуры, но и требованиям идеологи­ческой работы. С учетом практики проведения мониторинга эффективности веб-сайтов за рубежом и в нашей стране можно выделить такие основные требования, предъявляемые к системе оценочных критериев идеологической составляющей оте­чественных веб-сайтов государственных органов, как ее доходчивость, убедитель­ность, релевантность принципам идеологии белорусского государства. Данными критериями, как представляется, следует дополнить и расширить перечень тради­ционно выделяемых критериев оценки предоставления информации: простота, максимальная объективность, гибкость (универсальность) и практичность (деше­визна). На основании перечисленных выше критериев и требований, а также норм белорусского законодательства, которые достаточно четко формулируют требования к функционированию интернет-сайтов государственных органов, формируется интегральная методика, адекватная для применения к оценке белорусских веб-сайтов государственных органов с учетом их роли и места в идеологической работе
в Республике Беларусь.

Наши рекомендации