Отмена крепостного права в России и на белорусских землях. Восстание 1863 г

Развитие капитализма в Европе к началу XIX века привело к смене феодально-абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства – конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западно-европейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 – 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.

Эта необходимость ярко проявилась в Беларуси. Большинство ее жителей (74,3%) составляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуитских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к потребностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостничества привели к упадку крестьянского хозяйства. Проблема увеличения доходности помещичьих имений не разрешалась. Все чаще помещики обращаются к кредиту и закладывают свои имения и крепостных крестьян в залог. В 1859 г. белорусскими помещиками было заложено в кредитных учреждениях около 60% крепостных. В целях увеличения прибыли имений, их доходности, помещики расширяли запашку, увеличивали барщину, которой в 50-е годы было охвачено свыше 90% крепостных. Усиление помещичьего гнета вело к росту крестьянских волнений. В 1858 – 1860 гг. они прошли почти во всех уездах Беларуси. Одиннадцать раз их подавляли военной силой.

Чтобы предотвратить социально-политический взрыв, правительство стало на путь реформ. Начать реформы было решено с белорусских и литовских губерний. Учитывалось, что помещичьи хозяйства Беларуси были довольно тесно связаны с рынком и имели опыт применения труда безземельных крестьян. По мнению властей, помещики здесь были более подготовлены к отмене крепостного права, чем в других губерниях России. Брался в расчет и тот факт, что в губерниях, граничащих с Польшей, крестьяне уже пользовались личной свободой. Помещики Беларуси неоднократно высказывались за отмену крепостного права с сохранением земли в своих руках. В сентябре 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний направили в Петербург адреса (ходатайства), в которых выражали желание освободить крестьян, но без земли. В ответ в ноябре был опубликован рескрипт царя на имя Виленского генерал-губернатора В. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. комитеты, созданные в Минской, Виленской и Гродненской губерниях, высказались за безземельное освобождение крестьян. Проекты безземельного освобождения крестьян правительством были отвергнуты.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне получили, хотя не сразу, личную свободу, их нельзя было продавать, дарить. Они получили свободу вступать в брак, вести судебные дела, беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью. В Беларуси реформа проводилась на основе общего и двух местных положений. На Витебскую и Могилевскую губернии распространялось «Положение для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских». В тех губерниях, где господствовало общинное землепользование, размеры предоставляемых крестьянам наделов составляли на душу мужского пола: высший – от 4 до 5,5 десятин, низший – 1/3 высшего. Если размер надела превышал высшую норму, то помещик имел право «отрезать излишек» в свою пользу (отрезки). Сохранялась круговая порука. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях, где не существовало крестьянской общины, а было подворное землепользование, в крестьянское землепользование передавалась та земля, которой они пользовались до 1861 г. согласно инвентарям. В том случае, если у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или у помещика оставалось менее 1/3 части удобных для земледелия земель, последний получал право отрезать в свою пользу 1/6 крестьянской земли. Повинности устанавливались на уровне инвентарных норм и выполнялись индивидуально.

Крестьяне получили право выкупать свою усадьбу, а с согласия помещика и полевой надел. Выкуп крестьянин должен был платить только за землю. Однако цена на нее в Беларуси была завышена в 3 – 4 раза. 20% суммы при выкупе платили сами крестьяне, а оставшуюся часть правительство, которую они должны были в течении сорока девяти лет выплатить государству.

Крестьяне не приняли объявленной им «свободы», отказывались выполнять барщину, самовольно рубили леса, поджигали помещичьи имения. В течение 1861 г. отмечено 379 крестьянских выступлений, в 125 случаях для их усмирения использовалась вооруженная сила. Восстание 1863 г. вынудило правительство принять меры, смягчающие социально-политическую напряженность. Указом 1 марта 1863 г. вводился обязательный выкуп крестьянами своих наделов в Виленской, Гродненской, Минской губерниях. С 1 мая прекращались временно-обязанные отношения, выкупные платежи снижались на 20%. Генерал-губернатор М. Муравьев подписал приказ о наделении трехдесятинными земельными участками тех, кто утратил землю в 1846 – 1856 гг. Эти меры смягчили последствия реформы в Беларуси. В 1867 г. оброк был заменен на обязательный выкуп земли для государственных крестьян.

Отмена крепостного права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки. Одной из первых началась военная реформа. Страна была поделена на военные округа, срок службы был сокращен до 7-8 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы для лиц, имевших образование, значительно сокращался. Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным. По этой же причине с большим опозданием и существенными отступлениями от статута проводилась в Беларуси и судебная реформа. Только в 1872 г. были введены мировые суды. Мировые судьи здесь не избирались, а назначались из числа помещиков министром юстиции. В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний были отнесены к Виленской судебной палате. Витебской губернии – к Петербургской, а Могилевской – к Киевской. В 1889 г. был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. В Беларуси (только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях) закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г.

Школьная реформа проводилась в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» и «Статутом гимназий и прогимназий» 1864 г. В основу этих документов был положен принцип всесословности образования. Расширилась сеть начальных школ. Среднее образование давали классические гимназии и ремесленные училища. Однако контингент учащихся в средней и высшей школе регулировался высокой оплатой за обучение.

В 1875 г, т.е. на пять лет позже, чем в русских губерниях, в Беларуси стала проводиться реформа городского самоуправления. В ее основу был положен буржуазный принцип всесословности выборных органов управления при соответствующем имущественном цензе. От выборов в городские думы полностью отстранялось большинство населения, не имевшего необходимого имущественного ценза: ремесленники, рабочие, домашняя прислуга. От выборов фактически устранялось еврейское население, составлявшее в Беларуси большую часть городского населения.

Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. в Беларуси проводились с определенными ограничениями, в отличие от Центральной России. Это проявилось прежде всего в области землевладения и землепользования, что было направлено преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. По закону 5 марта 1864 г. «лицам польского происхождения» и евреям в западных и юго-западных губерниях было запрещено покупать казенные и частные земельные владения, проданные за долги. Им не разрешалось также приобретать, принимать в залог, управление, аренду земли, купленные на льготных условиях. Они не имели права пользоваться льготами и ссудами. Согласно закону от 10 июля 1864 г. евреи «черты оседлости» вообще были лишены права приобретать земли. Законом от 10 декабря 1865 г. «Лицам польского происхождения» также запрещалось получать в собственность имения. В мае 1882 г. правительство запретило евреям селиться вне городов Беларуси за исключением Могилевской губернии, что привело к искусственному сосредоточению его в городах и местечках. Это способствовало аграрному перенаселению в деревнях.

Восстание 1863 г. в Беларуси

В национально-освободительном движении Польши участвовали различные силы, ставившие перед собой различные цели. В итоге идейно и организационно оформились два течения: «белые» и «красные». «Белые», представлявшие интересы крупной и средней буржуазии и помещиков, надеялись добиться воссоздания Речи Посполитой в границах 1772 г. при дипломатической помощи западноевропейских государств. «Красные» ставили ту же цель, но достичь ее надеялись путем вооруженной борьбы. Они делали ставку на представителей ремесленников, крестьян, малоземельной и безземельной шляхты, мелких чиновников и делились на «правых» (умеренных) и «левых» (революционных) демократов. «Правые» аграрную проблему предлагали разрешить путем наделения крестьян землей, но с сохранением помещичьего землевладения и при компенсации государством за переданную землю крестьянам. «Левые» выступали за безвозмездную передачу земли крестьянам, за независимость Польши, но при этом признавали право белорусов, литовцев и украинцев на самоопределение, предлагали действовать совместно с российскими революционерами.

В марте 1862 г. в Варшаве «красные» создали Центральный национальный комитет (ЦНК) – руководящий и координирующий орган по подготовке восстания. Для подготовки восстания в Беларуси и Литве в июне 1862 г. создается Литовский провинциальный комитет (ЛПК), формально подчиненный варшавскому ЦНК. К лету 1862 г. К. Калиновский вместе с В. Врублевским и Ф. Рожанским стали издавать первую в стране революционно-демократическую газету «Мужицкая правда». Газета стала рупором революционно-демократического крыла «красных».

В январе 1863 г. в Варшаве началось восстание. 1 февраля ЛПК обнародовал программные документы, дублирующие программу польских соратников. Все жители края призывались к восстанию без различия веры, происхождения, сословия и объявлялись свободными и равноправными. По их программе, в крестьянскую собственность переходили земельные наделы (безвозмездно), которыми они пользовались, с помещиками за землю должно было рассчитаться государство. Безземельные крестьяне наделялись 3 моргами (2,1 га) земли при условии, что они примут участие в вооруженной борьбе. Рекрутская повинность заменялась 3-летней всеобщей воинской повинностью, восстанавливалась униатская церковь. Однако эти обязательства не соответствовали мечтам большинства крестьян и не смогли привлечь их к восстанию.

Первые повстанческие отряды были созданы на территории западных уездов Беларуси в марте-апреле 1863 г. Они формировались из местной шляхты, офицеров, ремесленников, студентов, крестьян. Повстанческие отряды возглавили В. Врублевский и Ф. Рожанский в Гродненской губернии, З. Сераковский и А. Трусов на Минщине. Плана действий не было, отсутствовала взаимопомощь. Руководители намеревались поднять восстание в прибалтийских и русских губерниях. Но этого им сделать не удалось.

Наибольшего успеха добился Л. Звяждовский. С помощью студентов Гори-Горецкого земледельческого института ему удалось 24 апреля 1863 г. захватить уездный город Горки. Но вскоре и этот отряд был разбит. Из Петербурга и Москвы на помощь ему прибыли несколько офицеров, которые начали формировать отряды в Оршанском, Чериковском, Сенненском и других уездах, но соединиться с отрядом Л. Звяждовского не смогли. Под Борисовом потерпел поражение отряд З. Сераковского, сам он был взят в плен и казнен в Вильно 27 июня 1863 г.

Более активно действовали повстанческие отряды на Виленщине и Гродненщине. На Гродненщине действовало 5 отрядов, в которых насчитывалось 1700 человек. В мае 1863 г. повстанцы провели более 20 боев, среди которых наиболее ожесточенным было сражение возле местечка Миловиды Слонимского уезда.

Среди руководителей восстания развернулась борьба за власть. «Белые» установили над руководящими органами контроль вначале в Варшаве, а затем и на местах. В марте 1863 г. ЛПК был распущен и создан «Отдел, управляющий провинциями Литвы». К. Калиновский, его соратники подчинились, чтобы избежать раскола в рядах повстанцев, и продолжали повстанческую борьбу.

С середины мая 1863 г. подавление восстания возглавил новый виленский генерал-губернатор М. Муравьев. Он получил от Александра II чрезвычайные полномочия. С его приездом усилились репрессии: начались публичные смертные казни лиц, принимавших участие в восстании, возросло количество арестов, массовой стала высылка в административном порядке. Многие из участников восстания попытались избежать репрессий, прекратили антиправительственную деятельность, оставили посты в революционной администрации, эмигрировали.

Одновременно М. Муравьев провел ряд мероприятий, которые привлекали крестьян на сторону властей: отменил временно обязанные отношения, ввел обязательный выкуп крестьянских наделов, крестьянам были возвращены отрезки, на 20% снижены выкупные платежи. Крестьян стали привлекать к надзору за «польскими» помещиками. Имущество репрессированных помещиков и шляхтичей частично передавалось крестьянам.

В июне были арестованы некоторые члены Отдела управляющего провинциями Литвы. С 31 июля К. Калиновский стал председателем Виленского Отдела, а 22 августа ему были переданы и полномочия комиссара Варшавского правительства в Вильно. Подпольное правительство К. Калиновского попыталось реанимировать восстание. Но реальных успехов достичь не удалось. К началу сентября 1863 г. восстание практически было подавлено. Количество осужденных участников восстания составило 4,5 тыс. человек, 128 из них были казнены, остальные были сосланы на каторгу, на поселение в Сибирь, направлены в арестантские роты. Около 13 тыс. человек власти переселили в отдаленные губернии России. Владения помещиков, имевших отношение к восстанию, конфисковывались в пользу казны и на льготных условиях продавались выходцам из центральных губерний. Все остальные помещики обкладывались контрибуцией. Закрывались или превращались в православные церкви многие костелы. Было закрыто единственное в Беларуси высшее учебное заведение – Гори-Горецкий земледельческий институт. Царизм взял курс на перемещение местной интеллигенции во внутренние российские губернии и замену их этническими русскими. Польский язык был изъят из публичной жизни. Местным откликом на русификаторскую политику царизма стала идеология западнорусизма. Основные ее направления были разработаны в середине XIX в. И. Семашко, И.О. Кояловичем.

К. Калиновский продолжал революционную деятельность. Он скрывался под другими фамилиями, но был выдан. Находясь в тюрьме, К. Калиновский написал и передал на волю «Письма из-под виселицы» - свое завещание белорусскому народу. 10 (22) марта 1864 г. он был публично повешен на Лукишской площади в Вильно.

Восстание 1863 г. оказало большое влияние на оживление революционного движения в России и Западной Европе.

Наши рекомендации