Принципы избирательного права. Виды и роль избирательных цензов
На конституционном уровне в большинстве государств закрепляются принципы выборов, а детальное их регулирование осуществляется путем принятия специальных избирательных законов, иногда это даже конституционные или органические законы. В ряде стран действуют избирательные кодексы (Фран-
ция, Румыния, Молдова).
В конституциях зарубежных стран все чаще формулируются принципы активного избирательного права (права избирать):всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а иногда
добавляется еще и принцип свободных выборов или добровольность.
Под всеобщим избирательным правом понимается некая совокупность правовых требований, предполагающих, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального, имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны. Однако данный принцип утверждался постепенно, в течение длительного времени. Так, еще в начале XX в. в Beликобритании треть мужчин и все женщины были лишены избирательных прав.
В современных условиях круг лиц, принимающих участие в выборах, достаточно широк. Всеобщности избирательного права не противоречит тот факт, что к гражданам (подданным)
предъявляется ряд требований, в соответствии с которыми они могут участвовать в избирательных процедурах.
Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения — избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право они ограничивают: активное или пассивное.
Ценз гражданства означает, что избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. (Например, в Аргентине для приобретения активного избирательного права требуется обладание гражданством не менее трех лет.)
Ценз оседлости подразумевает срок, необходимый для того, чтобы лицо могло быть включено в списки избирателей или зарегистрировано в качестве кандидата на выборную должность. (Например, для кандидата на пост Президента Республики Казахстан ценз оседлости составляет 15 лет, США — 14 лет, Азербайджана, Республики Беларусь — 10 лет.)
Возрастной ценз предусматривает требования к возрасту избирателя и кандидата. В 109 из 150 государств активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в нескольких — лицам старше 19—21 года, а в четырех странах (Бразилия,Куба, Иран, Никарагуа) — с 16 лет. При пассивном избиратель-
ном праве предусматривается более высокий возрастной ценз (для Президента Италии — 50 лет, ФРГ, Эстонии — 40 лет, США, Грузии, Украины, Беларуси — 35 лет).
Ценз языка означает, что избиратель и кандидат должны уметь писать и читать на государственном языке. Сейчас этот ценз можно наблюдать в конституциях ряда африканских стран
(Руанда, Малави), стран СНГ (Молдова, Казахстан, Узбекистан,Украина), а также в государствах Балтии — бывших советских прибалтийских республиках.
Ценз пола является явно дискриминационным и не применяется в избирательном законодательстве демократических государств.
Религиозный ценз распространен в основном в исламских государствах. Например, для того чтобы быть избранным в парламент Ирана, необходимо исповедовать ислам. Исключения предусмотрены для граждан, исповедующих традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживающих в этом государстве.
Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным уровнем образования. Его разновидностью является ценз грамотности, который предполагает умение читать и писать на государственном языке. В ряде стран к этому требованию добавляется требование знать и понимать конституцию.
Имущественный ценз предусматривает наличие у избирателя или кандидата определенной имущественной массы как условие обладания активным или пассивным избирательным правом. Его разновидностью является избирательный залог, который вносится кандидатом перед его регистрацией в избирательную комиссию.
Общим правилом является неучастие в выборах лиц, признанных судом недееспособными. В ряде государств закрепляется ценз неопороченности, в соответствии с которым не голосуют лица, содержащиеся под стражей по приговору суда.
Ценз несовместимости означает запрет одновременно занимать выборную и иную публичную должность. Несовместимость означает также обязанность для выборного лица освободить ранее занимаемую им должность в случае его избрания. В ряде государств требуется предварительный уход в отставку, прежде чем баллотироваться в кандидаты на выборную должность.
Принцип равенства предполагает для реализации активного избирательного права равную для каждого избирателя возможность влиять на результаты выборов. Применительно к осуществлению пассивного избирательного права имеется в виду гарантирование претендентам равных условий участия в избирательной кампании. Запрещается установление в законе каких-либо преимуществ или ограничений для отдельных кандидатов, баллотирующихся на выборные публичные должности.
Равенство активного избирательного права обеспечивается тем, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Действует демократическое правило: «один избиратель — один голос».
Нарушением принципа равного избирательного права был так называемый плюральный вотум (множественное голосование), согласно которому одни избиратели могли иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие. Проявлением плюрального вотума являются куриальные выборы, когда население делится на группы с неравным представительством. В ряде случаев сейчас куриальные выборы преследуют цель обеспечить определенную квоту в представительных органах власти той части населения, которая в большей степени подвержена дискриминации (женщины, этнические меньшинства, представители нетрадиционных религий и др.).
Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми (или примерно одинаковыми). Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа. Порядок нарезки избирательных округов получил название «избирательная география» или «джерримендеринг». При нарезке округов не разрешается нарушать границы административно-территориальных единиц, а потому допускается отклонение в численности населения избирательных округов на 25—30%. Однако некоторые приемы избирательной географии позволяют администрации (правительству), стоящей у власти, таким образом произвести нарезку избирательных округов, чтобы победить на выборах.
Конституционный принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением.
Родиной тайного голосования является Франция, в которой оно было введено в широких масштабах в 1871 г.
Голосование может быть очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. Так, например, в ряде зарубежных стран (например, Великобритания, Германия, Дания) гарантируются избирательные права граждан, находящихся вне места своего жительства, им разрешено голосовать по почте или доверенности. Используя очную форму голосования, избиратель в большинстве государств заполняет бюллетени, которые могут быть как официальными (изготовленными государством), так и неофициальными (обычный лист бумаги, куда избиратель вписывает фамилии кандидатов). Но есть и необычные способы тайного голосования. Так, в ряде развитых государств голосование производится в специальных избирательных машинах. Во многих афро-азиатских странах, где значительная часть населения неграмотна, вместо бюллетеней используются урны с портретами кандидатов, куда избиратели опускают шар или жетон. Альтернативой тайному голосованию является открытое го-
лосование, которое может быть простым или поименным. При простом голосовании избиратели голосуют открыто, но мнение каждого голосующего не фиксируется. При поименном голосовании, напротив, позиция каждого избирателя придается публичной огласке.
Принцип добровольности означает, что именно избиратель принимает решение о своем участии в избирательном процессе.Органы государственной власти и местного самоуправления, другие лица не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободный вотум избирателя.
Участие в выборах в большинстве стран является свободным и добровольным. Прийти на избирательный участок — это гражданский долг каждого избирателя, однако в этих странах за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юридической ответственности. Причины абсентеизма избирателя могут быть самыми раз-
личными: аполитичность, безразличие к выборам, проявление гражданского протеста, наличие объективных обстоятельств (болезнь, отпуск, отдаленность от избирательных участков и др.). Меры борьбы с уклонением от голосования разнообразны и включают в себя не только наказание, но и поощрение за участие в выборах.
В некоторых государствах существует обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей участвовать в голосовании. За нарушение этой обязанности наступают различныесанкции: наложение штрафа (в Египте — 1 доллар США, в Турции — 14 долларов США, в Бельгии — 25 франков, в Австрии —1000 шиллингов), лишение возможности занимать государственные и муниципальные должности (в Аргентине — в течение трех лет). Однако эти санкции не распространяются на лиц,для которых участие в голосовании является факультативным(в Бразилии это лица в возрасте от 16 до 18 лет и старше 70 лет).
Понятие и виды выборов.
Выборы — совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Одновременно выборы — это способ формирования органов государственной власти. Цель выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Посредством выборов в различные органы власти, включая муниципальные, осуществляется ее легитимация.
Социальная роль выборов в современный период состоит в следующем:
1) это институт прямой демократии, высшее непосредствен-
ное выражение народом своей власти;
2) в юридическом смысле акт выборов есть акт вручения народом своим представителям права на осуществление своей власти;
3) это демократический способ формирования представительных органов власти и местного самоуправления, некоторых других институтов;'
4) это легитимный способ конституирования системы власти, а также ее реформирования;
5) выборы можно рассматривать как форму управления публичными делами, представляющими общественный интерес.
В демократических государствах организация и проведение выборов подчинены определенным принципам: обязательность, периодичность, открытость и гласность, свобода, альтернативность выборов. Согласно Конституции Италии (ч. 2 ст. 48), на выборах «голосование личное и равное, свободное и тайное. Его осуществление является гражданским долгом».
Выделяют различные виды выборов.
Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы депутатов общенационального парламента). А частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав представительного органа из-за досрочного
выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на части территории государства) и местными (выборы органов местного самоуправления).
По количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа избирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается
несколько лиц). Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в одинтур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура. Встречаются и многотуровые выборы. Очередные выборы проводят по истечении установленного законом срока полномочий законодательного или исполнительного органа; внеочередные — в связи с досрочным прекращением полномочий органов власти (в случае досрочного роспуска парламента, отставки президента, исполнительного органа государственной власти и т. д.); повторные — в случаях, когда они признаны несостоявшимися или недействительными по решению избирательной комиссии или суда.
Выборы бывают прямые и непрямые. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, практически во всех странах избирая депутатов нижней палаты парламента и органы местного самоуправления. В ряде государств напрямую избираются депутаты верхних палат парламента (США, Италия, Польша), а также президенты (Мексика, Австрия, Франция, Болгария). При непрямых выборах избиратели как бы делегируют свой голос избранным ими представителям.
Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах выборщики голосуют за выдвигаемую кандидатуру (выборы Президента
США). При многостепенных выборах избиратели выбирают представительный орган, в функции которого входит избрание данного органа или должностного лица. Такие выборы могут быть двухстепенными, трехстепенными, четырехстепенными и т. д. Таким образом, непосредственно избиратели выбирают только органы первой ступени.