Вопрос 9. Общественные кризисы и право. Правовые реформы: их необходимость и эффективность
Ответ:Общий подход к познанию позволяет выявить причины глубоких фундаментальных кризисных явлений в правовой среде. Кризис правовой системы обусловлен теми же проблемами, которые характерны и для всего теоретического познания.
Что по сути представляет собой правовая система (право)? По сути, право - это способ реализации, способ достижения справедливости. Способ реализуется путём введения единых норм этой справедливости, норм права. По большому счёту, какие нормы, как они формулируются и применяются, такие и результаты широкомасштабной реализации справедливости. На самом деле, данный способ полностью коррелируется с работающими на практике, известными в естествознании принципами и способами познания. Это способ познания величины и природы юридических объектов (событий (деяний), последствий деяний, ответственности и пр.), в сравнении с выработанными эталонными нормами. В сравнении познаётся величина соответствия (несоответствия) этим нормам деяний людей и их сообществ (структур, организаций, коллективов, предприятий, партий и пр.) В сравнении с природой выработанных норм устанавливается и причинно-следственная природа деяний. Разрабатываются способы недопущения, профилактики их появлений. Формируется правовая среда содержащая объекты, при взаимодействии с которыми объекты общества изменяют свои свойства в нужном для всего общества направлении. Формируются единые "единицы измерения"справедливости, понятия деяния, ответственности, вины и применяется к данному понятию соответствующая норма права. Выясняется величина ответственности, вины, наказания.
Действительно, из общего определения познания, применительно к деяниям следует.
Объективное познание объекта-деяния – есть определение относительной, сравнительной характеристики (величины) его свойств, относительно познанных ранее эталонных понятий (величин) норм, этих свойств, определение вида причинно-следственной зависимости относительного объекта-деяния (как целого) от его свойств-подпонятий и, наконец, формулирование понятия деяния (убийство, кража, взятка, вред по неосторожности и пр.).
Задача демократических институтов заключается в том, что бы выработать демократическими механизмами общественные эталонные нормы права, в сравнении с которыми объективно познаётся любое деяние. Так доложно быть исходя из общенаучного подхода к познанию.
Так должно быть, ибо это и есть часть общенаучной методологии познания величины и природы любого свойства, в том числе и справедливости. Но так ли есть на самом деле?
Право - это теория, которая должна вытекать из принципов объективного познания. К сожалению, принципы познания в науке нуждаются в глубочайшей ревизии. Вот и правовая практика, дитя беспринципной теории, по той же причине, имеет проблем "выше крыши". В итоге многовекового бессистемного, беспринципного правостроительства, нормативная правовая база, формализованная для массового употребления переполнена неконкретными, безотносительными, бессистемно сформированными, а значит, не однозначно трактуемыми понятиями права. Эталоны права получились "резиновые", величину которых определяет правосудие.
Необходимость осуществления правовой реформы в стране обусловливается глубокими изменениями экономической системы, конституционного строя Российской Федерации, демократическими преобразованиями государственной и общественной жизни. Провозглашение России правовым государством, верховенства закона, принципа разделения властей предполагает серьезные правовые изменения по самым различным направлениям.
Юридическое сообщество нашей страны уже длительное время бурно дискутирует по поводу правовой реформы. Прежде чем принять в этом участие, есть смысл вспомнить, что единственно разумной целью реформы любой действующей общественной системы может быть лишь повышение ее эффективности. Только когда эта цель является определяющей, тогда успех реформы действующей системы может быть обеспечен.
Целое десятилетие шла реформа экономики. Руководили ею умнейшие люди, взяв на вооружение передовые теории. А результат весьма плачевен - колоссальное снижение производства и эффективности экономики. Причина может быть в том, что вместо того, чтобы принимать решения, руководствуясь в первую очередь соображением, способствуют ли они повышению эффективности системы производства, эти решения принимались по другим, самым далеким от названной цели мотивам - идеологического, ведомственного, корпоративного, местного, а иногда и личного характера.
Правда, эффективность проводимой правовой реформы определяется несколько иными категориями, чем экономика. Прежде всего это создание такой правовой системы, которая способна защищать конституционные права и законные интересы граждан как от преступных посягательств, так и от незаконных действий органов власти, их должностных лиц и других граждан.
Любая реформа, в том числе правовая, может и должна проводиться с исключительной целью - обеспечение системы прав человека в обществе, гарантий прав и законных интересов личности.
Масштабная правовая реформа предусматривалась еще Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 О "разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации"*(1). В нем как основные элементы концепции правовой реформы были определены вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, а именно:
законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;
упрочение основ и защита конституционного строя;
реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;
создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;
обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;
конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;
выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления;
дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки;
организация правовой экспертизы в нормотворческой и правоприменительной практике;
формирование современной широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде.
Все эти положения актуальны и через десятилетие - в настоящее время, но, к сожалению, в большинстве своем они так и остались нереализованными.