Внешняя политика ЕС в 2000-е годы: ключевые этапы становления ОВПБ/ЕПБО. Внешняя политика ЕС после Лиссабонского договора (2007/9 г.)
· Формирование общей внешней политики
- Решения по внешней политике требуют консенсуса
- Если принятие «стратегий» требует консенсуса, то в их рамках принимаются большинством голосов
- Возможность «optingout»: государство не участвует в решении, но не препятствует его принятию и реализации (+ Амстердамский договор допустил продвинутое сотрудничество той или иной группы членов ЕС в ОВПБ, а Ниццкий договор четко ввел его в повседневную практику, кроме военных или оборонных решений. Лиссабонский договор – еще дальше - предусматривает «постоянное структурированное сотрудничество отдельных групп членов ЕС и в военной сфере)
- Пост Высокого представителя, Генеральный секретариат
- Лиссабон: сосредоточение всех вопросов (и бюджета) внешней политики в досье Высокого представителя
- Формирование внешнеполитической службы
>>ЕС все чаще выступает с общих позиций
Общая ВП и ОЕПБО ЕС
после 2МВ безопасность Европы гарантировалась тесным сотрудничеством с США, а НАТО являлась основным ведомством по самообороне.
с окончанием холодной войны эта ситуация изменилась - США не стремятся участвовать в каждом региональном столкновении на континенте и, в некоторых случаях, будет более уместным разрешение конфликтов самими европейцами + члены ЕС выражают готовность к созданию средств, необходимых для поддержания их общих ценностей и защиты интересов.
ЕС заложил основы единой внешней политики и политики безопасности в Маастрихтском договоре 1992, пять основных задач: защищать основные интересы и независимость Союза, укреплять безопасность Союза, защищать мир и укреплять международную безопасность, развивать международное сотрудничество, защищать демократию, законность и соблюдение прав человека.
Амстердамский Договор1997 усовершенствовал процесс принятия решений в ЕВПБ, представил более точную формулировку политики и механизмы раннего предупреждения путем создания политического подразделения, работающего в Совете Министров, учредил пост Высшего Представителя CFSP (Хавьер Солана); заново сформулировал задачи безопасности и обороны ЕС, позволяя использовать, как военные, так и гражданские возможности при гуманитарных бедствиях.
Основные функции ОВПБ были поделены между двумя органами ЕС — Европейским советом (определение принципов и выработку общей стратегии) и Советом (решения о позициях и действиях). Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000). Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства, а не единогласия. Общий курс ЕС в мире нуждался после провозглашения ОВПБ в адекватной организационной базе. Важную роль в ее Формировании сыграл Кельнский саммит Европейского совета (3-4 июня 1999 г.). Амстердамский договор учредил пост Высокого представителя по ОВПБ, возложив его полномочия на Генерального секретаря Совета ЕС. В Кельне на этот пост назначили бывшего Генерального секретаря НАТО Хавьера Солану. Структуры, обслуживавшие его, были основательно модернизированы и расширены после провозглашения ЕПБО/ОПБО.В его функции входит ведение переговоров с третьими сторонами от имени Европейского совета. Европейский совет наделяется правом заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ на основе единогласия государств-членов.
ситуация в Косово показала недостаточность существующих военных возможностей членов ЕС + новый вызов –терроризм (после 9/11) >> необходимость в формулировании европейской стратегической политики обороны. На Протяжении десятилетий этому препятствовала Великобритания — главный «атлантист» и верный союзник США. Лондон всегда добивался, чтобы все военные проблемы ЕС решались Исключительно в рамках НАТО. Но в 1998 г. Великобритания не только согласилась на создание в ЕС общей обороны, но и стала одним из ее инициаторов.
В европейской политике безопасности и обороны (с 1 декабря 2009 г. — Общей политике безопасности и обороны) Решающее событие произошло 4-5 декабря 1998 г. во французском курортном городке Сен-Мало. Саммит Президента Франций Жака Ширака и Премьер-министра Великобритании Тони Блэра принял совместную декларацию с призывом к ЕС начать формирование общей политики безопасности и обороны. С этих дней в Европе принято начинать отсчет ЕПБО/ОПБО.
Официальное создание ЕПБО произошло в 1999 г. в два этапа. Сначала Европейский совет на Кельнском саммите принял Декларацию, в которой формулировались основные задачи ЕПБО: обрести способность к автономным действиям, обеспеченную эффективными военными силами ... чтобы быть в состоянии реагировать на международные кризисы без ущерба для действий НАТО. Европейский совет решил, что теперь он возьмет на себя реализацию «петерсбергских задач», тогда как ЗЕС прекратит свою деятельность, а его органы вольются в систему ЕС. «Петерсбергские задачи», таким образом, с самого начала стали официальными задачами ЕПБО.
Вторая часть комплекса решений о создании ЕПБО была принята Европейским советом на сессии в Хельсинки (1999 г.), где был одобрен план формирования исполнительных органов ЕПБО. Политический комитет, состоявший из послов стран — членов ЕС, был существенно Укреплен и переименован в Комитет по политике и безопасности — КПБ. Данный Комитет осуществляет политическое Управление реализацией ОВПБ и ЕПБО/ОПБО. Кроме того, был создан совершенно новый орган — Военный комитет ЕС (ВКЕС) в составе высших военных чинов стран ЕС, в функции которого входят управление подготовкой и проведением операций в рамках ЕПБО. Практическая отработка этих операций возложена на также впервые созданный Военный штаб ЕС, входящий в состав Генерального секретариата Совета ЕС.
Сердцевиной хельсинкских решений явился комплекс мер под названием «Головная цель». Ее цель состояла в том, чтобы обеспечить к 2003 г. способность ЕС развернуть за 60 дней и поддерживать не менее одного года контингент корпусного уровня (до 15 бригад, или 50—60 тыс. личного состава). Такие контингенты в ЕС стали называть силами быстрого реагирования.
Параллельно с военным открылось второе направление ЕПБО — невоенное, или гражданское. Его главным содержанием стало создание потенциала быстрого реагирования для управления кризисами с применением невоенных средств. Для этого Евросоюз должен быть способен быстро развернуть и поддерживать в зоне кризиса необходимое число сил гражданской полиции, а также выдвинуть в эту зону в течение 24 часов объединенные силы и средства поиска и спасения. Кроме того, предусматриваются оказание гуманитарной помощи, административная и правовая реабилитация, мониторинг проведения выборов и соблюдения прав человека.
В ноябре 2008 г. ЕС принял решение открыть еще одно направление ЕПБО/ОПБО — военно-морское (операция «Аталанта» против сомалийских пиратов в Аденском заливе и прилегающих водах в декабре 2008 г.)
· Проблема взаимодействия с третьими странами
Механизмы взаимодействия с партнерами:
А) «Севильский механизм» (2002 г.): участие партнеров (в т.ч. России) в операциях ЕС
- Регулярные консультации с партнерами по международно-политическим вопросам
- После принятия ЕС о развертывании операции они могут присоединиться к ней (в т.ч. на этапе планирования)
Б) Развитие ОВПБ и формирование ЕПБО вызвали беспокойство в США. На сессии Европейского совета в португальском городке Санта Мария де Фейра 19-20 июля 2000 г. было принято решение, что «развитие консультаций и сотрудничества между ЕС и НАТО Должны проходить при полном уважении к автономности Принятия решений в ЕС». В конце концов, Соединенные Штаты признали право ЕС на собственный курс. Но и Евросоюз сделал уступки НАТО. В 2000-2001 гг. состоялись первые в истории совместные заседания министров иностранных дел и министров обороны ЕС и НАТО. С этого времени резко расширилась практика взаимных Консультаций и обмена информацией на самых разных уровнях. Проблемы безопасности и обороны стали систематически обсуждаться на ежегодно проходящих саммитах ЕС — США.
+ «Берлин плюс» (2003 г.): использование возможностей НАТО
- Поддержка штаб-квартиры НАТО при проработке вариантов военной операции (до принятия политического решения в ЕС)
- Использование штаб-квартиры НАТО для оперативного планирования и управления операцией ЕС (эта возможность использовалась дважды – в Македонии и Боснии)
- Задействование средств НАТО в операциях ЕС
· Европейская стратегия безопасности (2003 г.) - главная концептуальная основа ЕПБО
- идея многополярности современного мира, ЕС — один из этих полюсов
- Основные угрозы (против них нацелены ЕПБО и ОВПБ):
А) Крупномасштабная агрессия против стран ЕС невероятна
Б) Терроризм, распространение ОМУ, региональные конфликты, несостоявшиеся государства, организованная преступность
- 3 группы «стратегических целей»: противодействие угрозам и их нейтрализация, создание вокруг ЕС пояса из дружественных соседей, а также сотрудничество с международными организациями и со странами-партнерами, взаимодействие с ООН и ее Советом Безопасности, который «несет первостепенную ответственность за поддержание международного мира и безопасности».
- Международный порядок на эффективной многосторонней основе:
А) Комплексный подход: верховенство закона, экономическое развитие, безопасность
Б) Концепция гражданско-военных операций
- к кругу «петерсбергских задач» добавились ряд новых, список еще больше расширен в Лиссабонском договоре.
- Основные компетенции:
А) Кризисное регулирование
Б) Верховенство закона
В) Международная полицейская деятельность
Г) Гражданское управление
Д) Гражданская оборона
Решение общих концептуальных вопросов шло в ЕС параллельно с совершенствованием двух практических частей ОПБО и ОВПБ: военно- политической и миротворческой. По каждой из них в 2004 г. были приняты среднесрочные планы действий — «головные цели».С новыми военными инициативами по традиции выступили Франция и Британия. Эти инициативы, получившие название «Головная цель — 2010», открыли второй этап развития ЕПБО/ОПБО. Его сердцевиной стало создание новой структуры для проведения операций — боевых групп. Речь шла о том, чтобы в дополнение к громоздкой махине, предусмотренной «Головной целью» и порой не существующей в реальности, создать комплекс эффективных и мобильных контингентов, готовых к переброске в любую точку мира. «Головная цель — 2010» была принята Европейским советом на сессии в Брюсселе 17—18 июня 2004 г. Вслед за военными инициативами оживилось и гражданское миротворчество, тем более что оно составляет основную часть зарубежных акций ЕС. Европейский совет на своей сессии в Брюсселе 16-17 декабря 2004 г. провозгласил «Гражданскую головную цель — 2008». Для ее реализации начали создавать гражданские команды быстрого реагирования. Они представляют собой Небольшие отряды, способные быстро выдвинуться куда необходимо и обеспечить Условия для развертывания крупных гражданских или полицейских миссий
В Лиссабонском договоре в развитие прежних договоров заново изложены принципы, на которых базируются действия ЕС на международной арене: «демократия, верховенство закона, универсальность и неделимость прав человека и фундаментальных свобод, уважение к человеческому достоинству, принципы равенства и солидарности и уважение к принципам Устава ООН и международного права». В Лиссабонском договоре подробно сформулированы и цели ОВПБ, в том числе:
• защита ценностей, основных интересов, безопасности, независимости и целостности;
• консолидация и поддержка демократии, верховенства закона и принципов международного права;
• сохранение мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава ООН, принципами Хельсинкского заключительного акта и принципами Парижской хартии;
* содействие интеграции всех стран в мировую экономику;
* поддержка международной системы, основанной на усиливающемся многостороннем сотрудничестве и успешном глобальном управлении.
В Маастрихтском договоре были предусмотрены общие позиции (координировать действия государств — членов ЕС на международной арене: консультации, выработка единых подходов+ согласуют свои позиции в ООН и других международных организациях, на международных Конференциях и многочисленных официальных встречах) и совместные действия (1993 г. Совет ЕС принял решения о первых двух совместных действиях. Одно предусматривало конвоирование гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину, другое — отправку команды наблюдателей на парламентские выборы в России).В Дополнение к ним Амстердамский договор предусмотрел Принятие общих стратегий. Общие стратегии время от времени принимались Европейским советом относительно России, Ближнего Востока, Средиземноморья, Африки, других стран и регионов. Они также касались Крупнейших международных проблем: контртерроризма, нераспространения оружия массового уничтожения, учреждения стратегического партнерства. В Лиссабонском договоре общие позиции и совместные Действия переименовали, не меняя их существа, в «позиции и действия Союза»+отказались от понятия множественности стратегий и заменили его более общим подходом, предусматривающим, Что реализация ОВПБ исходит из комплекса стратегических интересов, целей и основных ориентиров. Это, однако, не исключает выработки стратегий по конкретным проблемам.
Лиссабонский договор радикально перестроил и усилил эшелон руководства ОВПБ и ОПБО, учредив пост Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности, по существу, министра иностранных дел (а частично и обороны) ЕС -Кэтрин Эштон (одновременно -заместитель председателя ЕК). Иными словами, сделан новый большой шаг в развитии внешней и военной политики ЕС.
· Операции ОПБО ЕС:
За последние 10 лет: 24 операции в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и особенно – в Африке
Из них 17 гражданских и 7 военных
13 осуществляются в настоящее время, 11 завершены
Текущие гражданские операции: 10 (завершено 7)
Текущие военные операции: 3 (завершено 4)
К концу первого десятилетия XXI в. в ЕС начали подводить итоги развития потенциала ЕПБО. В реализации «Головной цели» выявились не только успехи, но и крупные неудачи. Обнаружилось странное несоответствие между огромной численностью официально действующих сил и небольшим количеством сил, реально участвующих в операциях. В числе причин назывались нестыковка сил и средств, выделяемых разными членами ЕС, недостатки координации, Неповоротливость руководящих органов ЕС, ОВПБ и ЕПБО, Финансовые проблемы. Перед ЕС встала задача устранить вскрытые недостатки и подготовить новый этап развития ЕПБО и ОВПБ.
· «Восточная политика» ЕС
- До расширения ЕС в 2004 – 2007 г. отношения с постсоветскими государствами регулируются СПС
- Дифференциация этих отношений после расширения
- 2003: Европейская политика соседства для южных и восточных соседей (Украина, Молдова, Беларусь), с 2004 г. также страны Южного Кавказа
- 2003-2005: концепция «четырех пространств» с Россией
- 2007 г.: Центральноазиатская стратегия ЕС
- 2008 – 2009: программа Восточного партнерства ЕС
+ ЕПС В Средиземноморье, новый формат – Союз для Средиземноморья (СДС), все то же самое – развитие сотрудничества по всем направлениям – политика (содействие демократизации в странах южного Средиземноморья, помощь в создании демократических институтов), экономика (цель – создание ЗСТ, но европейцы переживают за свою с/х продукцию, поэтому процесс с 1995г уже тормозится), безопасность (приоритет; борьба с незаконной миграцией, предотвращение наркотрафика), законодательство (сближение с европейским), культура.
· Проблема европейской безопасности
Выбор:
- Постсоветское пространство или его часть также интегрируются в евро-атлантическое пространство
- Если они не интегрируются, то – выстраивание механизмов взаимодействия стран евро-атлантического и евразийского пространств
>>Вариант оформления статус-кво
- Разграничение географических сфер ответственности (соглашение между ОДКБ и НАТО, Таможенным союзом и ЕС)
- Нейтральный статус не входящих в ОДКБ и ТС постсоветских государств
- Треугольник Россия – США/НАТО – ЕС