Использование современных информационных систем для агитации, пропаганды и информационного противоборства
В условиях свободы слова и печати на территории Беларуси беспрепятственно циркулируют мощнейшие информационные потоки. Это приводит к распространению недостоверной или умышленно искаженной информации. Данные действия направлены на разрушение общественного согласия, подрыв духовных и нравственных устоев белорусского общества, расшатывание государственного строя. При этом активно используются давно апробированные методы манипулирования сознанием – беспредельная ложь, подтасовка фактов, привлечение к пропаганде «новых» идей представителей «пятой колонны».
Важнейшей задачей молодого белорусского государства является борьба
с манипуляцией общественным мнением, навязыванием ему чуждой (западной) идеологии и морали. Ведущая роль в данном вопросе принадлежит государственным СМИ, которые должны эффективно противостоять информационному прессингу
со стороны иностранных информационных ресурсов и формировать положительный имидж страны. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения. Поэтому необходимо вывести белорусские СМИ (телевидение, радиовещание, печатные издания) на качественно новый уровень, более активно использовать Интернет для распространения объективной информации
о Беларуси.
СМИ призваны способствовать приобщению каждого человека к духовным ценностям и национальным традициям, участию в общественных делах. Белорусские СМИ должны стать эффективным инструментом поддержания постоянной взаимосвязи между обществом и властью. Недопустимо использовать телевидение, радио
и печать для манипуляции общественным сознанием, насаждения реакционных взглядов, дискредитации белорусских властей.
Газетным материалам, передачам по телевидению и радио порой не хватает убедительности и серьезных обобщений, они бывают перегружены общими фразами. Много сложилось штампов, «обкатанных» выражений. Некоторые публикации
и передачи поднимают важные вопросы, но они ведутся так сухо и бесстрастно,
что не привлекают внимания читателей и слушателей, а иной раз вызывают и прямо негативное отношение. Обзорность, яркость, выразительность языка против многословия и штампов – главное условие повышения действенности выступлений государственных СМИ.
Надлежит увеличить объем белорусского вещания, долю отечественных передач на национальных каналах, повысить их конкурентоспособность с российскими аналогами. В республике пока оказывается слабое влияние государства на формирование общественного мнения интернет-пользователей.Выходом из сложившейся ситуации является создание пропрезидентских сетевых СМИ, которые смогут прекратить доминирование «оппозиции» в важном секторе национального информационного пространства.
Особое внимание следует обратить на улучшение деятельности районных
газет. Многие из них бывают перегружены официальными материалами, очень
мало публикуют письма читателей. Актуальные проблемы порой освещаются
поверхностно, по давно сложившемуся шаблону. На страницах ряда газет низким остается уровень критики деструктивных политических сил. Нередко газетные страницы содержат неоправданно длинные статьи. Многие журналисты все еще забывают старую истину: писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.
Наша пресса – важнейший участок идеологического фронта. Это та три-
буна, с которой ведется повседневный разговор с широкими массами трудя-
щихся. Идеологическая вертикаль обязана уделять средствам массовой информа-
ции и пропаганды повседневное внимание, оказывать им помощь и поддержку. Каждый номер газеты, каждая радио- и телепередача должны быть глубоко продуманными, нести заряд высокой идейности, формировать здоровое общественное настроение.
Ведущая роль в формировании мировоззрения белорусских граждан принадлежит системе культуры и образования. Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями»[64]. Беларусь нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и на благо общества, гражданине-патриоте, испытывающем чувство гордости за свою Родину.
Белорусской культуре следует избавляться от ложных ценностей псевдокультуры, замешанной на коммерции, способствовать приобщению граждан к богатствам мировой и отечественной классики, содействовать возрождению национальных традиций. Изображение «героев нашего времени», ежедневно совершающих гражданские и трудовые подвиги на благо Родины и государства – вотосновная цель современной белорусской культуры.
Особое место в системе идеологической работы отводится Белорусскому республиканскому союзу молодежи,который призванформировать духовно-нравственные качества молодых граждан Беларуси. БРСМ должен разработать эффективную систему нравственно-патриотического воспитания молодежи, уделять особое внимание проблемам формирования активной жизненной позиции, положительных социальных ценностей и идеалов, гражданственности.
Усилия следует направить на пропаганду здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физкультурой и спортом, искоренение пьянства, наркомании, проституции, на контрпропаганду западного «общества потребления». Воспитание молодого поколения необходимо строить не на боевиках и эротике, пропагандирующих культ насилия и свободной любви, а на ценностях своей страны, где высокая мораль, уважение к духовным и общечеловеческим ценностям, Родине, семье, людям старшего поколения являются традиционными устоями.
Все значимые новости отражаются в электронных сообщениях, распространяяемых в Интернете. Существующую ситуацию основатель компании Microsoft Б. Гейтс охарактеризовал как «время информации на кончиках пальцев»[65]. Первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь А. М. Радьков неоднократно указывал, что в идеологической работе нельзя забывать об Интернете и возможностях социальных сетей. По его мнению, идеологическим работникам необходимо активнее вступать в дискуссии при помощи интернет-форумов и блогов[66].
В отличие от обычных социальных связей коммуникации, Интернет обладает рядом особенностей. Основными среди них являются:
· обеспечение возможности свободного доступа в сеть любого пользователя;
· резкое сокращение времени на получение и обмен информацией[67];
· уменьшение затрат на поиск, обработку, получение и сохранение информации[68].
Указанные и ряд других новых технологических возможностей позволили расширить социальные сети и использовать Интернет в качестве инструмента пропаганды и агитации, а также ведения информационной войны. От создаваемого образа в этом виртуальном «зеркале» зависит конечный результат противоборства соперничающих сторон.
Cоциальная сеть представляетструктуру, состоящую из множества субъектов и определенных отношений между ними. Социальные сети в Интернете – интерактивный многопользовательский веб-сайт, информационное содержание которого (контент) наполняется самими участниками сети. Сайт представляет автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей
с общими интересами на сайтах сети Интернет.
В последнее десятилетие социальные сети (Интернет) стали одним
из приоритетных инструментов реализации геополитической доктрины А. Даллеса[69]. Эта доктрина послужила идейной платформой для ведения холодной войны против СССР и стран СНГ в течение шестидесяти лет, а ее действие продолжается
в настоящее время. На различных этапах этой войны были свои победители и свои побежденные. Основные идеи плана А. Даллеса нашли правовое закрепление
в действующей военной доктрине США, в частности в стратегии непрямых действий. Последняя ориентирована на достижение военно-политических целей в условиях непосредственного отсутствия войны.
В рамках стратегии непрямых действий и информационного противоборства[70] выделяют два поколения систем и технологий.
В рамках первого поколения борьба осуществляется в технической сфере
и ориентирована на подавление электронных систем военной техники, вооружения
и коммуникаций противника. Информационное противоборство второго поколения предполагает организацию массированного социально-психологического воздействия на сознание людей[71], в том числе и в виртуальном пространстве Интернета. Достигаемые деструктивными воздействиями цели в США определены нормативно (табл. 1).
Таблица 1