Использование современных информационных систем для агитации, пропаганды и информационного противоборства

В условиях свободы слова и печати на территории Беларуси беспрепятственно циркулируют мощнейшие информационные потоки. Это приводит к распростране­нию недостоверной или умышленно искаженной информации. Данные действия направлены на разрушение общественного согласия, подрыв духовных и нравствен­ных устоев белорусского общества, расшатывание государственного строя. При этом активно используются давно апробированные методы манипулирования сознанием – беспредельная ложь, подтасовка фактов, привлечение к пропаганде «новых» идей представителей «пятой колонны».

Важнейшей задачей молодого белорусского государства является борьба
с манипуляцией общественным мнением, навязыванием ему чуждой (западной) иде­оло­гии и морали. Ведущая роль в данном вопросе принадлежит государственным СМИ, которые должны эффективно противостоять информационному прессингу
со стороны иностранных информационных ресурсов и формировать положительный имидж страны. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения. Поэтому необходимо вывести белорусские СМИ (теле­ви­дение, радиовещание, печатные издания) на качественно новый уровень, более активно использовать Интернет для распространения объективной информации
о Беларуси.

СМИ призваны способствовать приобщению каждого человека к духовным ценностям и национальным традициям, участию в общественных делах. Белорусские СМИ должны стать эффективным инструментом поддержания постоянной взаимо­связи между обществом и властью. Недопустимо использовать телевидение, радио
и печать для манипуляции общественным сознанием, насаждения реакционных взглядов, дискредитации белорусских властей.

Газетным материалам, передачам по телевидению и радио порой не хватает убедительности и серьезных обобщений, они бывают перегружены общими фразами. Много сложилось штампов, «обкатанных» выражений. Некоторые публикации
и передачи поднимают важные вопросы, но они ведутся так сухо и бесстрастно,
что не привлекают внимания читателей и слушателей, а иной раз вызывают и прямо негативное отношение. Обзорность, яркость, выразительность языка против много­словия и штампов – главное условие повышения действенности выступлений государственных СМИ.

Надлежит увеличить объем белорусского вещания, долю отечественных пере­дач на национальных каналах, повысить их конкурентоспособность с российскими аналогами. В республике пока оказывается слабое влияние государства на форми­рование общественного мнения интернет-пользователей.Выходом из сложившейся ситуации является создание пропрезидентских сетевых СМИ, которые смогут прек­ратить доминирование «оппозиции» в важном секторе национального информа­ционного пространства.

Особое внимание следует обратить на улучшение деятельности районных
газет. Многие из них бывают перегружены официальными материалами, очень
мало публикуют письма читателей. Актуальные проблемы порой освещаются
поверх­ностно, по давно сложившемуся шаблону. На страницах ряда газет низким остается уровень критики деструктивных политических сил. Нередко газетные страницы содержат неоправданно длинные статьи. Многие журналисты все еще забывают старую истину: писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

Наша пресса – важнейший участок идеологического фронта. Это та три-
буна, с которой ведется повседневный разговор с широкими массами трудя-
щихся. Идеологическая вертикаль обязана уделять средствам массовой информа-
ции и про­паганды повседневное внимание, оказывать им помощь и поддержку. Каждый номер газеты, каждая радио- и телепередача должны быть глубоко продуманными, нести заряд высокой идейности, формировать здоровое об­ществен­ное настроение.

Ведущая роль в формировании мировоззрения белорусских граждан при­надлежит системе культуры и образования. Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями»[64]. Беларусь нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и на благо общества, гражданине-патриоте, испыты­вающем чувство гордости за свою Родину.

Белорусской культуре следует избавляться от ложных ценностей псевдо­культуры, замешанной на коммерции, способствовать приобщению граждан к бога­тствам мировой и отечественной классики, содействовать возрождению националь­ных традиций. Изображение «героев нашего времени», ежедневно совершающих гражданские и трудовые подвиги на благо Родины и государства – вотосновная цель современной белорусской культуры.

Особое место в системе идеологической работы отводится Белорусскому республиканскому союзу молодежи,который призванформировать духовно-нравственные качества молодых граждан Беларуси. БРСМ должен разработать эффективную систему нравственно-патриотического воспитания молодежи, уделять особое внимание проблемам формирования активной жизненной позиции, поло­жительных социальных ценностей и идеалов, гражданственности.

Усилия следует направить на пропаганду здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физкультурой и спортом, искоренение пьянства, наркомании, проституции, на контрпропаганду западного «общества потребления». Воспитание молодого поколения необходимо строить не на боевиках и эротике, пропаганди­рующих культ насилия и свободной любви, а на ценностях своей страны, где вы­сокая мораль, уважение к духовным и общечеловеческим ценностям, Родине, семье, людям старшего поколения являются традиционными устоями.

Все значимые новости отражаются в электронных сообщениях, распространяя­емых в Интернете. Существующую ситуацию основатель компании Microsoft Б. Гейтс охарактеризовал как «время информации на кончиках пальцев»[65]. Первый за­ме­ститель Главы Администрации Президента Республики Беларусь А. М. Радьков не­од­но­кратно указывал, что в идеологической работе нельзя забывать об Интернете и воз­мож­ностях социальных сетей. По его мнению, идеологическим работникам необходимо активнее вступать в дискуссии при помощи интернет-форумов и блогов[66].

В отличие от обычных социальных связей коммуникации, Интернет обладает рядом особенностей. Основными среди них являются:

· обеспечение возможности свободного доступа в сеть любого пользователя;

· резкое сокращение времени на получение и обмен информацией[67];

· уменьшение затрат на поиск, обработку, получение и сохранение ин­формации[68].

Указанные и ряд других новых технологических возможностей позволили расширить социальные сети и использовать Интернет в качестве инструмента пропаганды и агитации, а также ведения информационной войны. От создаваемого образа в этом виртуальном «зеркале» зависит конечный результат противоборства соперничающих сторон.

Cоциальная сеть представляетструктуру, состоящую из множества субъектов и определенных отношений между ними. Социальные сети в Интернете – интерак­тивный многопользовательский веб-сайт, информационное содержание которого (контент) наполняется самими участниками сети. Сайт представляет автомати­зированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей
с общими интересами на сайтах сети Интернет.

В последнее десятилетие социальные сети (Интернет) стали одним
из приоритетных инструментов реализации геополитической доктрины А. Даллеса[69]. Эта доктрина послужила идейной платформой для ведения холодной войны против СССР и стран СНГ в течение шестидесяти лет, а ее действие продолжается
в настоящее время. На различных этапах этой войны были свои победители и свои побежденные. Основные идеи плана А. Даллеса нашли правовое закрепление
в действующей военной доктрине США, в частности в стратегии непрямых действий. Последняя ориентирована на достижение военно-политических целей в условиях непосредственного отсутствия войны.

В рамках стратегии непрямых действий и информационного противоборства[70] выделяют два поколения систем и технологий.

В рамках первого поколения борьба осуществляется в технической сфере
и ориентирована на подавление электронных систем военной техники, вооружения
и коммуникаций противника. Информационное противоборство второго поколения предполагает организацию массированного социально-психологического воздействия на сознание людей[71], в том числе и в виртуальном пространстве Интернета. Достигаемые деструктивными воздействиями цели в США определены нормативно (табл. 1).

Таблица 1

Наши рекомендации