Культурологическое определение коммуникации М. Маклюэна
Герберт Маршалл Маклюэн (1911 - 1980) - знаменитый канадский гуманитарий, посвятивший свое творчество исследованию воздействия средств коммуникации на культуру и человеческое восприятие. Воззрения Маршалла Маклюэна на становление и природу современных медиа изложены в двух его книгах - «Галактика Гутенберга» и «Понимание медиа». Он видел в технологии коммуникаций формообразующу силу всякой культуры и причину эволюции общества.
Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями канадского социолога и публициста Г.М. Маклюэна.
Маклюэн разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основана на различных средствах общения.
Этапы развития цивилизации по Маклюэну:
1) дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;
2) письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;
3) современный этап («электронное общество», «глобальной деревни», задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства
Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности.
И еще одно интересное наблюдение: пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы, посредством, так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений — книги читаются «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересующую информацию.
Коммуникация – прежде всего то, что обеспечивает коммуникацию. Суть, смысл содержания коммуникации связана с тем, как это передается в первую очередь (техническое расширение человека): возможности связаны с техническим прогрессом. (важно ни что кто кому передает, но как передает). Человек перестает быть локализован во времени и пространстве.
Смысл зависит от средства. Нам только кажется, что сообщение существует отдельно. В зависимости от типа, способа передачи сообщения может меняться смысл.
Изменения, произведенные, по мнению Маклюэна, введением письма и печати, заключаются в следующем:
· Холодный однообразный визуальный мир— вместо эмоционального устного разнообразного мира: потеря мистического элемента; одна черта — рациональность мышления — вместо всего богатства чувств.
· Создание цивилизованного человека: создание типа человека-мыслителя, индивидуума; создание представления об унифицированности кодов, такого принципа работы, как расщепление, усреднение, пересобирание и механическое повторение (привычка к униформизму); создание представления о линейности и непрерывности пространства и времени; жёсткая причинно-следственная связь элементов системы; невовлеченность — пассивность.
· Общество: индустриальность (возможность самовыражения в уединении и присоединении к другому уже с целью усиления мощи вели к созданию корпораций, военных и коммерческих), создание ситуации равного положения индивидов (например, перед законом); массовый рынок; доступное образование (книга — первая машина-учитель), универсальная литературность, специализация и фрагментация знания.
· Культура:правильное написание и синтаксис, произношение (что отделило поэзию от песни, прозу от ораторства; теперь поэзия могла быть написана, но не услышана; музыка отделилась от слова); появление Автора.