Противодействие угрозам национальной безопасности в информационной сфере
Нормативно-правовую основу обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы[94], другие законы, нормативно-правовые акту Президента РФ, Правительства РФ, органов представительной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Специфика политики современного российского государства в информационной сфере состоит в необходимости решения двух задач.
Первая отражает стремление к информационной открытости деятельности органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом[95] и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации[96].
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность её предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Во исполнение Федерального закона Правительство РФ утвердило:
- перечень информации о деятельности Правительства Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет;
- требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет;
- перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет[97].
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на её основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Защита государственных информационных систем и ресурсов от несанкционированного вторжения в них и криминального их использования составляет смысл и содержание второй, не менее важной и ответственной задачи.
Решая эту задачу, соответствующие органы, включая Правительство РФ, предусматривают меры защиты информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
Актуальность проблемы информационной безопасности России, как и других государств, не уменьшается, а, по оценкам специалистов, только нарастает. Это связывают с разработкой новых видов информационного оружия[98], разрушительным действием на психику людей отдельных ресурсов Интернета и другими причинами. Об этом говорит и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать[99].
Обеспечение информационной безопасности должно носить комплексный характер и включать в себя меры правового и организационного характера. Задачи государства в правовой сфере должны включать:
- совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
- правовую защита прав и интересов граждан, интересов общества и государства в сфере информационной безопасности;
- правовое просвещение населения по вопросам обеспечения информационной безопасности, включая обучение способам и методам самозащиты граждан от основных угроз в информационной сфере;
- участие в разработке норм международного права в сфере обеспечения информационной безопасности;
В состав задач организационного характера входят:
- мониторинг и оценка состояния информационной безопасности личности, общества, государства;
- выявление и учёт источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, выработка мер адекватного противодействия этим угрозам;
- разработка и внедрение научных основ прогнозирования угроз информационной безопасности;
- разработка федеральных, ведомственных и региональных программ обеспечения информационной безопасности;
- координация деятельности органов и должностных лиц в системе обеспечения информационной безопасности.
Принятая в порядке реализации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» в качестве одного из приоритетных направлений определяет противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
Особое значение имеет надлежащая защита служебной информации оборонно-промышленного комплекса, Вооружённых Сил Российской Федерации, разведывательных органов, органов следствия, прокуратуры, внутренних дел и т.п.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», регулируя отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, выделяет из общего массива информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается, устанавливает права обладателя информации:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять её, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за её разглашение.
Федеральный закон определяет: особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем. Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании[100].
Следует, однако, понимать, что в сфере информационного оружия, как и любых вооружений вообще, идёт постоянное соревнование и совершенствование как систем наступления, так и систем обороны, защиты, в силу чего «гонка информационных вооружений» только набирает обороты. В этих условиях необходим непрерывный и последовательный мониторинг угроз, связанных с возможным развязыванием информационной войны. Необходима постоянная и трезвая оценка возможностей предотвращения, а если предотвращение невозможно – противодействия и нейтрализации этих угроз.
При этом следует понимать, что информационно-психологическая война против современной России уже ведётся спецслужбами ряда стран, прежде всего США и Грузии. Объектами воздействия в этой войне выступают:
а) население Российской Федерации – в целях дестабилизации внутриполитической обстановки в стране;
б) население собственных и третьих стран – в целях формирование негативного имиджа России и её граждан с вытекающими отсюда реально негативными для России последствиями.
В качестве средства ведения психологической войны всё более широкое применение находит Интернет. Примеры использования коммуникативных особенностей сети Интернет для вывода людей на улицы есть и у нас в стране.
Например, сбору на Манежной площади в декабре 2011 года, закончившемуся призывами к массовым беспорядкам, столкновениями с сотрудниками правоохранительных органов и нападениями на граждан неславянской внешности также предшествовала активная агитация в сети Интернет.
Введение запретительных национальных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, на территориях других стран. При этом на международном уровне отсутствуют единые подходы к противодействию терроризму и экстремизму в Интернете, как не существует и норм международного права, запрещающих размещать там информацию подобного характера. Тем не менее за последние годы в России сложилась практика выявления и пресечения распространения в Интернете материалов экстремистской направленности.
Особая устойчивость к негативным информационно-психологическим воздействиям необходима военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов. С этой целью в Вооружённых Силах, иных силовых структурах созданы и функционируют подразделения психологического обеспечения служебной деятельности.
Преподаватели Белгородского юридического института МВД России И.И. Лопатин и Ю.В. Муханов полагают, что воспитанию психической устойчивости курсантов благоприятствуют различные средства и методы их физической подготовки[101].
Заключение.
Мы завершили изучение курса Основ теории национальной безопасности.
В ходе изучения курса мы получили представление о национальных интересах и национальной безопасности России, об угрозах национальной безопасности, силах и средствах, обеспечивающих национальную безопасность России.
Система национальной безопасности Российской Федерации базируется на общепризнанных принципах международной безопасности, имеет чёткую правовую основу, которая продолжает совершенствоваться с учётом накопленного опыта и изменяющегося состава внутренних и внешних угроз.
Возглавляет систему национальной безопасности РФ Президент Российской Федерации. Являясь гарантом Конституции РФ, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Приоритетными во внутренней и внешней политике государства являются вопросы обеспечения национальной безопасности.
Задача системы национальной безопасности РФ – обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Основу системы обеспечения национальной безопасности России составляет мощная экономика, включая её военно-промышленный сектор, и Вооружённые Силы и иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также правоохранительные органы. Вооружённые Силы и иные воинские формирования обеспечивают суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. Обязанностью правоохранительных органов является обеспечение государственной и общественной безопасности. Управление силами и средствами национальной безопасности осуществляют федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
Мощная экономика, Вооружённые Силы, вся система национальной безопасности РФ поддерживается и развивается усилиями граждан, представляющих многонациональный народ Российской Федерации. Сила духа россиян, проверенная многочисленными испытаниями на всей многовековой истории России, и сегодня определяет геополитическое могущество нашего государства.
Крепить силу духа в себе и в своих товарищах, поддерживать веру в нерушимость России и её великую судьбу, обеспечивать эту нерушимость своими убеждениями и своими действиями, быть готовым встать на защиту Отечества – святой долг каждого гражданина Российской Федерации. Но в первую очередь – это долг человека в погонах, того, кому отцы и матери доверили свою безопасность и безопасность нашей любимой Родины.
[1] См.: Дугин А.Г. Основы геополитики. – М.: Арктогея, 1997. – С. 62.
[2] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[3] См., например: Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности // Законность. – 2011. – № 7.
[4] См., например: Интервью начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Юрия Алексеева ИА "ИТАР-ТАСС" // Материал с официального сайта Генпрокуратуры РФ. Интернет ресурс http://www.genproc.gov.ru/news/news-74056/ 03.11.2011.
[5] См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Ст. 13, ч. 5.
[6] См.: Никонов К.О. Проблемы определения экстремизма // Юридический мир. – 2011. - № 7.
[7] См.: Интервью начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Юрия Алексеева ИА "ИТАР-ТАСС" // Материал с официального сайта Генпрокуратуры РФ: Интернет ресурс http://www.genproc.gov.ru/news/news-74056/ 03.11.2011.
[8] См.: Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации».
[9] См.: Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ.
[10] См.: О мерах по противодействию экстремисткой деятельности / Приказ Следственного комитета РФ от 12 июля 2011 г. № 109.
[11] См.: Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011. – Статья 12, ч. 16.
[12] См., например: Тарабрин С.В. Роль участкового уполномоченного милиции в предупреждении и пресечении преступлений террористического характера и экстремистской направленности // Российский следователь. – 2010. - № 24.
[13] См.: Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности / Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 ноября 2009 г. № 362.
[14] См.: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». – Ст. 25.1.
[15] См., например: Патюков А.В. Факторы, способствующие возникновению и развитию экстремизма в молодёжной среде // Военно-юридический журнал. – 2010. - № 8.
[16] См., например: Ильичёв И.Е. О феномене правовой культуры // Правовая культура: история и современность: материалы «круглого стола» 30 ноября 2011 года. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2011. – С. 35.
[17] См., например: Петин И.А. Системный подход к обеспечению эффективности предупреждения экстремизма // Российский следователь. – 2009. - № 18.
[18] См.: О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка / Указ Президента РФ от 11.12.2010 № 1535.
[19] См.: О создании координационного совещания / Распоряжение Губернатора Белгородской области от 27.12.2010 № 800-р.
[20] См.: Создана новая общественная структура для обеспечения порядка / Интернет-ресурс http://ivanovo.mk.ru/news/2011/05/03/586091.
[21] Депривация – процесс сокращения и/или лишения возможности удовлетворять основные жизненные потребности индивидов или групп.
[22] См.: ХантингтонС.П. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. – № 1.
[23] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[24] См.: Давитадзе М.Д. Причины возникновения и стадии развития межнациональных конфликтов // Стабилизация ситуации и мирное развитие на Северном Кавказе. 1-я Межд. науч.-практ. конф. – М.: Пробел, 1999; Давитадзе М.Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 1999. – 186 .
[25] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[26] См.: Алфимцев К.Н. Конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России [Текст] : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. – М.: АУ МВД России. – 2010. – 23 с.
[27] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[28] См.: Фридинский С. Противодействие осуществлению экстремистской деятельности // Законность. – 2008. - № 6.
[29] См.: Касьяненко М.А. О правовых и «общеправовых» механизмах противодействия этническим конфликтам // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. - № 3.
[30] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[31] См., например: Бобырев С.В. Взаимодействие Объединённой группировки войск (сил) с МВД по Чеченской республике // Административное право и процесс. – 2011. - № 1; Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004. – 368 с.
[32] Цит. по: Сухов А.Н., Трыканова С.А. Миграция в Европе и её последствия. – М., 2008. – С. 51.
[33] См.: Сибагатуллина Э.Т. К вопросу о проблемах формирования миграционной политики стран – участников СНГ // Российская юстиция. – 2011. - № 6.
[34] См.: Положение о Федеральной миграционной службе / Утверждено Указом Президента РФ от 19.07.2004. № 928. – П. 2.
[35] См.: Черепанов И.З. К вопросу об иммиграционной составляющей обеспечения безопасности общества и государства в Российской Федерации // Миграционное право. – 2011. - № 2.
[36] См.: Собольников В.В. Миграционная преступность и её предупреждение//Миграционное право. – 2011. – № 2.
[37] Гендерный анализ – анализ общественных явлений, выполняемый с учётом половозрастных и иных социально значимых признаков (социальной роли) входящих в исследуемую группу лиц.
[38] См., например: Литвинов А.А. Преступность незаконных мигрантов и методика её анализа // Миграционное право. – 2009. – № 1.
[39] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[40] См.: Попов Г.Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ // Автореф. дисс. канд. юр. наук. – Ростов-на-Дону, 2006.
[41] См.: Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета – Федеральный выпуск № 5038 (214), 13.11.2009.
[42] См.: Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. – М.: Изд-во "Международные отношения", 2007. – С. 16.
[43] См.: Фараносов А. Проблемы утечки мозгов из России // International Journal of Russian Studies. – 2008. - № 1.
[44] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[45] См.: Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. – 1995. – № 8.
[46] См.: Введение в демографию / Под ред. В.А. Ионцева, А.А. Саградова. – М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2003. – С. 543 – 544.
[47] Данные с официального сайта Росстата // Интернет-ресурс http://www.gks.ru/free_doc/2010/demo/dem-sit-09.doc.
[48] См.: Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года / Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.
[49] Там же.
[50] См., например: Постановление губернатора Белгородской области «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007 – 2012 годы» от 29.01.2007 № 17.
[51] См.: Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 30.11.2010. // Российская газета - Федеральный выпуск № 5350 (271) от 01.12.2010.
[52] См., например: Постановление губернатора Белгородской области от 18 января 2012 г. № 3 «Об утверждении Положения об уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области».
[53] См.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 № 808-н «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи». – Приложение 10. Стандарт оснащения перинатального центра.
[54] См.: Чапурко Т.М., Яровая С.В. Влияние институционального кризиса семьи на трансформацию политического дискурса в ювенальной сфере // Общество и право. – 2010. - № 4.
[55] См.: Конвенция о правах ребенка 1989 года // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М., 1990. – С. 388.
[56] См.: Силуянова И.В., Яковлев В.В. Правовые аспекты демографической проблемы в России // Российская юстиция. – 2010. - № 4.
[57] См.: Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 ведущих стран мира. – М.: Международная академия исследований будущего, 2008. – С. 16.
[58] См., например: Федеральные законы «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ; «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ;
[59] См., например: Федеральные законы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ; «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ; «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
[60] См.: Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 № 247-ФЗ.
[61] См., например: Законы Белгородской области «Об охране здоровья граждан в Белгородской области» от 01.04.1997 № 111; Социальный кодекс Белгородской области от 28.12.2004 № 165
[62] См.: Постановление Правительства Белгородской области «Об областной комплексной программе улучшения демографической ситуации в Белгородской области» от 27.02.2006 № 44-пп.
[63] См.: Жуков В.И. Демографический потенциал России. – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 458 с.
[64] См., например: Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Социологические науки. – 2011. - № 1.
[65] См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). – Раздел II.
[66] См.: Э. ван ден Хааг. И нет меры счастью и отчаянию нашему // Иностранная литература. – 1966. - № 1.
[67] См.: Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Социологические науки. – 2011. - № 1.
[68] См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[69] См., например: Пиджаков А.Ю., Степанова Е.Е. Ущерб культурным ценностям СССР в годы Второй мировой войны // История государства и права. – 2011. – № 10.
[70] См.: Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России / Утверждено Указом Президента РФ от 15 мая 2009 г. № 549.
[71] См., например: Закон Белгородской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области» от 13.11.2003 № 97.
[72] См.: Некрасов А. Непризнание итогов Второй мировой войны преступно // ЭЖ-Юрист. – 2011. - № 18.
[73] См.: Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ. – Статья 14.
[74] См.: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011 № 371-ФЗ.
[75] См.: В.В. Путин. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 23.01.2012.
[76] См.: Долгосрочная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011 - 2013 годы / Утверждена постановлением правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 345-пп.
[77] См.: О присуждении премии имени Героя Советского Союза Н.Ф.Ватутина / Постановление Губернатора Белгородской области от 20 мая 2005 года № 80.
[78] См.: Об учреждении Премии генерала армии М.А. Гареева «За выдающийся вклад в дело сохранения исторической памяти Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» / Постановление правительства Белгородской области от 7 февраля 2011 г. № 37-пп.
[79] См.: Долгосрочная целевая программа развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к святыням Отчизны» на 2008 - 2013 годы / Утверждена постановлением правительства области от 2 июня 2008 года № 136-пп.
[80] См.: Доровских Е.М. Культура как фактор безопасности: правовой аспект // Журнал российского права. – 2009. - № 12.
[81] См.: Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010. № 436-ФЗ.
[82] См.: Буренков М.П. Система профессиональных (корпоративных) ценностей сотрудников российских силовых структур // Юридическая психология. – 2008. - № 1.
[83] См.: Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих / Утверждён Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 (протокол № 21).
[84] См.: Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации / Приказ Министерства внутренних дел от 24 декабря 2008 г. № 1138.
[85] См.: «Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех»: Ежегодный отчёт Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о выполнении программ социально-экономического развития Белгородской области в 2009 году.
[86] См., например: Боженов С.А., Ильичёв И.Е. Белгород – город добра и благополучия: городской проект солидарного общества // Управление городом: теория и практика. – 2011. - № 1 (3); Головин А.И. Точки роста – путь инноваций // Государственное и муниципальное управление: теория и практика. – 2011. - № 1.
[87] См.: Переверзев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005.
[88] См.: Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
[89] См., например: Воронцова С.В. Электронные платежи как объект криминального посягательства в условиях глобализации // Юрист. – 2011. - № 15.
[90] См.: Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. – С. 53.
[91] См., например: Лайнбарджер П. Психологическая война / Пер. с англ. – М.: Воениздат, 1962. – 352 с.
[92] См., например: Майкл Макфол: «Я специалист по демократии, антидиктаторским движениям и революциям» // Русская народная линия, 16.01.2012. – Интернет-ресурс http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/16/
[93] См.: Фисенко П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной безопасности / Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). – М., 1994. – С. 135.
[94] См., например: федеральные законы «О государственной тайне» от 21.06.1993 № 5485-1; «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ; «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ; «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ; «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 8-ФЗ и др.
[95] См.: Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
[96] См.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации / Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
[97] См.: Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти / Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953.
[98] См., например: Новиков К.Н. Информационное оружие – оружие современных и будущих войн. – М.: Изд-во Горячая линия – Телеком, 2011. – 264 с.
[99] См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации / Утверждена Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895.
[100] См.: Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
[101] См.: Лопатин И.И., Муханов Ю.В. Воспитание психической устойчивости курсантов средствами и методами физической подготовки // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2010. – № 2.