Принципы и ценности демократии
Ведущий принцип демократии (от греч. demos — народ и kratos — власть) — народовластие. Политическое властвова& ние, как вы знаете, — это процесс принятия важных госу& дарственных решений. При многообразии интересов и стремлений народа невозможно принять вполне удовлетво& рительное для всех решение. Поэтому народовластие прояв& ляется через принцип большинства.Воля большинства вы& является посредством процедуры голосования граждан на референдумах и выборах.
Родиной референдума (от лат. referendum — то, что \ должно быть сообщено) является Швейцария, где он I впервые состоялся в 1439 г. 5
В обоих случаях граждане принимают политически зна& чимые решения. В первом — о поддержке или отклонении какого&либо важного государственного предложения (напри& мер, проекта закона). Во втором — об избрании депутатов в представительные органы власти или должностных лиц. В том и другом случае основой соглашения выступает прин& цип большинства. В этой связи народовластие в современ& ных демократиях понимается как правление не всех, а боль& шинства.
Однако большинство не всегда право. В истории бывали случаи, когда решения, принятые большинством, оказыва& лись ошибочными. Так случилось в Веймарской республи& ке, где Гитлер на законных основаниях стал главой государ& ства, уничтожив даже воспоминания о демократии. (Приведите другие примеры.) Специалисты назвали такую опасность «электоральной демократической мышеловкой». Чтобы не допустить тиранию большинства, действует еще один принцип — уважение прав меньшинства,означающий право меньшинства на легальную оппозицию (от лат. oppo& sitions — противопоставление.) Иными словами, граждане, которые оказались при каком&то голосовании в меньшинст& ве, имеют возможность, не выходя за рамки закона, продол& жать отстаивать свои интересы. Они могут создавать свои организации, свою прессу, выступать с критикой того или иного политического решения, предлагать альтернативные варианты политического курса и по итогам последующих выборов прийти к власти. Тесная связь между решающей волей большинства и соблюдением прав меньшинства явля& ется залогом политической стабильности.
Из рассмотренных принципов вытекает принцип полити[
ческого плюрализма.Его главная черта — многообразие
6 *
|
конкурирующих между собой политических партий (много& партийность), движений, а также политических идей, убеж& дений (идеологический плюрализм), средств массовой ин& формации и пр. Благодаря многообразию и конкуренции создается система сдержек и противовесов, скажем, между правящей элитой и оппозицией, между политическими пар& тиями, между ветвями власти. Тем самым возникает благо& приятная обстановка для поиска наиболее эффективных политических решений, альтернативных вариантов полити& ки. Политический плюрализм предполагает отказ от наси& лия, ориентацию на разрешение спорных вопросов непре& менно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся толерантность по отношению к оппонентам, ком& промиссы и поиск консенсуса (согласия). Демократия, по об& разному выражению российского философа П. И. Новгород & цева (1866—1924), «всегда распутье: ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не запрещено. Над всей жизнью, над всей мыслью господствует принцип относи& тельности, терпимости, широчайших допущений и призна& ний». Политический плюрализм и его разновидность — мно& гопартийность — несомненное достижение демократии, одна из ее ведущих ценностей.
Необходимым условием, принципом и ценностью демо& кратии является гласность.Это русское слово означает «го& лос, глас, звучащий для всех». Гласность — открытость де& ятельности политических институтов, широкое информиро& вание граждан о планах, намерениях, решениях, акциях всех органов государственной власти. Без достоверных све& дений о положении дел в стране, без широкого обсуждения в средствах массовой информации вопросов государственной и общественной жизни вряд ли возможно осознанное учас& тие граждан в политике. Гласность — важнейший инстру& мент эффективного контроля деятельности государственной власти. В условиях демократии ни один политик не может повторить слова Наполеона: «Я никогда не читаю газет. Они публикуют лишь то, что пожелаю я».
Центральное место среди демократических принципов принадлежит принципу правового и политического равенст[ ва граждан.Правовое равенство — это равенство, во&первых, в правах; во&вторых, перед законом.
Равенство в правах, в том числе политических, и равен& ство перед законом создают равные возможности для учас& тия граждан в политической власти, приобретения ими то& го или иного политического статуса. В этом суть принципа политического равенства.
Юридической гарантией принципов правового и полити& ческого равенства выступает правовое государство — несо& мненное достижение демократии. Ее необходимое условие —
|
демократическая политическая культура граждан, пред& полагающая соблюдение установленных «правил игры», ориентацию большинства на демократические ценности.
В настоящее время участие граждан в политике реализу& ется прежде всего через избранных ими в органы государ& ственной власти представителей. Представительный харак& тер власти предполагает свободные выборыи находит концентрированное выражение в парламентаризме — важ& нейшем из демократических принципов и ценностей. Рас& смотрим его суть и механизм реализации.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
В условиях демократии (независимо от сложившейся формы правления: парламентская или президентская рес& публика, парламентская монархия) действует принцип раз& деления государственных властей: законодательная, испол& нительная, судебная.
Высшим законодательным и представительным органом является общенациональный парламент (например, Кон& гресс США, Национальное Собрание Франции). Он обладает правом представлять интересы народа и принимать от его имени наиболее важные политические решения (законы). Парламенты, как правило, состоят из двух палат. Верхняя палата (сенат) формируется в различных странах по&разно& му, например через выборы (в Испании), назначения (в ФРГ), передачу по наследству потомкам знатных дворян& ских фамилий (в Великобритании). Нижняя палата (палата депутатов) более демократична. Она избирается непосредст& венно народом.
Палаты парламентов обычно состоят из нескольких со& '* тен членов. В Италии — 315 сенаторов и 630 депутатов, ( в США — 100 сенаторов и 435 членов палаты предста& j вителей. В Японии — 252 члена палаты советников и j
500 членов палаты представителей. f
Под парламентаризмом понимается такая государствен& ная власть, в которой существенная роль принадлежит на& родному представительству — парламенту. Представительст[ во народных интересов предполагает, что граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депута[ там.Делегирование происходит, как отмечалось, в процессе парламентских выборов. (В президентских республиках пе& редача полномочий депутатам дополняется делегированием властных полномочий Президенту на отдельных президент& ских выборах.)
Демократические выборы отличаются неопределеннос& тью, необратимостью и повторяемостью. Они являются не& определенными, так как до объявления результатов никто
|
не может быть полностью уверенным в победе. Необрати& мость выборов в том, что результаты нельзя изменить и из& бранные представители займут посты на определенный срок. После истечения предусмотренного конституцией срока (4—
5 лет) выборы повторяются. «Выборы, — как подчеркивал австрийский философ К. Поппер (1902—1994), — предпола& гают право смещать правительства, не применяя насилия».
Подчеркнем, что посредством выборов происходит систе& матическое обновление правящих элит, их деятельность приобретает легитимность (вспомните, что означает леги& тимность).
Граждане участвуют в парламентских выборах на основе принципов всеобщего, равного (один избиратель — один го& лос) и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Подробно выборы в демократическом обществе, деятель& ность политических партий и избирателей в период избира& тельных кампаний будут рассмотрены в последующих пара& графах. Здесь же обратимся к типологии избирательных систем: мажоритарной (от франц. majority — большинство) и пропорциональной. На основе сочетания этих двух подхо& дов действует смешанная (мажоритарно&пропорциональная) избирательная система, например, в ФРГ.
При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) вся территория страны разбивается на округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат (одно& мандатные округа), хотя могут избираться и несколько де& путатов (многомандатные округа). Размеры округов должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. Граждане голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом чаще всего обозначается, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы. Имеется две разновидности мажоритарной систе& мы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший
50% +1 голос. Во втором побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников.
При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не полу& чает требуемого абсолютного большинства голосов, то назна& чается второй тур выборов. Участвуют во втором туре толь& ко два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.
Пропорциональная система (Бельгия, Испания, Швеция) имеет две разновидности. Первая предполагает наличие, как и при мажоритарной системе, округов. От каждого округа
|
избирается несколько кандидатов — представителей различ& ных партий. Избиратели голосуют за конкретных людей, но с четко выраженной партийной принадлежностью. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Упрощенно это вы& глядит так: если кандидаты от первой партии собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каж& дая из партий получит соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте.
Суть второй разновидности пропорциональной системы в следующем. Территория страны объявляется единым изби& рательным округом. Политические партии выдвигают спис& ки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосо& вать только за один из таких списков. Распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов.
Подчеркнем, что и мажоритарная, и пропорциональная системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, при мажоритарной си& стеме возникают и упрочиваются, как правило, связи меж& ду кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Однако победителем может стать кандидат, имеющий поддержку явного меньшинства избирателей. На& пример, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов изби& рателей. Пропорциональная система в этом отношении бо& лее справедлива. Она позволяет представить в парламенте довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. Вместе с тем она хорошо действует в тех стра& нах, где на выборах соперничают две — четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказы& вается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно затрудняет его работу. Чтобы не допустить получе& ние мандатов «карликовыми» партиями, вводится так назы& ваемый заградительный барьер (порог), составляющий, как правило, 5—7% голосов избирателей. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера пар& тии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа. Смешанная избиратель& ная система позволяет смягчить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.
Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, об& разуют парламентские фракции (или парламентские пар& тии). Члены партий (партии), получившие на выборах наи&
|
большее число голосов, становятся членами фракции боль& шинства. Депутаты от партий (партии), набравших меньшее число голосов, становятся членами фракций парламентско& го меньшинства и пребывают в оппозиции.
Партии большинства в парламентских республиках (ФРГ) и парламентских монархиях (Великобритания) фор& мируют правительство и через него проводят собственный политический курс. В президентских республиках прави& тельство формируется чаще всего из той партии, к которой принадлежит сам президент. Поэтому может возникнуть противоречие между парламентом и правительством. Чтобы не допустить дестабилизации, правительство стремится к консенсусу с парламентским большинством.
Партии меньшинства (оппозиция) имеют в парламенте равные права с представительским большинством. Они совме& стно с депутатами от партий большинства работают в составе комиссий и комитетов парламента, свободно высказы& ваются по тому или иному вопросу, выступают с критически& ми замечаниями и предложениями. Иными словами, в парла& менте реализуется принцип защиты прав меньшинства.
Современный парламент нередко называют форумом поO литической гласности, ареной поиска компромиссов. Здесь открыто обсуждаются и принимаются законы, утверждается бюджет, осуществляется в форме запросов контроль над де& ятельностью правительства и пр. Во время проведения пар& ламентских дебатов нередко возникают острые дискуссии. Депутаты и партийные фракции публично заявляют о сво& их позициях, стремясь в итоге достигнуть соглашения. По& этому от них требуются не только знания по обсуждаемому вопросу, но и искусство вести политическую полемику.
Связь парламентариев с избирателями во многом опреде& ляется, как было уже сказано, особенностями избиратель& ной системы. В одних случаях депутаты получают обяза& тельный наказ от своих избирателей и могут быть ими досрочно отозваны. В других являются представителями всего избирательного корпуса страны, а не только своего из& бирательного округа и не обязаны выполнять конкретные наказы избирателей. Однако в любом случае существует правовая и политическая зависимость парламентариев от народа. При переизбрании депутатского корпуса избиратели оценивают как деятельность отдельных депутатов и отдель& ных фракций, так и проводимый в стране политический курс. Поэтому депутаты и партии, не выражающие интере& сов граждан, могут не получить представительских полно& мочий на новый срок.
Ученые спорят: имеет ли парламентаризм в России дли& тельную историческую традицию или начал формироваться лишь в конце прошлого столетия?
|
Ряд политологов указывают на то, что представительные учреждения существовали в нашем Отечестве еще в период самодержавия: Земский собор при Иване Грозном, Сенат при Петре I, Государственная дума в начале XX в. В после& октябрьский период парламентом стал Всероссийский съезд Советов, переименованный впоследствии в Съезд народных депутатов СССР. В этой связи делается вывод о том, что парламентаризм в России имеет давнюю традицию.
Однако большинство политологов, соглашаясь с фактом длительного существования представительных учреждений в России, отмечают, что они всегда имели декоративный, ог& раниченный, часто формальный характер. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что становление парламента& ризма в нашей стране началось лишь на рубеже 80—90&х гг. XX в. Именно в этот период впервые состоялись выборы на альтернативной основе Первого съезда народных депутатов СССР, стала развиваться многопартийность и гласность.
С принятием в 1993 г. Конституции РФ возник новый парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание. Его верхняя палата — Совет Федерации — формируется в настоящее время из числа представителей, избранных зако& нодательными собраниями субъектов РФ, а также назначен& ных главами исполнительной власти субъектов РФ. Нижняя палата — Государственная Дума — в течение более чем деся& тилетия избиралась по смешанной, мажоритарно&пропорци& ональной системе. С 2005 г. введены новые правила, соглас& но которым выборы осуществляются только по партийным спискам. Эту систему выборов принято называть модифици& рованной избирательной системой. Она предполагает более сложный, чем ранее, алгоритм распределения депутатских мандатов в зависимости от активности партий в регионах. По мнению разработчиков соответствующего закона, измене& ние принципов выборов будет способствовать усилению ро& ли партий в обществе, поможет формированию в России подлинно многопартийной системы.
Итак, мы рассмотрели принципы и ценности демократи& ческого политического режима. Они проявляются во всех элементах политической системы: политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимо& связях и взаимоотношениях. Не случайно политический ре& жим называют способом организации политической системы.
Подчеркнем, что важнейшими условиями и гарантия& ми политической демократии выступают: в экономической сфере — плюрализм форм собственности и развитая рыноч& ная экономика; в социальной сфере — преобладание в соци& альной структуре среднего класса; в духовной сфере — высо& кий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм.
|
вый взгляд. Она имеет определенные изъяны. Один из них —
в том, что отбор кандидатов в законодательные органы про& изводится самими политическими партиями. Избиратели чаще всего не имеют права выбирать между кандидатурами внутри политических партий, формировать партийный спи& сочный состав претендентов на власть. В США во второй половине XX в., а в Италии сейчас практикуется отбор кан& дидатов, согласно которому в первичных выборах прини& мают участие не только члены партии, но и все ее сторон& ники.
Другая проблема — система финансирования избиратель& ной кампании. В США, например, кандидат сам обеспечи& вает свой политический бизнес. Если учесть, что в среднем расходы на избрание в конгресс достигают 600 тыс. долла& ров, то далеко не всегда конгрессменом может стать самый способный к политической деятельности человек.
Следует также иметь в виду и отмеченные выше недо& статки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Кроме того, несмотря на провозглашенное всеобщее избирательное право, определенные слои населения лишают& ся возможности участвовать в выборах из&за существующих в некоторых странах различных цензов — имущественного, оседлости, грамотности. Однако эти цензы уходят в про& шлое.
Демократия не в состоянии обеспечить на деле и фор& мально закрепленное равенство граждан. Например, чело& век, обладающий реальными ресурсами, скажем медиа& магнат, в действительности имеет несравненно большие воз& можности оказывать влияние на политические решения, чем рядовой гражданин.
Серьезные трудности испытывает демократия в области международных отношений. В связи с мировой глобализа& цией экономических и политических отношений, обострени& ем глобальных проблем современности (экологической, де& мографической, продовольственной и пр.) складывается новое международное разделение труда. Наиболее обеспечен& ные ресурсами страны, нарушая нередко сложившиеся нор& мы международного права, берут на себя миссию решения социальных проблем от лица всего мирового сообщества. В рамках этих процессов фактически начинает складывать& ся никем не избранное мировое правительство (из руково& дителей наиболее развитых стран мира). Появляются и реализуются на практике новые теории ограничения нацио& нального суверенитета, становления «транснациональной де& мократии». Многие национальные государства не желают
|
мириться с такой политико&идеологической линией. Поэто& му возникла острая необходимость в выработке новых демо& кратических механизмов, в том числе примирения большин& ства и меньшинства, согласования интересов в области перераспределения суверенных прав государств и народов, степени их влияния на процессы разрешения международ& ных конфликтов.
Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы демократии. В политической практике различных демократических стран их гораздо больше. Как же оценить демократию, учи& тывая все «за» и «против»? Демократия, несомненно, явля& ется достижением современности, ибо дает мощный импульс свободе и процветанию как общества, так и личности. Анг& лийский премьер&министр У. Черчилль (1874—1965)как&то заметил: «Демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Сегодня ведутся дискуссии о пу& тях усовершенствования демократии.
понятия:демократия, политический плюра& лизм, многопартийность, политическое и правовое равенст& во, парламентаризм, защита прав меньшинства.
Термины:свобода, легитимность, гласность.
Проверьте себя
1) Каковы признаки и ценности демократии? Как они связаны между собой? 2) Почему парламентаризм называют парламентской демократией? 3) Как реализуется механизм делегирования гражданами своих властных полномочий?
4) В чем суть проблем современной демократии?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Американский президент Авраам Линкольн полагал, что демократия — правление народа, избранное народом и для народа. Отвечает ли данная трактовка демократии со& временному научному знанию о ней? Аргументируйте ответ.
2. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. ОДин считает, что демократия — это ничем не ограниченная сво& бода личности, возможность делать все, что пожелаешь. Другой утверждает, что свобода хотя и является одним из ведущих признаков демократии, тем не менее не означает вседозволенности, а предполагает ограничения (меру). Вам предоставляется слово.
3. Опираясь на понятие «парламентаризм», определите круг вопросов, необходимых для рассмотрения процесса формирования и деятельности Федерального Собрания РФ.
4. Используя материалы средств массовой информации, выясните, какие политические фракции работают сегодня в российском парламенте. Подготовьте краткое сообщение.
|
5. Подберите из средств массовой информации материал, раскрывающий тенденции развития политических отноше& ний в нашей стране. Опираясь на этот материал, а также изученные знания, сделайте небольшое сообщение на тему
«Проблемы демократических преобразований в России».
6. Политическая партия, получившая на выборах под& держку большинства избирателей, проводит через парла& мент закон о запрещении другой участвовавшей в выборах и оказавшейся в парламентском меньшинстве политической партии. Оцените деятельность правящей партии с позиций принципов демократии. Ответ поясните.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с размышлениями российского философа и обществен&
ного деятеля П. И. Новгородцева о демократии.
Наивная и незрелая мысль обыкновенно полагает, что стоит только свергнуть старый порядок и провозгласить сво& боду жизни, всеобщее избирательное право и учредительную власть народа, и демократия осуществится сама собой. Не& редко думают, что провозглашение всяких свобод и всеоб& щего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией, причем в случае наступле& ния анархии ближайшим этапом политического развития бывают самые сильные суровые формы демагогического де& спотизма.
Новгородцев П. И. Демократия на распутье // Антология мировой по&
литической мысли: В 5 т. — М., 1997. — Т. 4. — С. 418.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем трудность осуществ& ления демократической идеи на практике? Используйте в ответе материал параграфа. 2) Опираясь на факты истории и современно& сти, проиллюстрируйте мысль о том, что формальное провозглаше& ние демократических принципов при отсутствии определенных об& щественных условий порождает олигархию, анархию и даже деспотизм. 3) Оцените размышления автора по проблеме демокра& тии с позиций современных демократических принципов и ценно& стей.